July 8, 2022, 06:03 AM

Жила-была девочка - сама виновата: почему стоит посмотреть сериал «Обоюдное согласие»

Яхта, парус. Молодая женщина в алом платье, в синяках и ссадинах шаткой походкой идет по палубе, подходит к борту, бросается в море, доплывает до берега и из последних сил, босиком, добирается до отделения полиции. Знакомьтесь: это 29-летняя Анна Николаевна Федорова, учительница русского языка и литературы средней школы города Приморска. Ее только что изнасиловали на этой самой яхте. Анна Николаевна намерена подать заявление и добиться наказания для обидчиков.

В классических детективах с этого начинается самое захватывающее – расследование: поиск преступника, допросы и очные ставки, сбор улик и доказательств. Но в драматическом сериале «Обоюдное согласие» расследовать преступление никто не торопится. Режиссер Валерия Гай Германика, снимающая и документальные ленты («Девочки», «Папа»), и остросоциальные художественные проекты («Школа», «Все умрут, а я останусь») в своей реалистичной манере – неторопливо и отстраненно – фиксирует ход событий.

Всю первую серию нам подробно показывают рутинные процедуры, которые проходит жертва изнасилования. Вот она составляет заявление непишущей ручкой в дежурной части. Вот проходит медицинское освидетельствование. Вот отвечает на вопросы следователя Смирновой – корпулентной оперативницы со стажем. Следовательша оглашает перспективы дела и дает Анне добрый совет:

«Это все не доказать. Поезжай домой, выспись как следует и забудь все как страшный сон. А то потом по судам затаскают! Мужики от тебя шарахаться будут! Городок у нас маленький, на кой тебе такая слава?»

Дальше – больше: на Анну обрушится волна буллинга и обвинений типа «самавиновата».

Сериал «Обоюдное согласие» выпустила российская онлайн-платформа KION, которой руководит хорошо известный в Екатеринбурге Игорь Мишин. Игорь Николаевич – создатель первого в нашем городе некоммерческого медиахолдинга «Четвертый канал», а сейчас – кинопродюсер и гендиректор МТС/Медиа. Злободневный контент, который становится триггером для обсуждения важных тем, команда Мишина выбирает намеренно. В 2021 году в топ-10 вошли сразу два проекта KION, и оба провокативные. Сериал «Клиника счастья» с Дарьей Мороз в ироничном ключе раскрывает тему гармонии в постели. В проекте «Хрустальный» Антон Васильев играет следователя, пережившего в детстве сексуальное насилие. «Обоюдное согласие» продолжает эту линию и идет дальше.

Несмотря на травлю, упрямая «училка» Федорова заявление об изнасиловании не заберет, и дело все-таки заведут. Расследование будет вести другой следователь, Нестеренко – единственный, кто окажется небезразличен к ситуации Анны. Но тут в канву повествования начнут вклиниваться «скелеты в шкафах»: подробности из прошлого главных героев, которые изменят ход следствия и наше представление об инциденте на яхте.

Даже если вас не интересует современная новая этика, все эти metoo, абьюзы, виктимблейдинги, харассменты и мезогинии, вам доставит удовольствие кастинг сериала. Он также полон сюрпризов. Например, следователя Нестеренко играет Алексей Козлов – магистр телеигры «Что? Где? Когда?». Оказывается, «знаток» с юности мечтал играть в кино, но родители запретили ему поступать в театральное. Жаль, что он не стал профессиональным актером: уровень достоверности его персонажа поразительная. Вы и не вспомните, что перед вами обладатель «Хрустальных сов». Козлов сыграл «безупречного оперативника» с намеком на темный секрет в его семье.

С неожиданной стороны раскрывается актриса Алла Михеева, которая сыграла лучшую подругу главной героини. У Михеевой в портфолио пока не было крупных профессиональных успехов, нам она известна по одной роли – глуповатой блондинки, которая приставала к селебрети с микрофоном и дурацкими вопросами в шоу «Вечерний Ургант». В сериале «Обоюдное согласие» Алла раскрылась как сильная драматическая актриса и автор саундтрека.

Актер Шамиль Хаматов – родной брат заслуженной артистки и благотворительницы Чулпан Хаматовой – предстал в сериале «Обоюдное согласие» в образе одного из самых отвратительных персонажей, насильника и мажора со своей болезненной тайной. Народный артист из старой обоймы Борис Щербаков – по фильму папаша героя Шамиля Хаматова – тоже знаковый выбор. Решение взять этого актера на роль домашнего тирана выглядит как издевка над токсичной маскулинностью персонажей, которых уже лет пятьдесят исполняет Щербаков.

Но затмила всех в «Обоюдном согласии» Мария Голубкина.

Однозначно нужно посмотреть весь этот сериал ради одной постельной сцены ее героини: грузная циничная ментша в чулках трахается с начальником на заднем сиденье полицейского автомобиля. Вам станет понятна идея Германики. Кто кого тут «харассментит» – начальник подчиненную или подчиненная начальника? Как говорится, «все сложно».

У Гай Германики, которая всегда идет против общественного мнения и не боится эпатировать зрителя, иначе и быть не может. В ее детективной драме всё глубже, всё непросто, у нее нет преступников и нет пострадавших. Здесь все оказываются жертвами и все – абьюзерами. Учителя соблазняют школьников, школьники третируют учителей, начальники тиранят подчиненных, подчиненные успешно подсиживают начальников, бизнесмены и чиновники обкрадывают жителей города, жители с удовольствием «полощут» подробности личной жизни элиты, жены ненавидят мужей, а мужья – жен, друзья насилуют друзей... Симпатий не вызывает никто, потому что виновны все – все по негласному обоюдному согласию раскручивают это колесо насилия и сами страдают от него же. Так вам и надо, без всякого сочувствия констатирует Германика, самивиноваты.

Наталья Пирожникова специально для ЕАН

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+