РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 10:31

Мелеющий Урал, «газовые атаки»: министр Самбурский - об экологических проблемах Оренбуржья

Когда в Оренбуржье перестанет пахнуть сероводородом, Урал станет полноводнее и каким будет новый аэропорт.
Для чего область решила приватизировать одно из самых прибыльных унитарных предприятий - «Оренбургские коммунальные электросети» (ОКЭС)? Когда спасение Урала начнется в реальности, а не на бумаге? Где в Оренбуржье появятся первые мусороперерабатывающие комплексы? На эти и другие вопросы корреспондента ЕАН отвечает министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Александр Самбурский.

Неминуемая приватизация

- Александр Михайлович, в суде рассматривались вопросы, касающиеся процедуры приватизации ГУП «ОКЭС». Прокуратура приводит экономические показатели предприятия как аргумент против новой формы собственности. Для чего региону нужна эта приватизация?
- Экономические показатели ОКЭС и тот факт, что это предприятие является одним из самых прибыльных в регионе, никак не влияет на решение о его приватизации. Дело в том, что ГУП как форма управления и ведения хозяйственной деятельности потерял свою актуальность. Преобразование в акционерное общество проходит по поручению президента Владимира Путина, который призвал каждый год сокращать количество ГУП.
Изменение организационно-правовой формы никак не отразится ни на прибыльности предприятия и не повлечет изменений в использовании прибыли. Единственным акционером создаваемого АО будет Оренбургская область.
Новая форма собственности упростит порядок управления предприятием. Сейчас оно подведомственно сразу нескольким министерствам, среди которых Минприроды и Минпромышленности. Все действия, которые касались стратегии развития, различных сделок, нужно было поэтапно согласовывать. Акционерным обществом будет управлять совет директоров, в который войдут представители профильных ведомств, что значительно ускорит процесс и улучшит качество принятия решений.
- Одна из последних сделок по приватизации, прошедших в Оренбуржье, – это процедура акционирования аэропорта. Сделка была полностью закрыта в конце октября. Когда оренбуржцам можно ждать обновленный аэропорт и что в итоге получила область?
- Это очень выгодная для региона сделка. Мы смогли найти инвестора для сложного объекта с крупными долгами. Новый собственник берет на себя обязательства не только по погашению долгов на сумму более 1,3 млрд рублей, в том числе по лизингу за самолеты, но и по полной реконструкции здания аэропорта и вспомогательных объектов. Если этого не произойдет в рамках договора, то он будет расторгнут и аэропорт вернется в собственность региона.
Работы уже начались и займут продолжительное время. Проектирование и согласования, а также сами работы по реконструкции будут идти несколько лет. Собственник, опираясь на свой опыт, уверяет, что вместо 48 месяцев сможет уложиться в 36. Так или иначе в 2025 году оренбуржцы смогут оценить новый терминал.
Что касается выгоды для казны, то в бюджет от этой сделки поступит 3,1 млрд рублей, в том числе чуть более 95 млн рублей будет перечислено в виде налога на прибыль в федеральный бюджет – это 3% от общей суммы налога. Деньги будут переведены со счета ГУП «Областной имущественный фонд» в апреле следующего года. Так предусмотрено законом.

Дышите глубже

- Тема, которая, к сожалению, также довольно часто оказывается в центре внимания общественности, – экологическая обстановка в регионе. В области появилась единая система экологического мониторинга, но жалобы на выбросы сероводорода и других вредных веществ все еще идут.
- Мы уже немало сделали на этом пути. Этому способствует и работа единой системы экологического мониторинга. Сегодня в нее входят 43 стационарных поста, 13 из которых региональные, остальные принадлежат предприятиям. Тот факт, что в открытом доступе находятся данные и по частным постам, мотивирует их собственников более внимательно относиться к тому, как их работа влияет на окружающую среду.
За последнее время число жалоб на выбросы вредных веществ в Оренбуржье сократилось на 30%.
В основном жители жалуются на запахи, которые они связывают с работой нефтеналивных комплексов. В регионе их несколько, ряд из них действительно располагается довольно близко к жилым домам. Мы ведем с предпринимателями большую работу, мотивируем их модернизировать оборудование. Это уже сделано в Переволоцком районе, Бузулуке и Сорочинске.
Модернизация даже небольшого нефтеналивного комплекса занимает около двух лет. А полностью избавиться от запаха сероводорода, который исходит от нефтевозов и цистерн на железной дороге, получится только после того, как транспортировка нефти с автомобилей и железной дороги уйдет «в трубу». В Оренбуржье уже приступили в реализации одного из таких проектов на западе области, идут проектные работы по строительству нового нефтепровода. Но на его строительство тоже уйдет время.
- Во время посещения того же Переволоцкого района губернатор Денис Паслер говорил о том, что если нефтяники не изменят ситуацию с выбросами, то предприятие будет закрыто. Однако ни одного закрытия мы так и не увидели.
- У нас нет цели закрывать производства. Они – часть региональной экономики, там работают люди. В том же Переволоцком нефтяники немало вложили в переоборудование нефтеналивного комплекса. К слову, там же на 90 дней приостанавливали деятельность одного из предприятий, от выбросов которого страдали люди.
Финансовые санкции за экологические нарушения в нашей стране очень низки, они не стимулируют предприятия внедрять технологии, уменьшающие выбросы в окружающую среду. Важно менять само отношение природопользователей к экологии региона, в котором они осуществляют свою деятельность. Наша ключевая задача – сподвигнуть компании инвестировать в модернизацию технологического процесса.
Если раньше предприятия просто ставили себе цель быстро добыть углеводороды, не обращая больше ни что внимания, то уже сегодня они налаживают обратную связь с гражданами, запускают свою систему наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, а главное - разрабатывают и внедряют целый комплекс мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Так, например, нефтяная компания «Сладковско-Заречное» инвестировала в природоохранный проект более 2,3 млрд рублей, «Преображенскнефть» вложила более 140 млн рублей в модернизацию оборудования, «Триумфом» в Переволоцке в прошедшем году проведены работы по техническому усовершенствованию нефтяного терминала на сумму более 60 млн рублей, «Уральская сталь» презентовала новую Экологическую программу и Климатическую стратегию на сумму более 14 млрд рублей.

Мусорный вопрос

- Еще один вопрос, который влияет на экологическую ситуацию в области, - качество вывоза и утилизации мусора. С 2019 года, когда начала действовать мусорная реформа, оренбуржцы активно жалуются на постоянно переполненные контейнеры. Что мешает – недоработки на региональном уровне или несовершенство федерального законодательства?
- Здесь нужно сразу отметить, что все решения, связанные с переработкой и утилизацией мусора у нас в стране, еще совсем свежие, можно сказать, молодые. В России никогда не было такого направления в регулировании. Мы с вами никогда не обращали внимание на мусор и не думали о том, куда он девается после того, как мы его выносим на контейнерную площадку. Государство решило привести все это к «единому знаменателю», определить ответственных в лице региональных операторов по вывозу ТКО.
Главная сложность была в том, чтобы определить, кто и за что отвечает во всей этой истории. Как оказалось, по закону нельзя все «вешать» на регионального оператора. В его обязанности входит только вывоз отходов. Организация и содержание площадок под контейнеры – обязанность муниципалитета. На решение всех этих вопросов ушло немало времени. Надеюсь, что теперь справляться с ними будет проще.
В 2019 году по госпрограмме было выделено 66,7 млн рублей из областного бюджета на создание 313 контейнерных площадок в 17 муниципальных образованиях области. В последующие три года планируется выделить еще по 20 млн рублей ежегодно в виде субсидий муниципалитетам для обустройства этих территорий.
В этом году регион получил более 45 млн рублей на приобретение более 3,5 тыс. контейнеров для раздельного сбора отходов. Повышенное финансирование позволило осуществить закупку специальных контейнеров для бумажной и пластиковой продукции.
Что касается работы регионального оператора, то она, конечно, не идеальна, но пока он выполняет все условия договора. Кроме того, его работу жестко контролирует ГЖИ и наше ведомство.
- В конце прошлого года активно говорили о новом инвестиционном проекте по строительству мусороперерабатывающего завода в Оренбурге. Чем закончилась эта история?
- Да, обсуждения действительно были, и мы заинтересованы в таких проектах. Совсем скоро мы столкнемся с тем, что нам просто некуда будет складывать мусор. Буквально в следующем году нужно закрывать полигон в Соль-Илецке, его возможности практически исчерпаны.
Отходы обязательно нужно перерабатывать и утилизировать. Пока в регионе нет подобных площадок. Только в Оренбурге, Бузулуке и Курманаевском районе налажена сортировка. Переработки пока нет нигде.
Однако на данный момент проведены переговоры с крупным инвестором из Москвы и заключен договор с региональным оператором по строительству крупного экотехнопарка с комплексом по сортировке и переработке отходов. Строительство нового современного комплекса поможет снизить количество полигонного захоронения и повысить уровень использования вторичного сырья. Кроме этого, он охватит более 80% от всего объема ТКО, производимого в регионе.

Река Урал: спасать или оставить в покое?

- Экологическая проблема с еще более глубокими корнями – это состояние реки Урал. За последние несколько лет она сильно обмелела, это видят оренбуржцы, прогуливаясь по набережной. На многочисленных встречах с научным сообществом и представителями соседних регионов, а также Казахстана этот вопрос не раз обсуждался, но пока никаких реальных действий мы не видим.
- Итогом всех этих встреч стала большая комплексная программа по сохранению экосистемы Урала. Она включает в себя четыре больших блока мероприятий. В первую очередь это строительство очистных сооружений. Слив неочищенных сточных вод в Урал – одна из основных проблем, которая влияет на состояние реки.
У нас в области все очистные были построены почти полвека назад, им давно нужна модернизация. У большинства сооружений износ уже достиг 70 – 80%.
Сегодня относительно эффективно работают лишь очистные сооружения Оренбурга. В некоторых населенных пунктах нашей области очистных сооружений просто нет. За пять лет мы планируем построить и реконструировать 22 очистных сооружения в различных городах и районах области. К 2027 году мы планируем снизить количество сбрасываемых неочищенных вод на треть.
Второй блок – это расчистка русла. На это по программе предусмотрено 1,8 млрд рублей. Такая расчистка будет проводиться в основном в границах населенных пунктов или в традиционных местах отдыха. Я знаю, что не все ученые поддерживают такой подход, но, познакомившись с мнением разных представителей научного сообщества, я для себя сделал вывод, что расчистка русла вполне оправданна и может дать хорошие результаты. Дополнительным эффектом этих мероприятий станет и облегчение пропуска весеннего паводка, что снижает вероятность подтопления населенных пунктов и негативного воздействия реки на их берега.
В третий блок вошли самые масштабные и в то же время самые спорные мероприятия – строительство новых дамб и водохранилищ. На это в программе предусмотрено 5,3 млрд рублей. Стоит отметить, что пока в этом блоке – только проекты и исследования. Прежде чем принять окончательное решение о строительстве дамб, нужно будет пройти большое количество согласований, в том числе и межгосударственных, которые будут основываться на результатах исследований.
Также в плане строительство рыборазводного завода, чтобы Урал был не просто чистым и полноводным, но и обитаемым.
На Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана президент РФ Владимир Путин поддержал нашу инициативу и поручил до конца 2021 года утвердить план мероприятий по восстановлению экосистемы реки Урал.
- Все, о чем вы говорите, в основном направлено на изменение качества воды, но оренбуржцев также сильно волнует, что Урал мелеет. Как быть с этой проблемой?
- Как отмечают эксперты, на снижение водности Урала влияет не только человеческая деятельность, но и факторы, на которые мы воздействовать не в силах. В первую очередь это климат. Сегодня выпадает все меньше осадков, а средняя температура воздуха по году растет. Мы не можем на это влиять, но можем приспособиться к этому и снизить негативные последствия. В том числе и за счет зарыбления и очистки берегов и дна реки.
Беседовала Евгения Чернова
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября