Загорский трубный завод (ЗТЗ) договорился о покупке 100% компании «Уральская сталь» – дочернего предприятия холдинга «Металлоинвест» легендарного миллиардера Алишера Усманова. Сумма сделки составляет порядка 500 млн долларов, ее закрытие ожидается в феврале. В том, как продажа предприятия в скромном оренбургском Новотроицке отразится на российском металлургическом рынке, – разобрался ЕАН.
Для ЗТЗ это не первая попытка купить «Уральскую сталь»: два года назад переговоры о приобретении пакета акций оренбургской компании уже велись. Однако тогда они не закончились сделкой, летом 2020 года «Металлоинвест» сообщил, что по «итогам глубокой проработки и анализа рыночной конъюнктуры компании решили продолжить самостоятельное развитие активов».
Практически сразу ЗТЗ заявил о том, что готов купить Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) — одного из лидеров отрасли. Но и в этом случае сделка не состоялась, ЧТПЗ с его заводами на Южном Урале и в Свердловской области в итоге купила Трубная металлургическая компания Дмитрия Пумпянского.
Загорский трубный завод – это кто?
ЗТЗ — предприятие молодое, запущено в 2015 году. Считается, что отец и сын Сафины нажили капитал на восстановлении труб для ЖКХ.
Изоляционный трубный завод Сафиных нельзя было назвать сверхприбыльным. По идее предприятие должно было ремонтировать трубы, но по факту могло заниматься торговлей бывшими в употреблении изделиями, замаскированными под новые, - по крайней мере, так говорили осведомленные рыночные источники. Когда эта информация стала достоянием общественности, у завода возникли крупные проблемы, сейчас он проходит процедуру банкротства.
Параллельно с банкротством предприятия Сафины, используя мощности банкрота, организовывают новое производство — Загорский трубный завод. Проектная годовая мощность завода — 500 тыс. тонн труб большого диаметра для нефтегазовой отрасли, а также трубы, предназначенные для магистральных нефте- или газопроводов. Из 10 млрд рублей, инвестированных в строительство завода, 5,1 млрд были предоставлены Сбербанком, а 4,9 млрд вложили сами Сафины.
Как получилось, что собственникам проблемного предприятия Сбербанк одобрил такой огромный кредит?
Считается, что одним из акционеров компании является Николай Егоров, хорошо знакомый с главой банка Германом Грефом и пользующийся его благосклонностью. В бизнес-среде он известен как однокурсник президента Владимира Путина по юридическому факультету ЛГУ. Егоров является акционером адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и еще ряда коммерческих предприятий. В базах данных его следов в акционерном капитале Загорского метзавода нет, однако в интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» Денис Сафин заявлял о том, что Егоров владеет 25% + 1 акционерного капитала компании.
Сейчас ЗТЗ формально принадлежит британскому офшору «Пайп Трейд Лимитед». При этом, судя по базе проверки контрагентов «Спарк.Интерфакс», офшор с ноября 2021 года значится недействующим.
Скриншот из программы "Спарк.Интерфакс"
Зачем другу Грефа и Путина завод в Новотроицке?
На рынке ЗТЗ появился внезапно. К 2015 году, когда он начал выпускать первые трубы большого диаметра, в стране уже был пул производителей такой продукции. К этому времени были запущены три "Стана 5000", способные выпустить железный лист, из которого и сваривалась потом труба большого диаметра (мощности находятся в Колпино на заводе «Северсталь», на Магнитогорском металлургическом комбинате и на Выксунском метзаводе).
Отметим, при этом лишь «Северсталь» имеет полную цепочку производства труб большого диаметра, холдинг Объединенная металлургическая компания только планирует добиться этого в ближайшие годы.
Остальные игроки (ТМК, ЗМЗ и «Лискимонтажконструкция») располагают только собственными турбоэлектросварочными агрегатами для термообработки и нанесения на трубы покрытий. Поэтому они вынуждены кооперироваться друг с другом и покупать материалы для производства труб. Например, не редкость, когда «Северсталь» отгружает лист прямому конкуренту — Загорскому трубному заводу.
У ЗТЗ с ресурсами для выпуска специфической, но очень востребованной продукции, было непросто. На первых порах основными поставщиками широкого листа для завода стали иностранные компании: Алчевский металлургический комбинат (Луганская область, территория ЛНР) и южнокорейская POSCO. И только через некоторое время, благодаря долгим переговорам всех сторон, российские игроки стали поставлять листовой прокат ЗТЗ.
С «Уральской стали» ЗТЗ будет получать листовой прокат - в октябре 2019 года ЗТЗ подписал с ВТБ соглашение о финансировании проекта создания производства бесшовных труб стоимостью 35 млрд рублей. Загорский трубный завод пока не называл предположительную мощность проекта, но по оценкам экспертов, она вряд ли сможет превысить 500 тыс. тонн. Именно для него и могла бы подойти круглая заготовка, выпускаемая «Уральской сталью».
Весь вопрос в том, куда все это девать. Потребитель труб большого диаметра в стране, по сути, один — и это «Газпром».
Как сделка изменит рынок?
«Продажа «Металлоинвестом» «Уральской стали» приведет к определенной реконфигурации позиций игроков», – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. По его словам, доля «Металлоинвеста» в выпуске российского чугуна снизится до 0%, стали – с 6-7% до 4,5%, стального проката – с 5,5% до 4-4,2%. Зато доля ЗТЗ на этих рынках вырастет с 0% до 4%, 1,5-2,5% и 1,3-1,5%.
«ЗТЗ расширяет свою продуктовую линейку, добавляя к трубам плоский прокат. Теперь он может обеспечивать штрипсом собственное производство труб большого диаметра, не завися больше от сторонних поставщиков. Также он может в будущем использовать выпускаемую на «Уральской стали» трубную заготовку для производства бесшовных труб, о создании которого ЗТЗ заявлял почти три года тому назад», – говорит эксперт.
Что будет с экологией?
«Уральская сталь» – старый комбинат, который не был полноценно модернизирован в период массового обновления металлургических мощностей 2005-2015 годов. Сейчас «Уральская сталь» продает свою продукцию в Европу, страны Прибалтики, на Дальний и Ближний Восток.
«Несмотря на проводимые экологические мероприятия, предприятие продолжает оставаться источником загрязнения воздуха не только для Новотроицка, но и для соседнего с ним Орска. На фоне постепенного ужесточения требований к безопасности промышленных предприятий рано или поздно встал бы вопрос о кардинальном снижении выбросов вредных веществ с «Уральской стали», – отмечает Хазанов. – Учитывая, что в Европе планируется введение трансграничного углеродного налога, то для «Металлоинвеста» его суммы могли оказаться очень существенными. Поэтому, продав «Уральскую сталь», компания снижает собственный углеродный след».
Напомним, компания «Металлоинвест» продает АО «Уральская сталь» (Оренбургская область) Загорскому трубному заводу. В соответствии с подписанным соглашением, ЗТЗ приобретает у «Металлоинвеста» 100% акций АО «Уральская сталь». Закрытие сделки ожидается в феврале 2022 года. После продажи «Металлоинвест» продолжит обеспечивать «Уральскую сталь» железорудным сырьем на рыночных условиях.
Как отметил вице-губернатор, заместитель председателя правительства по экономической и инвестиционной политике Оренбургской области Игнат Петухов, подобные крупные сделки говорят о том, что активы, расположенные на территории региона, привлекательны для инвесторов и крупного бизнеса.
По словам вице-губернатора, правительство области не останется в стороне и готово встречаться с новыми собственниками, чтобы обсуждать вопросы взаимодействия между бизнесом и властью. Но это будет возможно после того, как будут улажены все юридические нюансы сделки.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42