Вопросам патриотического воспитания молодого поколения в последнее время уделяют повышенное время в школах и на уровне государства. На фоне СВО это стало особенно заметно. О том, кто и какими способами должен воспитывать патриотов, что нужно вернуть в школу и почему часто тема патриотизма вызывает у школьников только скуку и отторжение, беседуем с ветераном боевых действий в Чечне, председателем Оренбургского регионального военно-патриотического клуба и сводного юнармейского отряда «Содружество» Александром Никифоровым.
- Александр Иванович, никто не отрицает важности патриотического воспитания, но методы и способы нередко вызывают споры. Как, по-вашему, можно воспитывать патриотизм у молодежи?
- Я считаю, что невозможно воспитывать в ребенке что-то одно – любовь к Родине, порядочность, ответственность. Это всегда комплексная работа, и только при таком подходе она даст свои результаты. Не нужно воспитывать патриотизм, нужно воспитывать человека. Того, кто будет уважать старших, помогать младшим, делать все, чтобы людям, которые живут рядом с тобой, было легко и комфортно. Такой человек и будет патриотом.
Не будут подростки любить Родину, если не будут с уважением относиться к родителям и учителям, если не научатся ценить свой и чужой труд, если не будут с благодарностью относиться к тем, кто что-то делает для тебя. Будь то собственные родители, обеспечивающие быт своим детям, или неизвестный фермер, собирающий на своих полях хлеб, который потом окажется на твоем столе.
- Кто должен брать на себя это воспитание? Часто можно услышать мнение, что это обязанность школы. Учителя говорят, что основы закладывает семья, а взрослые порой выбирают кружки патриотической направленности и думают, что все нужные знания дети получат там.
- Я придерживаюсь точки зрения, что все основы закладываются в семье. Дети всегда будут поступать так, как этому научили их родители. Если в семье было принято здороваться с соседями, помогать родителям по дому, распределять обязанности на всех, то это будут делать и дети, когда сами станут родителями.
Сегодня в силу разных причин в семьях нет доверительных отношений между взрослыми и детьми. Родителям просто некогда поговорить со своими чадами, но при этом дети находятся под гиперопекой, которая, по-моему, как раз и является результатом недоверия.
Взрослые не уверены, что дети готовы к самостоятельным шагам, им не дают пробовать себя, боятся отпустить. В итоге мы просто взращиваем инфантилизм. Откуда уж тут взяться патриотизму?
Понимаю, что многие воспримут это как громкие слова, но задача родителей - научить детей жить самим. Именно так нас воспитывали в советской школе. И как раз этот период с точки зрения образца приводят для современности, когда говорят об успехах того самого патриотического воспитания.
- Часть опыта советской школы - начальная военная подготовка. Поможет ли сборка автоматов и бег в противогазах научить любить Родину?
- НВП была только частью, причем не самой основной, большой образовательной программы, направленной на патриотизм. В советское время детей не учили воевать, как не делают этого и сегодня. Но в школе много говорили о людях – примерах того, как именно можно служить стране. Герои Великой Отечественной войны, революции и других непростых периодов нашей истории, человек труда, стахановцы и участники больших строек. Можно спорить о том, как именно это подавалось, можно говорить о том, что были факты преувеличения заслуг, но политика государства была понятна: в почете тот, кто работает на благо страны не только на фронте, но и на заводе.
Сегодня школьникам ничего такого не рассказывают. Мало кто может назвать фамилии героев-оренбуржцев Великой Отечественной или уже в современной истории. Я не берусь судить о том, кто в этом виноват, но это факт.
Что касается военных навыков, то долгое время мы считали, что их не нужно прививать всем, что армия переходит на профессиональную основу, а значит, всему научат уже тех, кто выберет для себя этот путь. Но частичная мобилизация показала, что на линии фронта может оказаться любой.
И думаю, что сейчас нам стоит обо всем размышлять именно с такой позиции – никто из нас не знает, где может оказаться завтра, и лучше быть максимально подготовленным к любой ситуации.
- Вынос флага по понедельникам, «Разговоры о важном»…
- Наверное, это должно быть. Школьники должны знать и уважать государственные символы. Важно рассказывать им об истории и людях страны, обсуждать с ними разные темы.
Но также важно и слушать детей. Общение должно быть двусторонним, а не просто чтение лекций и демонстрация фильмов. Снова скажу: сегодня с детьми почти не разговаривают, а это важно для выстраивания доверия между ними и взрослыми. Хорошо, что вопросы патриотизма вышли на государственный уровень, но не стоит ждать, что это быстро даст результаты. Это большая и сложная работа, ее нужно проводить систематически, а у нас почти 30 лет вообще ничего не делалось. Догонять будет нелегко, но делать это нужно.
Ну и опять же подчеркну важность того, что идет из семьи.
Можно сколько угодно выносить российский флаг и рассказывать о героях Отечества, но если эта идеология не поддерживается в семье - все впустую.
- В школах активно привлекают детей к участию в сборе гуманитарной помощи участникам СВО, они пишут письма бойцам. Такая практика была и в Великую Отечественную войну. Стоит ли втягивать в это детей?
- Говорить с ними нужно обязательно, но как это делать - каждый родитель решит сам. Скажу по опыту нашего отряда. Изначально все участие курсантов в акциях поддержки СВО было добровольным и не все родители положительно относились к привлечению детей к таким мероприятиям. Сейчас практически все курсанты пишут письма и записывают видеопоздравления, которые мы передаем на передовую, в канун разных праздников.
Мы можем по-разному относиться к тому, что происходит в стране и мире, но, как говорится в известном фильме, «есть такая профессия – Родину защищать». Наши военные, а теперь еще и мобилизованные, уже находятся на передовой.
Можно спорить о том, должны они там быть или нет, сидя на кухне. Но это факт – ребята там, и они выполняют свой долг.
Их и поддерживают курсанты, желают им скорейшего возвращения и благодарят за то, что они взяли на себя этот нелегкий труд.
Добавлю по своему опыту того, кто прошел чеченскую кампанию. Получить письмо из дома, даже если оно написано совершенно незнакомым человеком, дорогого стоит. Тем, кто воюет, важно знать, что их ждут, важно понимать, за что они все это делают.
Когда ты, в крови и грязи, разворачиваешь листок, а он пахнет духами, или видишь неумелый детский рисунок, то на короткое время возвращается в мирное время. Вот для этого нужны такие письма. И это тоже проявление патриотизма, когда ты хочешь поддержать тех, кому нелегко, даже если ты совсем не знаешь этого человека.
Евгения Чернова