Публичные слушания по новому проекту Генерального плана второй раз прошли в Оренбурге. Горожане и чиновники снова встретились, чтобы увидеть, какие замечания были учтены после подобного обсуждения, прошедшего в июле, а что снова вызывает споры в обществе.
Вторую редакцию представили замминистра архитектуры области Татьяна Тимошинова, замглавы Оренбурга по градостроительству Виталий Чижков и директор компании-разработчика «Корпус» Алексей Нестеркин. В зале Дворца творчества детей и молодежи собралось гораздо меньше желающих послушать и обсудить Генплан, чем три месяца назад.
Пропадут ли пробки на дорогах?
Как и в прошлый раз, Нестеркин представил полный Генеральный план, рассказал о том, на какие данные статистики опирались специалисты при его разработке. Здесь и прогноз по демографической ситуации, и фактическое объединение областного центра и Оренбургского района в одну агломерацию, и развитие транспортных потоков.
По словам Алексея Нестеркина, дорожная система Оренбурга требует разгрузки. Так, Загородное шоссе в будущем станет обычной городской магистралью. Это связано с тем, что на северо-востоке города планируется масштабная жилая застройка в новом микрорайоне «Молодой Оренбург».
Такая трансформация дороги требует найти альтернативу объезду города. Разработчики предложили вариант нового обхода, который пройдет мимо поселка Ростошинские Пруды у аэропорта и выйдет на Илекское шоссе.
«Объезд города будет проходить максимально далеко от жилых микрорайонов, - пояснил Алексей Нестеркин. – Его строительство не потребует никакого выкупа земельных участков у горожан или сноса жилых домов».
Скандальная дорога, которая должна была в первой редакции Генплана проходить через Ростоши, в новом варианте документа сильно сместилась. Она будет проходить по краю поселка и не затронет жилые участки. Дальше эта магистраль свяжет эту часть города с микрорайонами на юге. Но дорога не затронет участки, принадлежащие СНТ, а также обогнет Зауральную рощу. Вырубать деревья под эту трассу не придется.
Жители Ростошей признались, что рады тому, что их замечания услышали, но все равно настаивали на том, что эта магистраль создаст немало проблем. В частности, пока не будет построена новая объездная дорога – а в проекте ее возведение запланировано поэтапно вплоть до 2043 года – транспортные потоки, в том числе и грузовые, устремятся именно через Ростоши.
Эту часть проекта сильно раскритиковал бывший главный архитектор Оренбурга, нынешний руководитель областного Союза архитекторов Сергей Бренев. По его словам, в новой редакции совершенно не проработана «кровеносная система города» – его транспортная схема.
«Строительство нового обхода города в том варианте, который сейчас предлагают, просто невозможно реализовать, - пояснил он. - Дорогу в 70 км хотят строить 20 лет. За это время город задохнется от транспортных потоков».
Бренев призвал городские власти еще раз отложить принятие нового Генплана. По его мнению, документ нужно снова пересмотреть.
На это Виталий Чижков ответил, что Генплан – это стратегический документ. Он предполагает отражение того, как город будет развиваться.
«Старый Генплан не был реализован, я не гарантирую, что и этот будет реализован, - подчеркнул Виталий Чижков. - Это стратегия развития города, и мы будем по ней двигаться».
Из хороших новостей в дорожной сфере Оренбурга – появление лепестковой развязки на улице Гаранькина. Как рассказал Чижков, ее начнут проектировать уже в этом году. Она и должна будет спасти Ростоши от больших транспортных потоков.
Расширение еще одной магистрали, которое было предусмотрена даже в Генплане от 2008 года, в новой редакции исчезнет. Речь идет об участке улицы Степана Разина от проспекта Победы и дальше в сторону поймы Урала. На протяжении 15 лет жители этого района ждут, когда начнутся работы по расширению этой улицы до шести полос. Эти реформы грозили теми же проблемами, с которыми столкнулись в этом году жители Ростошей: изъятие земельных участков и построенных на них домов из частной собственности.
В новой редакции этот отрезок Степана Разина переведен в зону общественно-деловой застройки. О судьбе частных домов поинтересовался оренбуржец Александр Ткаченко, который уже 10 лет спорит с администрацией о законности постройки своего дома. Теперь такие споры грозят и его соседям. Обеспокоенные жители частного сектора по улице Степана Разина спросили, стоит ли им готовиться к борьбе за свои дома по образу и подобию инициативной группы из Ростошей.
«Мы увидели это несоответствие, будут внесены изменения, частная застройка затронута не будет, - пояснил Виталий Чижков. - Расширение Степана Разина до четырёх полос предусмотрено на участке дублёра улицы Чкалова. Но и там ни один дом не пострадает».
У кого будет кладбище под окнами?
Самым обсуждаемым вопросом стало размещение нового кладбищенского комплекса и крематория. На прошлых публичных слушаниях категорически против такого соседства выступили жители поселков Южный и Весенний.
«Разместить кладбище в Весеннем, как это предлагалось в первом варианте Генплана, не получится из-за того, что изменился Генплан самого посёлка. На этом месте уже запланировано строительство жилых домов», - пояснил Алексей Нестеркин.
В новой редакции разработчики предложили три других варианта. Но и они не были приняты общественностью.
Жители посёлка 9 Января высказались категорически против размещения кладбища и крематория рядом со своими домами.
«Предлагаемый участок является наихудшим вариантом, который можно было предложить, - говорят они. - Мы получим экологическую катастрофу, так как участок находится в водоохранной зоне, там пролегают коммуникации, водопровод.
Кроме того, этот участок находится в зоне затопления. Под угрозой жизни и здоровье 50 тыс. человек, проживающих в посёлке».
Оренбуржцы рассказали, что за два дня собрали 1500 подписей против размещения кладбища и крематория. Если их не услышал, они готовы идти к следователям и прокурорам.
Не согласны с вариантами размещения нового кладбища и крематория рядом со своими домами и жители поселков Чкалов, Экспериментальный и Южный Урал. Люди ссылаются на и без того не самую хорошую экологическую ситуацию в этих районах. Также они говорят о том, что поток траурных кортежей создаст новые пробки на уже перегруженных дорогах в южном направлении.
Отметим, что первые полтора часа публичных слушаний пришедшие задавали вопросы только о кладбище и крематории. Они требовали услышать их и найти другое место. Они игнорировали просьбы Виталия Чижкова не дублировать вопросы, так как ответы на них уже даны.
Ответ дал Алексей Нестеркин. Он подчеркнул, что вопрос о появлении крематория в Оренбурге до конца не решен. По его словам, пока нет ни одного инвестора, который проявил бы желание реализовать этот проект.
«Крематорий в Оренбурге может и не появиться. То, что он включены в Генплан, не значит, что его обязательно построят. Есть вариант его размещения на кладбище в Степном. Участок под кладбище ещё не выделен. Решения будут принимать власти сельсоветов и жители».
А есть ли довольные?
Как оказалось, есть. В поддержку нового Генплана высказалась руководитель Государственной инспекции объектов культурного наследия области Кристина Летяго. Она отметила, что исторический центр города никто не собирается застраивать высотками. Этого не допускают документы об охранной зоне, которые появились весной этого года. Они уберегут исторический центр от произвола строителей.
За новый Генплан высказались сами строители. В частности, генеральный директор ассоциации «Альянс строителей Оренбуржья» Андрей Таушев отметил, что документ отражает перспективы жилищного строительства в областном центре. Также он положительно оценил решение перенаправить транспортные потоки в сторону поселка Нижнесакмарский. В этом районе активно строятся резиденты особой экономической зоны. Генплан, по мнению Таушева, даст городу возможность развиваться комплексно.
Достаточно неоднозначно прозвучали призывы выразить благодарность разработчикам Генплана от бывшего депутата горсовета, работающего сегодня в сфере проектирования, Олега Агарева. Он отметил умение Алексея Нестеркина «держать удар».
«Я знаю по своему опыту, как это сложно, - отметил он. - Я бы хотел извиниться за поведение некоторых горожан. Уверен, что Оренбург будет вам сниться».
В завершение своего выступления он предложил представителям минарха и города отметить Нестеркина благодарственным письмом. При этом почему-то употребил выражение «в рамках действующего законодательства и Уголовного кодекса».
Что это: оговорка или ирония? Вопрос остался риторическим.
Что осталось без комментариев?
Несколько вопросов из зала прозвучали достаточно футуристично. В частности, горожане просили рассмотреть возможность запустить в Оренбурге городскую электричку по принципу Москвы. Оренбуржец был уверен, что такой общественный транспорт легко свяжет такие отдаленные друг от друга районы города, как Степной и Южный.
На это ему ответили, что такие проекты нужно прорабатывать совместно с РЖД и федеральным центром. В Генплан наземное метро может быть включено только после проработки этого вопроса на самом высоком уровне.
Также горожане предлагали снести кварталы ветхого жилья в историческом центре города и разбить на их месте сквер. Они посчитали, что район улиц Кирова, Пролетарской и Ленинской легко можно освободить под новую зеленую зону.
Виталий Чижков предложил оформить эту идею в виде письма на имя главы города. Его рассмотрят в установленном порядке.
В целом публичные слушания прошли достаточно спокойно. Выступающие старались слышать друг друга. Как пояснила замминистра архитектуры Татьяна Тимошинова, все замечания и предложения снова учтут.
Евгения Чернова