У преступников практически нет шансов избежать наказания. Даже если преступление не удается раскрыть по горячим следам, это не значит, что уголовное дело просто уберут в архив. Какие технологии помогают раскрыть дела прошлых лет? В чем состоит работа криминалистов? Как они справляются с негативом, с которым сталкиваются на работе? Об этом корреспонденту ЕАН рассказали сотрудники отдела криминалистики СУ СК по Оренбургской области: старший следователь-криминалист Алексей Ушаков и следователь-криминалист Дмитрий Зеленин.
«Сюда не идут за позитивом»
Криминалисты работают на каждом месте преступления. Они выезжают в любой район области и остаются там до тех пор, пока не соберут доказательства, изобличающие преступника. По словам Алексея Ушакова, порой на это могут уходить недели.
«Неважно, день это или ночь, мы просто выезжаем по первому звонку, - рассказывает он. – Были случаи, когда мы уезжали в отдаленный район области буквально с тем, что было с собой.
Работа по раскрытию преступления растянулась на несколько недель, так что все необходимое, от зубной щетки до тапочек, пришлось покупать в местных магазинах».
Сейчас сотрудники имеют своеобразные «тревожные чемоданчики» как дома, так и на работе. Это дорожные сумки со всем необходимым, что может потребоваться на выезде. Как отмечает Дмитрий Зеленин, такие навыки пригождаются и в обычной жизни, к примеру, на отдыхе и в туристических выездах.
«Могу устроиться даже в самых неприспособленных местах, - с улыбкой рассказывает Дмитрий. – Да и на сборы уходит гораздо меньше времени, так как по сути все самое необходимое уже собрано».
Несмотря на улыбки и непринужденность в разговоре, приходится обсуждать не самые радостные вещи. Преступления и их расследование – тяжелая работа как физически, так и морально.
«В Следственный комитет, как и в полицию, не идут за позитивом, - говорит Алексей Ушаков. – Но эту работу кто-то должен делать. Служба в правоохранительных органах мной была выбрана сознательно, и я начал ее в милиции, а с 2009 года продолжил в органах Следственного комитета. За период работы в СК могу сказать точно, что самой интересной, на мой взгляд, является должность следователя-криминалиста, поскольку это позволяет непосредственно участвовать в раскрытии преступления, применяя на практике свои знания и умения. Это сложно, но по-своему интересно».
Технологии на страже законности
Криминалисты чаще всего работают с неочевидными преступлениями – там, лицо, совершившее преступление, не установлено. Порой преступники делают все, чтобы спрятать следы и улики, надеясь избежать наказания. Но на страже законности сегодня стоят самые современные технологии.
«В частности, мы работаем со всеми техническими устройствами, которые так или иначе могут относиться к преступлению, – компьютеры, мобильные телефоны, - делится Дмитрий Зеленин.
– Сегодня очень много информации можно извлечь из них. Так, по преступлениям экономической направленности в компьютерах и телефонах можно например, найти и извлечь документы, подтверждающие наличие договорных отношений, перевод денежных средств и др.».
Еще больше данных можно найти в телефоне. В современной действительности он буквально стал отражением всей жизни человека.
«Порой мы не подозреваем, что через телефон о нас можно узнать все: с кем мы общаемся, что обсуждаем, куда ходим, какие деньги тратим и получаем, - продолжает Дмитрий Зеленин. – В телефоне буквально отражена вся жизнь человека. И там же мы можем найти доказательства совершения того или иного преступления».
Дмитрий поделился случаем, когда в Орске по подозрению в убийстве сожительницы задержали местного жителя. После совершенного преступления, чтобы скрыть его следы, он замуровал части тела в бетон и разбросал по лесопосадке, что не помогло ему избежать наказания. Вместе с тем когда криминалисты исследовали его телефон, то выявили еще одно совершенное им преступление.
«В файлах телефона мы нашли сведения, которые свидетельствовали о том, что этот мужчина совершил преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетней, - поясняет Дмитрий Зеленин. – Об этом случае вообще не было ничего известно, и если бы криминалисты не проявили бдительность, то преступника осудили бы только за убийство, а это преступление осталось безнаказанным».
На вопрос, почему преступники хранят в телефонах такие данные, хотя уже всем известно, что это очень сложно скрыть, криминалисты отвечают: «Это все от ощущения безнаказанности. Если преступник не попадается через день, два или десять, то начинает верить в то, что смог избежать наказания.
То же самое происходит из-за того, что человеку свойственно думать, будто все плохое, что происходит в жизни, касается кого угодно, только не нас».
К примеру, громкое дело банды киллеров, которые на протяжении нескольких лет совершали убийства в Оренбурге, - пример того, как преступники верили в то, что их не поймают.
«Фигуранты тщательно готовились к своим преступлениям, вели большую подготовительную работу, это все потребовало от криминалистов и следователей особой работы в расследовании, - говорят криминалисты. – Но несмотря на все это, преступники все же оказались на скамье подсудимых».
Раскрывать преступления помогают методы, основанные на современных научных достижениях, в частности, генетические экспертизы. Чаще всего именно они помогают установить причастных к преступлениям, совершенным в прошлые годы.
«До 2000-х годов проводились только биологические экспертизы, - рассказывает Алексей Ушаков. – Они позволяли выяснить группу крови, а также пол того, кому принадлежит биоматериал. Сегодня все иначе. На месте преступления мы собираем все биоматериалы: кровь, потожировые выделения и др. Каждый человек в любом случае оставляет следы на месте, где побывал. Порой достаточно обычного потожирового следа, который можно снять с мебели, посуды или другой поверхности. Уже это поможет не только установить пол побывавшего на месте преступления человека, но и его личность по соответствующей базе данных».
Неравнодушных людей становится больше
В раскрытии преступлений криминалисты применяют не только технические способы, не менее важно знать и психологию как преступника, так и потерпевшего. Особенно важно, когда речь идет о поиске без вести пропавшего человека. Следователи также выезжают на место происшествия, устанавливают все обстоятельства безвестного исчезновения, потом работают с родственниками.
Криминалисты отмечают, что успех расследования часто зависит от настойчивости сотрудников. Важно проверить каждую зацепку и быть на 100% уверенным, что сделал все.
«Именно поэтому поисковые мероприятия могут проводить повторно в одном и том же месте, чтобы ничего не упустить, - говорит Алексей Ушаков. – У меня был такой случай, когда мы выезжали на поиски пропавшей без вести женщины в Матвеевском районе. По предварительной информации, она в вечернее время ушла от подруги к себе домой и пропала. До приезда оперативников местные жители провели поиски на территории поселка, в том числе обследовали пустырь в центре поселка, который зарос бурьяном, но ничего там не нашли. Несмотря на все заверения, что в ходе поисков уже исследовался данный участок, мы решили еще раз пройти по этому месту, так как понимали, что женщина никуда не могла уйти дальше, не попав на камеры видеонаблюдения. Прочесав пустырь еще раз, мы нашли ее тело. Буквально в 50 см от него проходили следы тех, кто раньше искал ее, но так и не увидел».
По словам Дмитрия Зеленина и Алексея Ушакова, в последнее время сильно заметно, как много на чужое горе откликается совершенно незнакомых людей. Это особенно видно при организации поисков пропавших.
«Неравнодушных людей все больше и больше, мы видим, как люди сплачиваются и искренне стараются помочь, - говорят криминалисты. – На поиски выходят пожилые люди, молодежь, поисковые отряды, которые очень сильно нам помогают.
В том же Гае при поиске без вести пропавшего, когда требовалось обследовать дно озера, профессиональных водолазов нужно было ждать до утра. Но местные жители подсказали, что есть люди, которые занимаются подводной охотой. Они согласились нам помочь. То же самое мы видим и в других районах. Волонтеры готовят карты, местные жители помогают с высокопроходимой техникой, нас обеспечивают горячим чаем. Это вселяет веру в хорошее даже там, где мы видим только ужас».
Справляться с непростой работой криминалистам помогает позитивный настрой, увлечения, активный образ жизни и близкие. Выйдя за порог рабочего кабинета, они никогда не обсуждают трудовые будни.
«Это сложно – оставаться равнодушным во время работы на месте происшествия, но мы учимся отстраняться, чтобы сохранить трезвость ума, - говорят они. – Каждый из нас помнит свой первый выезд на убийство, помнит то, что мы там видели, но нести это дальше нельзя. Важно уметь не пропускать все это через себя. Это не работает только в одном случае – когда преступления касаются детей. Здесь оставаться равнодушным просто не получается».
Евгения Чернова