РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 6 мая 2024 в 12:17

Подвергаются набегам людей - как спасти редкие степные растения Оренбуржья

© Из Архива ФГБУ "Заповедники Оренбуржья"
Тюльпан Шренка, сон-трава, ирисы – весенние цветы, которые ярко раскрашивают степь. При этом они занесены в Красную книгу. Если их срывать или продавать, то можно раскошелиться на серьезную сумму.
Помогает ли такая работа сохранить первоцветы? Какие еще растения, кроме тюльпана Шренка, нужно оберегать в Оренбуржье? Какие методы борьбы с варварским отношением к природе наиболее действенны? Ответы на эти и другие вопросы ищем вместе с кандидатом биологических наук, ведущим научным сотрудником Института степи УрО РАН Наталией КИН.

Экологическое хулиганство

- Наталия Олеговна, сколько всего растений, кроме уже ставшего знаменитым тюльпана Шренка, занесено в Красную книгу Оренбуржья?
- В последней редакции Красной книги под охраной было более 150 видов семенных растений и около 30 споровых видов. Среди них - тюльпан Шренка, ирисы и даже несколько видов орхидей.
Растения могут попасть в Красную книгу не только из-за их истребления человеком. Мы все вместе можем предотвратить это воздействие. Не зря учеными проводятся исследования и изучаются состояния популяций видов, численность которых может сокращаться в результате антропогенного воздействия. Но есть факторы, которые человек просто не может преодолеть, например, изменение климата.
Есть и такие виды, которые удалось вынести из ряда редких. В животном мире это сурок-байбак. Но у нас до сих пор есть виды как флоры, так и фауны, которые нужно спасать. И это не всегда ярко-цветущие растения или крупные животные. Большинство из них вообще неприметны для обывателей, но очень важны для поддержания биологического разнообразия. Но все же основным фактором исчезновения различных биологических видов является человеческий. И причина здесь в экологической неграмотности людей, хотя есть еще и экологическое хулиганство. Люди могут знать, что растение редкое, что оно охраняется, но все равно будут его собирать из-за наживы или просто не считают важным сохранять растения. Это и есть хулиганство.
Стоит также отметить, что к таким же нарушениям относится не только сбор краснокнижных растений, но и их покупка. И если вам кажется, что сейчас на улицах уже почти нет старушек или подростков, которые торгуют букетиками степных тюльпанов, то вы глубоко ошибаетесь. Их выгнали с центральных улиц и крупных рынков. Но около магазинов рядом с домом или на стихийных базарах по-прежнему можно увидеть таких торгашей. При этом все они по большей части знают о том, какое наказание им грозит за сорванные и проданные букетики. Но пока есть спрос на первоцветы, будет и их предложение. Поэтому мы активно призываем не только не рвать редкие цветы, но и не покупать их.

Смертельная цепочка

- Вы упомянули о том, что не все знают, что ряд растений занесен в Красную книгу. Для таких людей наказание как-то отличается?
- Нет, потому что мы не можем определить, к какой именно категории относятся нарушители. Штрафы для всех одинаковые. И как известно, незнание закона не освобождает от ответственности.
Цели обычно у всех разные. Тюльпаны Шренка рвут на продажу, адонис весенний известен своими лекарственными свойствами, корневища сон-травы и ирисов выкапывают, чтобы посадить у себя в палисаднике. Некоторое время они даже могут расти и в саду, но из-за того, что человек не учитывает особенностей почвы и условий обитания, эти цветы в клумбах долго не живут.
Раньше сбор растений был нерегулируемый. Но в последние несколько лет защитники экологии вместе с администрацией, министерствами и общественными организациями подключились к этой проблеме.
К слову, штраф за сорванные цветы складывается из суммы ущерба популяции, но еще и оценивается каждый цветок: чем больше сорвано, тем дороже. В природе есть правило - непреднамеренно уничтожив один вид, мы можем повлиять на уничтожение целой цепочки других. К примеру, пропадут те или иные первоцветы, значит, насекомые, которые опыляли их, останутся без пищи. Это приведет к гибели основной популяции насекомых, а остальные перестроятся. Если пропадут насекомые, то птицы, которые возвращались в эти места именно ко времени, когда они просыпались, тоже останутся без еды. А значит, и их популяция окажется под угрозой вымирания. И так далее по пищевой цепочке. И здесь нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид.

Рубль как оружие

- В период цветения тех же тюльпанов проводятся рейды. Как это происходит? Неужели можно расставить охрану в степи?
- Рейды проводятся не только в степи, но и в городах. В степи мы ищем места произрастания редких цветов и следим за тем, чтобы там никого не было, а в городах - чтобы никто не продавал букеты из них на улицах. При этом поиск нарушителей – это не задача ученых. Этим должны заниматься правоохранительные органы, но таким вопросам не всегда уделяют должное внимание, в том числе из-за нехватки людей. Одна патрульная машина не сможет справиться со всеми торговцами цветами.
В ТЕМУ Экологическая акция «Первоцвет» проходит в Оренбуржье ежегодно с апреля по май. Всем, кто попадётся с букетами степных цветов, грозит административное наказание. Штраф для граждан составляет до 5 000 рублей, для должностных лиц — до 20 000, для организаций — до 1 млн рублей. За каждый сорванный цветок могут взыскать до 900 рублей, а за уничтожение мест произрастания первоцветов — до 450 тысяч рублей за гектар. На территории региона произрастают внесённые в Красную книгу тюльпан Шренка, рябчик русский, ирис низкий, прострел раскрытый («сон-трава»), горицвет весенний и другие редкие растения. Их можно встретить в Оренбурге и Орске, а также Оренбургском, Первомайском, Саракташском, Светлинском районах и Соль-Илецком городском округе.
Охранять места произрастания практически невозможно. Ареал тюльпана Шренка расположен в степной зоне, где в основном и располагается наш регион, поэтому невозможно выставить охрану по всей степи.
К сожалению, уже нет чубарых, как говорили казаки, степей с разноцветьем до самого горизонта. Но даже то, что осталось, все время подвергается набегам людей.
Стоит отметить, что, несмотря на штрафы, популяция тех же тюльпанов Шренка за последние годы не увеличилась. К счастью, их еще не все уничтожили. Сохранились места, где мы их можем увидеть небольшими рассредоточенными группами. Но о полном восстановлении говорить просто невозможно.
- Есть ли альтернатива штрафам? Можно ли еще как-то обратить внимание людей на проблему тех же первоцветов?
- Пока мы такой альтернативы не видим. К сожалению, в нашей стране наверняка срабатывает только наказание рублем. Конечно, важно экологическое просвещение, чтобы люди знали, какие растения под охраной. Но пока не было серьезных штрафов, результат был почти нулевым.
- Как насладиться красотой цветущей степи, не нарушая закон?
- Можно просто поехать за город и посмотреть на тюльпаны, не срывая их и не вытаптывая. Смотреть у нас не запрещено, можно фотографировать. Но я лично призываю наслаждаться цветами не через объектив. Недаром говорят, что красота в глазах смотрящего.
Евгения Чернова
almaceramica
Главные новости
Что ждет Челябинск - главные высказывания нового мэра на первой пресс-конференцииСлесарей, кондитеров и парикмахеров начнут обучать со школы в ЕкатеринбургеНовый SuperJet достроили для аэропорта ЕкатеринбургаДепутаты Екатеринбурга поспорили из-за льгот по турналогуНовая дорога появится между Свердловской областью и ХМАОЗампреда Совбеза РФ Дмитрия Медведева ждут в Свердловской области в пятницу