Губернатор Оренбургской области Денис Паслер неожиданно озадачился сносом объектов культурного наследия на месте бывшего водозабора на берегу Урала. ЕАН узнал мнения общественников и архитекторов на этот счет и в целом по поводу застроек в историческом месте.
«Исключение из реестра памятников архитектуры проводится не так-то просто. В федеральном законе от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» четко обозначены условия для снятия: полная физическая утрата или утрата историко-культурной ценности. Объекты водоканала - промышленная архитектура XIX века в хорошем состоянии. Наличие остатков бастиона и фундаментов Преображенского собора говорит о большом количестве знаковых ОКН, где начиналась история города и губернии. Соответственно, предлагать стеклянные фасады многоэтажек – это дискредитировать российскую историю приграничного региона. А фундаменты собора - это вообще памятник археологии.
Больше всего удивляет то, что глава региона, задавая такой вопрос, действует в интересах застройщиков, а не в интересах исторической памяти», - считает эксперт в сфере объектов культурного наследия, отказавшийся называть свою фамилию публично.
В свою очередь, председатель оренбургского регионального отделения ВООПиК Вера Арнгольд рассказала ЕАН, что о развитии этой территории говорили давно – еще со времен работы первого директора Музея истории Оренбурга Розы Петровны Чубаревой. Само здание музея в неоготическом стиле является памятником федерального значения и находится рядом с бывшим водоканалом. На этом месте закладывался город Оренбург в XVIII веке, здесь находится основание Золотого собора и захоронены первопоселенцы и дети первых губернаторов.
«На этом месте гуляли Пушкин и Даль, который показывал великому поэту, откуда наступал Емельян Пугачев, глядя на Урал с высокого берега. И вот на этом месте сейчас хотят сделать вот какую-то несуразную вещь.
Мы предлагали сделать великолепную вещь - археолого-ботанический парк по примеру чуть ли не Помпей в Италии. Такого нет ни в Уфе, ни в Самаре, только в Казани частично есть. Мы даже привлекли для будущего проекта кафедру дизайна Оренбургского госуниверситета», - сказала Вера Арнгольд.
Также в чиновничьих кабинетах много лет пылится проект развития этой территории, который готовил еще известный реставратор и архитектор Юрий Григорьев. В нем был учтен и периметр музея, для которого предусматривались дополнительные площади, и все исторические объекты на этой территории. Всего там шесть объектов культурного наследия.
В парке, соответственно, предполагались учесть и деревья, которые когда-то высаживал водоканал. И парк был бы открыт для свободного доступа для всех жителей и гостей города. Здесь все этому способствует - прибрежная зона, есть даже узкая лестница, ведущая прямо к реке. Территория соприкасается с другим земельным участком, где несколько лет назад новый собственник варварски снес одно из красивейших зданий города, прозванного «Обкомовской дачей». Там отдыхал и первый космонавт планеты Юрий Гагарин, и певица Людмила Зыкина, и другие известные люди. Сейчас территория тоже запущена.
«Вот как в таком историческом месте можно строить какие-то «стекляшки»? Нечто совершенно одиозное, далекое от истории, и «облагородить» место для всего лишь 200 людей. И все 600-тысячное население Оренбурга оставить за бортом.
Здесь, конечно же, поставят забор вокруг «элитных» домов. В связи с этим заявление губернатора о том, что можно ли эти памятники вообще выкинуть из реестра, выглядит просто кощунственным. Аж волосы дыбом! Конечно, ВООПИК будет против этого категорически. Потому что или это историческое место сохраняется для всех именно как археолого-ботанический парк, пусть с какими-то элементами благоустройства – бесконечными ресторанами, если уж так не можется, или мы тогда обращаемся к депутатам в Госдуму, которые выступают за сохранение истории в России и берегут ее», - возмущается общественница.
По поводу вероятного сноса ОКН высказался и бывший главный архитектор Оренбурга Георгий Проскурин.
«Думаю, что город Оренбург, если такая процедура получит прецедент, может лишиться множества важных ценных исторических объектов. А если объекты перестанут существовать, то перестанут существовать и охранные зоны от них. Таким образом, все ограничения на застройку могут быть сняты - строй сколько хочешь и как хочешь. Не исключаю, что на территории водоканала можно будет построить тогда даже 30-этажные дома, а, например, на месте проблемной «гагаринской летки» возникнет очередная резервация элитного жилья», - сказал архитектор.
Отметим, свой интерес к ОКН глава региона Денис Паслер обозначил на обсуждении проекта на архитектурно-градостроительном совете с очередной жилой застройкой в историческом центре Оренбурга – буквально на берегу Урала. Когда он спросил про процедуру вывода объектов культурного наследия из соответствующего реестра начальника областной инспекции ОКН Кристину Летяго, в зале повисла тишина. Но ответ последовал сразу - процедура снятия проходит через председателя правительства РФ, причем любого объекта: регионального или федерального значения.
В планируемой под развитие территории на месте бывшего водозабора находятся сразу шесть объектов культурного наследия. И здесь собираются возвести очередной жилой квартал. Новый собственник почти 30 тыс. кв. м земли точные сроки реализации проекта пока не назвал и сетовал, что все упирается в документацию и «ограничения из-за объектов исторического наследия».
Еще в 2022 году, когда на этом месте проводились археологические раскопки и были найдены уникальные артефакты, общественники предложили создать здесь археолого-ботанический парк. И даже направляли официальное предложение Паслеру.