РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 28 января 2025 в 14:03

Руководитель регоператора «Природа» объяснил причины ухода с «мусорного» рынка Оренбургской области

© "Природа" / Петр Александрович
«Мусорный» оператор – ООО «Природа» - готов уйти с оренбургского рынка. Об этом регоператор уже известил правительство региона. Дата обозначена – 1 марта 2025 года. Причины ухода и что будет дальше - в интервью ЕАН с директором компании Петром Александровичем.
- Чем продиктовано решение уйти с рынка?
- Для нас это социально ориентированный бизнес, основная цель которого заключается в оказании качественной коммунальной услуги. Не первый год наблюдаем, что для нашей компании постоянно снижается тариф, с самого начала работы – с 2019 года. Это снижает возможности оказания качественной услуги по вывозу коммунальных отходов и сталкивает в негативном поле с жителями региона.
Возьмем обыкновенную аналитику – мы единственная компания в сфере ЖКХ, которой снижают тарифы, когда остальным повышают. Вот, например, тариф за мусор в 2024 году снизили еще на 8%, а цена на ГСМ, наоборот, растет постоянно. С 2019 года платежи везде выросли колоссально. Самый простой пример – я за отопление сейчас плачу больше раз в пять, чем в те годы. А чем отличается ООО «Природа» от других компаний в сфере ЖКХ?
Приведем простые данные: с 2019 по 2024 год плата населения на услугу по вывозу ТКО снизилась почти на 18%, стоимость топлива за это время, в свою очередь, увеличилась на 38,45%. Надо учитывать, что работа регоператоров - это бизнес, построенный на транспорте. Кроме того у нас сохраняются самые низкие зарплаты по сравнению с другими регионами: они меньше на 50-80%.
В действиях органов власти мы видим излишнее давление в проверках и дискриминацию компании, а снижение тарифов ведет к невозможности оказания качественной услуги и увеличению социального напряжения. Поэтому для компании наша работа стала уже просто социальным проектом.
- Объясните, что вы имеете в виду?
- Для того, чтобы оказывать качественную услугу населению, нужен нормальный тариф. А за эти несколько лет тариф на мусор в области снизился. Снизился, подчеркиваю, не повысился. С 98 рублей в 2019 году до 81 рубля сейчас. В этом году плата за проезд в муниципальном транспорте выросла сразу на 30%. А плата за вывоз мусора в месяц равняется проезду на общественном транспорте туда-обратно за один день! Или у нас инфляции нет? А зарплату чем мы должны платить нашим водителям? Об этом нас не спрашивают…
- Как тогда вы платите водителям, на какие средства ремонтируете спецтранспорт?
- Когда в 2020 году мы покупали мусоровозы импортного производства, они стоили порядка 8 млн рублей. Сейчас мы покупаем только отечественные машины на шасси типа КамАЗ по цене от 12,5 млн рублей, и нам сейчас для региона не хватает порядка 40 мусоровозов. А приобрести мы их уже сами не можем – прибыли практически нет. За счет чего покупать? Действующего тарифа хватает на зарплаты – у нас работает порядка 1,5 тыс. человек, и оплату ГСМ. Средняя зарплата водителей мусоровоза, которые должны водить машину ювелирно, составляет чуть более 60 тыс. рублей. Они на 13-метровой машине ездят по дворам, боясь зацепить там припаркованные автомобили. А в России сейчас, к слову, порядка 30% составляет дефицит мусоровозов из-за того, что они слишком дорогие, а старые пора списывать.
- А вот жители Оренбурга постоянно ругаются на «Природу»: мол, мусор не убрали, свалки образуются рядом с мусорными контейнерами…
- Да, только при чем здесь наша компания? Мы за эти «навалы» за контейнерными площадками, которые даже не являются нашими отходами, не отвечаем. Тем не менее мы помогали городу их убирать. И баков не хватает в городе. А почему? Можно же рассчитать, сколько человек живет в многоэтажных домах, и поставить соответствующее количество баков. Есть и нормативы накоплений. И тогда город получит чистые вместительные контейнеры на площадках, и вот этого хаоса не будет. А не так, как у нас сейчас – по 3-4 бака на одной контейнерной площадке, и люди выбрасывают мусор куда попало, когда видят, что уже все заполнено.
ЕАН/Архивное фото
Мы уже говорили о том, что с 2019 года в регионе власти развернули целую кампанию, дискредитирующую нас. А есть федеральный закон, который четко регламентирует обязанности операторов и муниципалитетов. У нас обязанности - забрать мусор с оборудованной площадки для твердых коммунальных отходов (ТКО) и отвезти на полигон. Площадки и остальное – это уже ответственность администрации. В частности, в Оренбурге – городской.
При этом большая часть контейнерных площадок в области не оборудована по нормам СанПиН, и еще требуется дополнительно организовать 5,5 тыс. площадок ТКО. А это уже, я повторяюсь, - обязанность местной администрации.
А если вернуться к тарифам, то они снижаются не только для регионального оператора, но и для официальных полигонов за приемку и захоронение отходов. В Оренбурге мы давно купили полигон вместе с мусоросортировочным комплексом и вложили в него и в «Природу» огромные деньги – более 2 млрд рублей. Это социальный проект. Но мы ощущаем, особенно в последнее время, такое давление со стороны субъекта, что приняли собственное решение прекратить наши обязательства с 1 марта.
- Давно вы уведомили о своем решении правительство региона?
- Еще в декабре отправили официальное письмо, оно было принято. Ответ мы не пока не получили. До 1 марта нам должны предоставить организацию, кому мы передадим все свои дела - все, что было наработано за эти годы, и договоры. В декабре мы ждали решение по тарифам на 2025 год. На этот раз тариф не изменился – остался на уровне 2024 года, в 81 рубль, что для нас убыточно. С этим тарифом компания вышла по итогам прошлого года с большим убытком - в 50 млн рублей. Ни о какой предпринимательской прибыли тут и речи нет. И работать еще год с убытком мы не сможем. После этого и было принято решение об уходе.
- Очень хотела узнать, как вы во время ликвидации последствий страшного поводка справились с горами мусора, особенно в Орске? Люди выбрасывали все из затопленных домов – от бытовых мелочей до диванов и кроватей.
- Наш на тот момент учредитель выделил в виде спонсорской помощи на ликвидацию последствий паводка 200 млн рублей. В основном, конечно, больше всего мы помогали Орску. Что осталось – ушло на Оренбург. Мы наняли технику дополнительную, подрядчиков. Я сам 1,5 месяца жил в Орске и все контролировал. Посещал все комиссии вместе с губернатором, отчитывался, как идет вывоз мусора.
ЕАН/Орск после паводка
- Вы изучали решение мусорной проблемы в других регионах?
- Вот, например, в Нижнем Новгороде работают сразу несколько региональных операторов. Они поделили регион на зоны и возят, как им удобно. А тариф там значительно выше. Чем больше региональных операторов, тем больше расходы у жителей. В Самарской области поменяли регионального оператора в ноябре прошлого года. Тариф там – 189 рублей, при этом сравните компактную Самарскую и протяженную Оренбургскую области. При высоком тарифе и расходы на ГСМ совершенно иные, и жителей там в два раза больше. Субсидии губернатор там выделяет, если оператору не хватает собственных средств. У нас же этого нет.
- И как вы строите логистику в нашей протяженной области?
- Большая удаленность населенных пунктов от обслуживающих их девяти полигонов для сортировки и захоронения отходов влияет на пробеги специализированного транспорта. Десятый полигон закрылся - в Соль-Илецком округе. И из-за этого еще больше увеличилось транспортное «плечо». Теперь приходится возить отходы с юга области на полигон в Оренбург.
И мы считаем, что для снижения затрат на приобретение и ремонт техники, а также оптимизации логистики властям надо организовать станции для перегрузки твердых коммунальных отходов. Например, на территории Сорочинского округа, на границе Ташлинского и Илекского районов, в Абдулинском округе и Адамовском районе. Вот этот субъективный фактор существенно отличает нас от соседей - Самарской области и Башкирии: протяженность и большие затраты на ГСМ.
- Какие планы у компании после ухода из региона?
- Мы уже начали работать в Самарской области, обслуживаем два района пока, вывозим мусор. Хочу отметить, что сформирована отдельная компания, без привлечения ресурсов «Природы» - там личные инвестиции учредителей.
В случае ухода из Оренбургской области мы будем вынуждены искать альтернативные работы, технику всю можем также перебросить в этот регион, есть еще несколько предложений в центральной России и Краснодарском крае. Повторю еще раз – мы не можем опять работать себе в убыток. Мы можем снять с себя статус регионального оператора и работать только как транспортная компания в том же Оренбуржье, возможно, не на всей территории.
Все зависит от экономики – для этого у нас есть собственные машины. Будем только перевозить мусор и больше не заниматься начислениями.
- Какие еще вы видите пути выхода из кризиса? Вы готовы к приходу дополнительного оператора, чтобы разделить с ним регион на зоны?
- Мы готовы к дальнейшей работе и переговорам с субъектом, для этого мы направили предложения по финансовой стабилизации: пересмотру тарифа или дополнительному субсидированию. Кроме того, предлагаем делегировать полномочия регионального оператора другой компании. Но в настоящий момент так и не назначена компания, сроки ввода ее тоже нам неизвестны.
Отметим, что в Оренбургской области самый низкий тариф в Приволжском федеральном округе. Размер платы за вывоз мусора с одного жильца МКД в городах составляет 81,21 рубля, 63 рубля - в сельской местности, в индивидуальной жилой застройке – 71 рубль.
Редакция ЕАН направило запрос в правительство Оренбургской области с просьбой прояснить ситуацию.
avito game
almaceramica
Главные новости
Екатеринбургские экскурсоводы назвали формальностью облавы на нелегальных гидовЕкатеринбургские компании начали масштабную зачистку IT-специалистовМинсоц отказал в единовременной выплате контрактнику из Екатеринбурга. ДокументГенпрокуратура требует с уроженца Свердловской области вернуть аэропорт ДомодедовоЭкс-министра Оренбургской области Самбурского отпустили под домашний арестСоздатель Ural Music Night получил права на музыку из легендарного фильма