Крупнейший банк Оренбургской области - АО «Банк Оренбург» - требует вернуть более 6 млн рублей за проданные акции с бывшего члена правления банка Андрея Сивелькина. Это стало известно ЕАН из заседания в Ленинском районном суде.
Гражданский иск подала действующий председатель правления банка Белла Биктаева в рамках уголовного дела по обвинению Сивелькина в превышении должностных полномочий.
Суть обвинения и версия защиты
После ухода из банка он являлся членом совета директоров АК «Оренбургская региональная электронная карта» (АО «ОРЭК») и владел акциями АО «Банк Оренбург», не имеющими публичного обращения на рынке. Для того чтобы извлечь выгоду, Сивелькин заключил с АО «ОРЭК» договор купли-продажи ценных бумаг и продал этой компании более 6,2 млн акций за более 6,2 млн рублей. Цена одной акции составила 1 рубль.
Представитель потерпевшей стороны – сотрудник службы безопасности банка - считает, что для АО «ОРЭК» вложение в ценные бумаги и инвестиции не являются ни основным, ни дополнительным видом деятельности. Основной вид деятельности ОРЭК – обеспечение сбора платы за проезд с граждан на муниципальном транспорте и с некоторых частных перевозчиков. И поэтому данная сделка по продаже акций не имела разумной цели и экономического смысла.
Адвокат подсудимого строит защиту на том, что этот пакет акций - менее 1% - не имеет большого значения для банка и не оказывает должного влияния, допустим, на решения, принимаемые советом директоров банка.
Версия действующего председателя правления банка
Вызванная на допрос в качестве свидетеля Белла Биктаева пояснила, что в подробности продажи акций ей пришлось погрузиться в 2024 году. Тогда у следствия возникли вопросы по этим акциям в рамках другого уголовного дела - по предоставлению кредитов банком бывшему владельцу фабрики оренбургских пуховых платков Олегу Гремпелю и юридическим лицам, связанным с ним.
Биктаева также подтвердила доводы потерпевшей стороны, что данная сделка по продаже акций не имела экономического смысла. Она рассказала, что коммерческие структуры, как правило, размещают свободные денежные средства за определенный процент в банках. Это позволяет всем участникам сделки извлекать прибыль.
«А когда получается, что некие деньги заморожены в каком-то активе, который не приносит регулярного и «понятного» дохода, то здесь уже возникают сомнения в целесообразности такой сделки. Зачем это было сделано и кто получил от этого выгоду, на этот вопрос у меня ответа нет», - сказала она.
По ее словам, эти действия повлекли некий убыток. Она рассказала, что по итогам 2022 года за ОРЭК был зафиксирован убыток, который был, возможно, и ранее. Но там эти проблемы могли быть вызваны еще и другими действиями, допустим, покупкой других каких-то активов.
«Из того, что я знаю, были куплены еще вексели юридического лица – «Оренбурггражданпроект». И, по сути, только в 2024 году были возвращены все деньги от покупки данного актива. Результаты этой сделки были минимизированы. Вот и по покупке акций – как это может быть оторвано от другой деятельности? Если предприятие генерирует убытки, нужно достаточно сложный анализ провести, что именно их повлекло. Но точно, что эти деньги (вырученные за акции – прим. ЕАН) могли быть направлены, например, под депозит и принести доход», - уточнила Биктаева.
На вопрос гособвинения, на что еще могли быть направлены эти деньги, председатель правления банка ответила, что на повышение материально-технической базы или на покупку более современных терминалов в оренбургские автобусы. В целом – на благо общества. Она также подчеркнула, что собственником банка является региональное правительство и деньги могли быть использованы с большей выгодой.