ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, БЮДЖЕТУ, ФИНАНСАМ И НАЛОГАМ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЛАСТИ В.КУЧЕРЮК -«БУДУЩИЙ ГОД ПРОЖИВЕМ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ НЫНЕШНИЙ»
Губернатор Эдуард Россель 10 декабря подписал закон о бюджете Свердловской области на 2006 год. Завершена огромная многомесячная работа представителей исполнительной и представительной ветвей власти Среднего Урала. Теперьдо конца 2005 года над распределением бюджетных средств продолжат размышлять главы муниципальных образований (МО) и депутаты на местах. По просьбе агентства Европейско-Азиатские новости некоторые итоги бюджетного процесса сегодня подводит председатель комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Палаты представителей Законодательного собрания области Владимир Кучерюк.
- Владимир Данилович, бюджет 2006 года уже получил несколько определений – зарплатный, социальный, бюджет развития, выживания и так далее. Какое определение Вам кажется наиболее верным?
- Я вообще не сторонник навешивать ярлыки. Но если уж Вы настаиваете, я назвал бы принятый финансовый документ достаточно сбалансированным бюджетом существования территорий. Все познается в сравнении. По сопоставлению с 2005 годом рост в будущем году составит 16 процентов. Если взять 10 лет, в течение которых я являюсь депутатом Палаты представителей, основные параметры, конечно, выросли значительно. Вполне справедливо можно говорить, что область развивается, Екатеринбург развивается, другие муниципалитеты тоже не стоят на месте. Главная задача бюджета - сбалансированность интересов пользователей и тех средств, которые собираются в результате всех видов налоговых поступлений. Денег не хватает всем и всегда. Но наиболее существенной ошибкой, на мой взгляд, является то, что сегодня формирование бюджетов всех уровней в стране идет сверху вниз, а не наоборот. Финансовая пирамида вместо основаниястоит на вершине. Даже чисто графически понятно, насколько такая позиция зыбка и противоречит здравому смыслу. Все деньги аккумулируются в Москве, порой кажется, что их не знают, куда девать. В стабилизационном фонде правительства РФ сосредоточен почти триллион рублей. С разной степенью интенсивностью идет процесс буквального вытягивания средств из центра в регионы. И вот спустимся на землю. В родном Первоуральске пока нет денег на строительство чего-то нового. Бюджета хватит только на то, чтобы жить не хуже, чем в 2005 году.
- По-Вашему, как долго еще финансовая пирамида будет оставаться перевернутой?
- Все будет оставаться по-прежнему, пока в Государственной думе не сформируется здоровая оппозиция. Пока монополия на принимаемые решения сохраняется для представителей одной точки зрения. Конструктивный противовес нужен в любом обществе, но возникнуть он может только в стране, где экономика работает стабильно. Где хорошие долговременные прогнозы, которыев принципе не могут изменить даже такие серьезные факторы, как колебания цен на нефть. Россия, к сожалению, еще не принадлежит к числу настолько устойчивых в экономическом отношении государств.
- Какие моменты при формировании бюджета-2006 вы назвали бы наиболее острыми? В чем удалось добиться консенсуса, что оставило чувство неудовлетворенности?
- В основном,шла работа над статьями социальными. Во-первых, потому, что область, согласно федеральному закону о местном самоуправлении,взяла достаточно много социальных учреждений на свой баланс. Среди них школы,детские дома, медицинские заведения. Много споров было по поводу ремонта и строительства дорог. Проблема стоит остро для всех МО. Нам удалось кое-что найти,но даже по сравнению с 2003 годом,в связи с ликвидацией областного Дорожного фонда,денег осталось в три раза меньше, чем было. Большие споры вызывало финансирование спорта, в частности, команд мастеров и детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Я инициировал обращение на имя председателя правительства области Алексея Воробьева, чтобы в олимпийский год на развитие ДЮСШ выделили дополнительно 300 миллионов рублей.Но удалось добиться цифры только 50 миллионов. Кроме того, уже второй год применена такая модель - мы прописали в протоколе согласительной комиссии те направления,которые будем финансировать прежде всего в случае появления профицита. У нас есть уверенность,что профицит будет.И тогда приоритеты - увеличениезаработной платы бюджетникам, ремонт дорог,развитие спортивных сооружений.
- Немало копий было сломано вокруг увеличения ставок на игорный бизнес и повышение транспортного налога.
- При рассмотрении ситуации по игорному бизнесу я был членом комиссии. Моя принципиальная позиция - автоматы должны исчезнуть с улиц. Я поддерживаю тех депутатов,в том числеГосударственной думы, которые предлагают автоматы убрать даже не в игровые залы, а в казино. Любой человекв казино уже не пойдет, тамнуженвходной билет. И второй существенный момент. Лично ясчитаю,что 40-процентное повышение ставки налога на игровые автоматы - этого недостаточно.
- Но, насколько я знаю, депутатырешили, что еще вернутся к этому вопросу.
- Да, и не позднее, чем в первом квартале 2006 года. Мы снова начнем дискуссию, потому что Госдума в ближайшее время пересмотрит ставки налогов в сторону серьезногоувеличения, и нам автоматически придется это сделать. Но уже и сейчас, думаю, можнобылопо автоматам ставку хотя бы на 50 процентов поднять. Что касается транспортного налога. Думаю, чтопредложения,которые подавались несколькими депутатами, приэтом отличаясьот правительственных, которые в итоге приняли, -они имели под собой основания. Но и тот вариант, на котором мы остановились,- в общем, приемлем.
- Но Вы бы ставку сделали немного побольше?
- По-моему,нужно было более детально посмотреть по типам автомобилей и по их занятости. «Газели», которые сейчас оченьраспространены, этот налог спокойно отработают. Машины дальнобойщиков без проблем с тарифом справятся. Для этих категорий я бы сделал налог побольше. А вот дляавтобусов будет нелегко, им бы я немного налог снизил.Однако цифры, которыемы установили, начнут действовать с 2007 года. Поэтому определенные корректировки в течение 2006 года еще сможем внести.
- Владимир Данилович, при рассмотрении бюджетов территорий особое отношение было к закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО).
-Да. Думаю, что жители ЗАТО не почувствуют существенного ухудшения жизни. Кроме того, что такой подход заложен изначально,приличная сумма сохранена в качестве стабилизационной. То есть, если все-таки уровень будет понижаться - можно будет ситуацию подправить.
- Насколько вообще сохранены возможности для маневра? Бюджет прописан жестко, или рассчитан на закрытие каких-то непредвиденных дыр, стабилизацию при кризисных моментах?
- Могу сказать, что правительство и депутаты при любом развитии положения дел будут иметь возможностьпринять здравое решение, чтобы страсти не закипели.
- В начале нашего разговора, вы говорили, что в Государственной думе не хватает оппозиции. А в областном представительном органе власти? Не секрет, что бывали случаи, когда в знак протеста против того или иного решения часть парламентариев выходила из зала заседаний.
- Оппозиция в областной Думе есть. Но, во-первых,она малочисленна. А главное, на мой взгляд,не до конца конструктивна. В случаях,когда идет срыв заседания, чаще выставляютсяличные амбиции, либо лоббируются интересы тех или иных финансово-промышленныхгрупп.
- Бюджет подписан. Как теперь будет проходить его корректировка?
- Закончится финансовый квартал. Будет подведен баланс.Если образуется профицит, то есть соберем налогов больше, чем планировали, все просьбы МО будутрассматриваться на заседании правительства, затем выноситься на заседание Думы. И после тщательного изучения мы будем с помощью поправоквносить изменения в закон. Руководители МО всегда запрашивают то и это, но не потому, что жадные и деньги считать не умеют. Как раз главы в большинстве своем очень толковые, хозяйственные, да и просят по минимуму. Еще раз повторю - все проблемы от того, что формирование бюджета перевернуто с ног на голову.
- Раз уж мы снова заговорили об этом, Вы могли бы на примере продемонстрировать, как было бы вести дело более правильно?
- Возьмем Первоуральск. За год на территории МО собирается все видов налогов около 1,5 миллиарда рублей. Предположим, 500 миллионов рублей область забирает, 1 миллиард оставляет городу. Из миллиарда 800 миллионов пойдет, чтобы нормально прожить, исходя из социальных стандартов. 200 миллионов остается на развитие. Представьте программы - на чтовы собираетесьих потратить?Дороги ремонтировать,больницы строить, освещением заниматься?У нас, например, в городе около 20 программ. Областная комиссия все внимательно оценивает, оставляет 5-6 проектов и эти 200 миллионов расписывает, а такжеконтролирует их выполнение. И такой же механизм в отношении субъекта и Федерации. И логики, да и пользы было бы больше.
- К слову говоря, есть еще один способ получения денег для области - это федеральные программы.
- Конечно. Но просто мы не умеемс ними как следует работать. Под местоимением мы я имею в видуи областных парламентариев,и правительство, и депутатов Госдумы. К примеру, Зелимхан Муцоев научился работать и очень хорошо «вытаскивает» деньги для своего округа через федеральные программы. Для Полевского, Ревды, Первоуральска, Красноуфимска, Среднеуральска З.Муцоев каждый год ухитряется «выбить» по 10-12 миллионов федеральных рублей. Депутат Палаты представителей Анатолий Сысоев высказал предложение создать такую рабочую группу, которая досконально проработала бы эти вопросы. А то Москва говорит - мы вам деньги дадим. Но у вас должна быть необходимаядокументация. Ау нас ее нет… Надо, конечно, сделать выводы – и меняться. Из депутатов Госдумы реально еще помогает области Валерий Язев, начинает понимать, как это можно делать Евгений Ройзман. Вот, пожалуй, все. Такие возможности пропадают!
- С 1 января 2006 года вступят в силу Жилищный,Градостроительный кодексы,другие правовые акты.
- Это мы с Вами, Наталия, ощутим как жители области очень быстро. Какпридут новые тарифы за квартиру - так и вздохнем! Но на то и жизнь, чтобы искать варианты. Я думаю, что если нормально будет исполняться принятый бюджет 2006 года - следующий год проживем не хуже, чем нынешний.
Интервью взяла Наталия Хабарова.
...