В последнее время в екатеринбургских СМИ имя главы администрации Нижнего Тагила, крупнейшего промышленного центра Среднего Урала Николая Диденко связывают со скандалами в местном отделении всероссийской партии «Единой России», с использованием мэром служебного положения в корыстных целях. Но так ли это? И если это волна, так называемого, «черного PR», то кто за этим стоит. На эти и другие значимые вопросы «Европейско-Азиатским новостям» рассказал сам Николай Наумович Диденко:
- Никакого скандала в местном отделении партии «Единая Россия» нет. Оно сплоченно и целенаправленно работает над решением задач, поставленных в преддверии выборов руководством партии. Ажиотаж, который искусственно создается вокруг избрания нового состава политсовета группой депутатов Нижнетагильской городской думы из-за того, что в его состав не вошли четыре депутата, мягко говоря, серьезно преувеличен. У коллег заявления депутатов в прессе о своей роли в партийной организации вызывают недоумение, поскольку никто из них активного участия в работе политсовета не принимал. Из 14 заседаний политсовета, прошедших за год, Андрей Банников присутствовал на четырех заседаниях, Анатолий Козлов - на семи, Никита Беркутов - на двух, Алексей Чеканов - на четырех, Валентина Исаева - на пяти, Владимир Радаев - на трех, Станислав Бойко - на семи.
Депутатская группа в Нижнетагильской думе под руководством Станислава Бойко не провела ни одного официального заседания с момента своего создания. С Советом сторонников, который до недавнего времени возглавлял Алексей Чеканов, ситуация такая же. С мая 2006 года в партию было принято 1674 человека, однако, некоторые депутаты практически не способствовали принятию в партию новых членов: Станислав Бойко – 19 человек, Валентина Исаева – ноль, Никита Беркутов – ноль, Андрей Банников – ноль, Анатолий Козлов – ноль, Владимир Радаев – 12, Алексей Чеканов – ноль.
Не зарекомендовали себя депутаты и в период октябрьских выборов депутатов Областной думы. Несмотря на приглашение принять участие в работе избирательного штаба всем членам группы, фактически в нем работал лишь один, некоторые вообще в период агитационной кампании посчитали возможным уехать в отпуска. В результате на всех депутатских округах единороссов голосование за «Единую Россию» оказалось значительно ниже, чем в среднем по городу, а на ряде участков партия проиграла конкурентам. Естественно, такое отношение не осталось без внимания.
Хотел бы отметить, что место в нижнетагильском политсовете партии ни для кого не заказано по статусу, это орган, в котором надо работать, а не значиться для поднятия собственного имиджа. Поэтому, когда сегодня депутатами делаются заявления, что неизбрание их в политсовет якобы срежиссированно, выглядит это как желание оправдать собственную бездеятельность. Кроме того, развернутая ими кампания в прессе не имеет ничего общего с интересами партии, а в большей степени вызвана уязвленными личными амбициями, что еще раз демонстрирует их истинное отношение к «Единой России», ее целям и задачам, когда важнейшие для партии и всей России декабрьские выборы стали для депутатов предметом беззастенчивого шантажа и вымогательства: верните нас в политсовет, тогда мы «замнем шумиху» в прессе.
Нынешний состав политсовета - 74 человека на две трети - сформирован из активных руководителей «первичек», а на треть - из людей, которые и на выборах, и в текущих мероприятиях партии доказали свое право быть избранными, и у меня нет сомнений в его работоспособности.
Что касается вранья, которое в последнее время обрушилось на город и на меня лично, могу сказать, что оно не выдерживает никакой критики. Убежден, что это звенья одной цепи. В прессе пишут, что администрация сдает в аренду муниципальное имущество по заниженной стоимости. Любой здравомыслящий человек понимает, что это невозможно. Ведь ставки аренды утверждает Нижнетагильская городская дума, и нет ни одного случая, когда стоимость сдачи в аренду муниципальной собственности ниже утвержденных ставок платы. Нас неоднократно проверяли на этот счет. В опубликованных материалах фигурируют некие фирмы, которые вообще не существуют в Нижнем Тагиле, мы специально делали запрос в налоговую инспекцию.
Дело доходит до полного абсурда, к примеру, меня обвиняют в предвзятости при разделе помещений бывшего дома политического просвещения с обществом «Знание» якобы в пользу Дмитрия Бачевского, в тот период, когда он даже, как говорится, «в проекте» не был моим родственником. Мог бы привести еще массу примеров, но не считаю нужным оправдываться. Это не в моих принципах. Раз на нас льют грязь, значит, в Нижнем Тагиле сильная власть. Значит, город добился успеха и мы на правильном пути. А танки грязи не боятся.
- Вам не кажется, что это политический заказ? Кто за этим может стоять?
- Когда за выход тех или иных материалов платятся большие деньги, в том, что это - политический заказ, сомнений не остается. Ранее, в девяностые годы, когда большинство тагильских предприятий стояло, наш город был никому не интересен. Сегодня Нижний Тагил и городская промышленность динамично развиваются и достигли такого уровня, что стали представлять серьезный интерес для новых «рейдеров».
Моя позиция заключается в убеждении, что городские предприятия должны стабильно работать на благо тагильчан, а не уводить свои активы в Москву или заграничные оффшорные зоны, поэтому я противостоял и буду противостоять новым переделам собственности. Естественно, это не может не раздражать руководителей различных финансово-промышленных групп. Они понимают, что при нынешнем мэре они не смогут делать в Тагиле все, что захотят. И УВЗ, и Котельно-радиаторный завод, и ЗМК, и другие предприятия постоянно испытывают на себе давление со стороны внешних сил, заинтересованных в переделе собственности.
За этим заказом стоят не местные политические или экономические элиты, а структуры, которые находятся вне города, а зачастую и вне области. Конечно, они находят поддержку и в Нижнем Тагиле, но это единичные случаи, поскольку подавляющее большинство тагильчан понимает, что новый передел собственности, или, к примеру, раздел Уралвагонзавода ничего хорошего городу не принесет. Также как ничего хорошего не принесет и мэр, который будет действовать не в интересах всех, а отрабатывать деньги ФПГ.
Примеров, когда власть Нижнего Тагила вместе с трудовыми коллективами предприятий урезонивала аппетиты рейдеров, достаточно много, последние - это ЗМК и КРЗ, поэтому, кто конкретно стоит за этой кампанией в СМИ, сказать не могу.
- Упоминалось и то, что на посту мэра Нижнего Тагила хотели бы видеть другого человека - руководителя крупных структур: Тагил-банка, НТМК и так далее. Так ли это, каковы у вас отношения с этими людьми?
- В Нижнем Тагиле исполнительная власть достаточно сильна, для того чтобы выстраивать с любыми предприятиями равноправные отношения, основанные на взаимном уважении. По каждому спорному вопросу мы ищем варианты, которые бы устроили и жителей города и владельцев предприятий. «Игры в одни ворота» нет.
У нас выстраиваются нормальные рабочие отношения и с Нижнетагильским металлургическим комбинатом, и с Уралвагонзаводом. Совместно с Алексеем Владиславовичем Кушнаревым и руководством управляющей компании «Евраз Холдинг» мы реализуем несколько крупных социальных проектов для города. С генеральным директором Уралвагонзавода Николаем Александровичем Малых меня связывают давние дружеские отношения. Таким образом, никакого противостояния быть не может. Естественно, что всегда были желающие вбить клин между администрацией и градообразующими предприятиями, чтобы получить с этого свои дивиденды, но на сегодняшний день почвы для этого нет.
Не вижу проблем во взаимоотношениях и с «Тагилбанком». Хотя, еще раз подчеркну, «игры в одни ворота» нет и не будет. И у меня, и у руководителей предприятий есть понимание, что в городе должна быть спокойная социальная обстановка. Вместе мы уже сделали для этого многое и будем делать дальше.
- Какова вообще социально-экономическая обстановка в Нижнем Тагиле?
- Нижний Тагил на протяжении последних восьми лет сохраняет стабильный рост практически по всем макроэкономическим показателям. Не стал исключением и прошлый год, когда город вновь сделал шаг вперед в своем развитии. Не буду утомлять перечислением различных цифр, скажу лишь об одном показателе: предприятиями Нижнего Тагила в прошлом году обеспечено 19 процентов экспортных и более 7,5 процентов импортных поставок Свердловской области, а доля выпускаемой в нашем городе продукции составляет четверть от всей областной.
Мы давно уже целенаправленно работаем над увеличением инвестиционной привлекательности города. Проводимые на территории полигона Нижнетагильского института испытания металлов выставки вооружения и военной техники, средств обороны и защиты, транспорта и дорожно-строительной техники способствуют выполнению этой задачи. Ежегодно во время подготовки к этим форумам проводится благоустройство, совершенствуется городская инфраструктура. А в итоге мы получаем конкретный результат - за прошедшие пять лет объем инвестиций в экономику Нижнего Тагила вырос в 3,5 раза, это серьезное достижение.
Одним из главных показателей социально-экономического развития города остается уровень средней заработной платы, сейчас она у нас уже превысила 13 тысяч рублей. Радует то, что у бюджетников произошел значительный рост доходов, только в течение этого года зарплата увеличится на 40 процентов. Теперь нужно, чтобы и промышленные предприятия регулярно повышали выплаты рядовым работникам.
И последнее, что я хотел бы сказать, отвечая на этот вопрос. В Нижнем Тагиле сложилась добрая традиция, когда большинство городских предприятий очень тесно сотрудничают с властями в сфере решения социальных проблем. Последним наиболее ярким примером этому стало открытие филиала «Микрохирургии глаза». В прошлом году мной было принято решение передать в распоряжение «МГ» помещение бывшего детского сада в самом центре города, проект поддержали ОАО «НТМК» и МНТК «Микрохирургия глаза». Металлурги выделили на ремонт здания более 17 миллионов рублей, а руководители московского центра предприятия оснастили филиал самым современным оборудованием. B результате такого трехстороннего партнерства в Нижнем Тагиле появилась суперсовременная офтальмологическая клиника.
Сейчас мы при поддержке губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя совместно с «Евраз Холдингом» строим перинатальный центр. По многим вопросам сотрудничаем с Уралвагонзаводом.
Одним словом, социально-экономическую обстановку в городе я бы назвал хорошей. Она во многом, я считаю, определила увеличение объема отгрузки продукции на 50 процентов к уровню прошлого года в действующих ценах. Это при том, что по многим отраслям мы еще в прошлом году преодолели планку «советских времен».
- Областной избирком не отрицает и не подтверждает, что выборы мэра в Нижнем Тагиле состоятся в марте 2008 года. Тем не менее, готовитесь ли вы к ним?
- Сегодня в Палате Представителей Законодательного собрания Свердловской области находится рассмотренный Областной думой документ, в соответствии с которым, насколько я знаю, выборы представительных органов местного самоуправления во всех муниципальных образованиях области намечено провести в марте 2008 года, а выборы глав городов переносятся на октябрь.
Думаю, что это правильное решение, поскольку, в первую очередь, руководителям муниципальных образований придется заниматься подготовкой и проведением выборов президента России, которые также состоятся в марте будущего года. Нереально оставить сразу несколько десятков территориальных образований области без первых руководителей на период выборов президента. Какое будет принято окончательное решение, пока сказать не могу. Специально для выборов ничего не делаю, поскольку считаю, что выборам должна быть посвящена вся работа руководителя города в течение всего срока полномочий. Я уже не первый год руковожу Нижним Тагилом и убежден, что доверие людей заслуживается не пламенными обещаниями и политическими технологиями, а конкретными делами. Нижний Тагил сегодня - город, который динамично развивается, преображается его инфраструктура, он становиться действительно крупным культурным и спортивным центром. Об остальном будут судить люди. Тагильчане - народ мудрый.
Михаил Батурин, Сергей Мальцев, Европейско-Азиатские новости.