На минувшей неделе в министерстве промышленности и науки Свердловской области прошло расширенное заседание Совета по подготовке проектов федеральных законов «О региональной промышленной политике в Российской Федерации» и «Об эффективном управлении собственностью». В его работе приняли участие представители областных министерств, отраслевых союзов работодателей, академической и отраслевой науки, промышленных предприятий.
Никаких сенсаций не произошло – разговоры о том, что неэффективным собственникам пора дать укорот идут в областных коридорах власти, по меньшей мере, лет пять. Озабоченность региональных властей понять можно: убыточное предприятие выпадает из налогооблагаемой базы, а наемные работники, которым не платят зарплату или платят минимум – горючий материал для социальных конфликтов. Закон о несостоятельности (банкротстве), на который возлагали большие надежды, эти надежды не оправдал. В идеале в результате банкротства предприятие сохраняется, возможно - перепрофилируется, становится привлекательным для инвесторов. И, разумеется, количество рабочих мест не сокращается, а даже увеличивается. Примеры таких банкротств есть, но они единичны и обычно связаны с крупными вложениями в предприятие со стороны структур, заранее «нацелившихся» на приобретение данного производства.
Никаких сенсаций не произошло – разговоры о том, что неэффективным собственникам пора дать укорот идут в областных коридорах власти, по меньшей мере, лет пять. Озабоченность региональных властей понять можно: убыточное предприятие выпадает из налогооблагаемой базы, а наемные работники, которым не платят зарплату или платят минимум – горючий материал для социальных конфликтов. Закон о несостоятельности (банкротстве), на который возлагали большие надежды, эти надежды не оправдал. В идеале в результате банкротства предприятие сохраняется, возможно - перепрофилируется, становится привлекательным для инвесторов. И, разумеется, количество рабочих мест не сокращается, а даже увеличивается. Примеры таких банкротств есть, но они единичны и обычно связаны с крупными вложениями в предприятие со стороны структур, заранее «нацелившихся» на приобретение данного производства.
Гораздо чаще мы видели, как в результате банкротства имущественный комплекс предприятия распродавали и разворовывали, а персонал просто выставляли на улицу. Выплаты долгов по зарплате рабочие могли ждать годами.
Областной закон, который позволил бы выявлять источники потенциальных проблем и предотвращать их, мог бы стать действенным рычагом управления экономическим комплексом региона. И Свердловская область стала бы своего рода полигоном для испытания этого инструмента управления. По мнению руководителя администрации губернатора Александра Левина, на федеральном уровне для такого закона также есть серьезные перспективы: «Когда мы были в Москве, мы встречались с нашими депутатами Государственной Думы от Свердловской области. И когда заговорили об этом законе, депутаты заявили: давайте нам разработанный законопроект, мы по нему проведем слушания, и, если проект окажется жизнеспособным – вынесем на обсуждение в комитеты, а потом, может быть, и на пленарное заседание Государственной Думы».
Областной закон, который позволил бы выявлять источники потенциальных проблем и предотвращать их, мог бы стать действенным рычагом управления экономическим комплексом региона. И Свердловская область стала бы своего рода полигоном для испытания этого инструмента управления. По мнению руководителя администрации губернатора Александра Левина, на федеральном уровне для такого закона также есть серьезные перспективы: «Когда мы были в Москве, мы встречались с нашими депутатами Государственной Думы от Свердловской области. И когда заговорили об этом законе, депутаты заявили: давайте нам разработанный законопроект, мы по нему проведем слушания, и, если проект окажется жизнеспособным – вынесем на обсуждение в комитеты, а потом, может быть, и на пленарное заседание Государственной Думы».
Впрочем, у нового законопроекта есть не только сторонники, но и оппоненты, которые опасаются, что вместо инструмента регулирования в руках властей появится дубина «государственного рейдерства». Но едва ли их опасения оправданы. Во-первых, государство не заинтересовано в том, чтобы превращать разоренные предприятия в ГУПы и поднимать их на бюджетные деньги. А вот создать условия, при которых новый собственник, уже доказавший свою эффективность, возьмется за оздоровление банкрота, региональные власти могут и умеют. Кроме того, речь не идет об отъеме бизнеса, созданного, что называется, с нуля. Ставится вопрос о передаче в другие, умелые руки бывших государственных и муниципальных предприятий, оказавшихся в частных руках в период «дикой приватизации». И, наконец, без четко обозначенных экономических критериев – что есть «эффективно» и «неэффективно», на каких условиях будет избираться новый собственник – без сопряжения проекта с нормативной базой уже существующих федеральных и областных законов, новый документ будет мертворожденным и попросту не заработает.
Кирилл Баранов, депутат Думы Свердловской области, считает, что новый законопроект должен разрабатываться в развитие уже существующих нормативных актов, например, закона о банкротстве. Очень важно, чтобы в законопроекте было точно прописана процедура определения неэффективного собственника и критерии неэффективности. Кроме того, что будет с предприятием после признания собственника неэффективным? Инициатива принятия закона «Об эффективном управлении собственностью» принадлежит губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю. Уже сейчас ясно, что новый закон будет готовиться со всей тщательностью. В совете по подготовке законопроекта участвуют представители областных министерств, отраслевых союзов работодателей, академической и отраслевой науки, промышленных предприятий. Ориентировочно его подготовят к концу года, хотя жестких сроков губернатор не ставил. Когда закон будет принят и заработает, экономика Среднего Урала получит дополнительный импульс к ускоренному поступательному развитию.
Кирилл Баранов, депутат Думы Свердловской области, считает, что новый законопроект должен разрабатываться в развитие уже существующих нормативных актов, например, закона о банкротстве. Очень важно, чтобы в законопроекте было точно прописана процедура определения неэффективного собственника и критерии неэффективности. Кроме того, что будет с предприятием после признания собственника неэффективным? Инициатива принятия закона «Об эффективном управлении собственностью» принадлежит губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю. Уже сейчас ясно, что новый закон будет готовиться со всей тщательностью. В совете по подготовке законопроекта участвуют представители областных министерств, отраслевых союзов работодателей, академической и отраслевой науки, промышленных предприятий. Ориентировочно его подготовят к концу года, хотя жестких сроков губернатор не ставил. Когда закон будет принят и заработает, экономика Среднего Урала получит дополнительный импульс к ускоренному поступательному развитию.
Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.
...