На минувшей неделе работники культуры имели целых два повода для праздничных застолий. 27 марта отмечался Международный день театра, а за два дня до этого - учрежденный президентом Владимиром Путиным День работников культуры. На официальном и неофициальном уровне звучали всевозможные поздравления и пожелания, а также обещания приложить все силы для развития российской культуры вообще и театра в частности. Эти две даты, а особенно праздник служителей Талии, Мельпомены и Терпсихоры дал лишний повод вспомнить, какой путь прошел современный российский театр, внезапно переставший более 17 лет назад быть советским.
Многие из нас помнят эйфорию первых лет перестройки. Казалось, сброшено идеологическое ярмо, десятилетиями сдерживавшее творческий порыв творцов сценической реальности. Одно за другим возникали новые театральные образования. В одном Екатеринбурге в начале 90-х годов насчитывалось около полутора десятка независимых профессиональных театров. Ютились они кто во дворцах культуры, переживающих болезненный передел собственности предприятий, кто в невесть каким образом полученных во владение разваливающихся памятниках архитектуры, бог весть какого века постройки.
Некое подобие подъема переживали и театры, формально сохранявшие за собой статус государственных. Ставились пьесы-диалоги, пьесы-митинги. Показательным примером может служить постановка в московском «Ленкоме» пьесы Михаила Шатрова «Так победим». Во время спектакля Олег Янковский напрямую общался со зрителями на самые злободневные темы. Но время «розовых грез» прошло довольно быстро. Наступили, как сегодня принято говорить, лихие 90-е. Большинству бывших почитателей театра стало не до высоких материй - приходилось думать, как выжить. Иссякли спонсорские потоки, поддерживающие маленькие независимые труппы. Причем стоит признаться, что не всегда эти деньги имели законное происхождение.
Зрительные залы больших театров опустели, маленькие прекращали свое существование по естественным финансовым причинам. Пришло время антреприз. Спектакли ставились по принципу: на сцене два стула, стол, диван и три актера. До сих пор подобные актерские «шабашки» колесят по российским просторам, сшибая шальные деньги с жителей отдаленных городов и весей. Но поскольку театр, как учат в высших учебных заведениях, является неотъемлемой частью общества, положительные сдвиги в российской экономике не могли не сказаться и на нем. Увеличилось финансирование из федерального и местных бюджетов, стали ремонтироваться старые и строиться новые здания, возобновилась практика полномасштабных гастролей, примером чему может служить недавний приезд в Екатеринбург прославленного Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова.
Наверное, не все знают, что актеры не говорят о себе и коллегах «работать в театре». Испокон века бытует выражение «служить на театре». Сегодня, как хочется верить, в России наступил период спокойствия и стабильности. И, думается, всем поклонникам сценического искусства крайне не хочется, чтобы стабильность сменилась стагнацией, а служение - прислуживанием.
Агентство ЕАН обратилось к известным представителям искусства и политики с вопросом, каким им видится будущее российского театра? Каковы их самые сильные театральные впечатления последнего времени?
Дмитрий Полянин, председатель правления РОО «Свердловский творческий Союз журналистов»: «Екатеринбург входит в число трех самых театральных городов страны»
- Я думаю, что театру ничего в ближайшем будущем не угрожает. Так же, как телевидение едва ли вытеснит радио, а интернет - газеты. У каждого человека - свои предпочтения. Что касается меня лично, то я театр люблю. Буквально на днях посетил спектакль мастерской Петра Фоменко «Волки и овцы». Вообще не могу сказать, что пристально слежу за театральной жизнью, но, тем не менее, считаю, что Екатеринбург входит в число трех самых театральных городов нашей страны.
Многие из нас помнят эйфорию первых лет перестройки. Казалось, сброшено идеологическое ярмо, десятилетиями сдерживавшее творческий порыв творцов сценической реальности. Одно за другим возникали новые театральные образования. В одном Екатеринбурге в начале 90-х годов насчитывалось около полутора десятка независимых профессиональных театров. Ютились они кто во дворцах культуры, переживающих болезненный передел собственности предприятий, кто в невесть каким образом полученных во владение разваливающихся памятниках архитектуры, бог весть какого века постройки.
Некое подобие подъема переживали и театры, формально сохранявшие за собой статус государственных. Ставились пьесы-диалоги, пьесы-митинги. Показательным примером может служить постановка в московском «Ленкоме» пьесы Михаила Шатрова «Так победим». Во время спектакля Олег Янковский напрямую общался со зрителями на самые злободневные темы. Но время «розовых грез» прошло довольно быстро. Наступили, как сегодня принято говорить, лихие 90-е. Большинству бывших почитателей театра стало не до высоких материй - приходилось думать, как выжить. Иссякли спонсорские потоки, поддерживающие маленькие независимые труппы. Причем стоит признаться, что не всегда эти деньги имели законное происхождение.
Зрительные залы больших театров опустели, маленькие прекращали свое существование по естественным финансовым причинам. Пришло время антреприз. Спектакли ставились по принципу: на сцене два стула, стол, диван и три актера. До сих пор подобные актерские «шабашки» колесят по российским просторам, сшибая шальные деньги с жителей отдаленных городов и весей. Но поскольку театр, как учат в высших учебных заведениях, является неотъемлемой частью общества, положительные сдвиги в российской экономике не могли не сказаться и на нем. Увеличилось финансирование из федерального и местных бюджетов, стали ремонтироваться старые и строиться новые здания, возобновилась практика полномасштабных гастролей, примером чему может служить недавний приезд в Екатеринбург прославленного Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова.
Наверное, не все знают, что актеры не говорят о себе и коллегах «работать в театре». Испокон века бытует выражение «служить на театре». Сегодня, как хочется верить, в России наступил период спокойствия и стабильности. И, думается, всем поклонникам сценического искусства крайне не хочется, чтобы стабильность сменилась стагнацией, а служение - прислуживанием.
Агентство ЕАН обратилось к известным представителям искусства и политики с вопросом, каким им видится будущее российского театра? Каковы их самые сильные театральные впечатления последнего времени?
Дмитрий Полянин, председатель правления РОО «Свердловский творческий Союз журналистов»: «Екатеринбург входит в число трех самых театральных городов страны»
- Я думаю, что театру ничего в ближайшем будущем не угрожает. Так же, как телевидение едва ли вытеснит радио, а интернет - газеты. У каждого человека - свои предпочтения. Что касается меня лично, то я театр люблю. Буквально на днях посетил спектакль мастерской Петра Фоменко «Волки и овцы». Вообще не могу сказать, что пристально слежу за театральной жизнью, но, тем не менее, считаю, что Екатеринбург входит в число трех самых театральных городов нашей страны.
Алексей Ванченко, журналист, актер: «Живых артистов не заменит ничто»
- О смерти театра говорили со времен возникновения кинематографа. Однако до сих пор «больной скорее жив, чем мертв». Живых артистов на сцене, взаимный обмен эмоциями между ними и зрителями не сможет заменить ни кино, не телевидение. Самым сильным театральным впечатлением последнего времени для меня стала презентация проекта «Екатерина Великая» в Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии. Представьте только, 670 авторских костюмов из уникальных авторских тканей! Я уже не говорю о музыке, сценографии и постановке. Если театру удастся осуществить задуманное, это будет явление мирового масштаба. А вот в репертуарных театрах я, признаюсь честно, не был довольно давно…
Владимир Бабенко, ректор Екатеринбургского государственного театрального института, профессор: «Верю в будущее театра»
- В России театры всегда были не только местом театральных представлений. Они являлись своеобразными центрами культуры. Если помните, в советские времена в них периодически проводились собрания на самые важные темы. Ну и конечно, там игрались спектакли. Я уверен, что традиция встреч зрителей с любимыми актерами, общения лицом к лицу никогда не пропадет в нашей стране. Вообще сегодня русский театр играет огромную роль в бывших советских республиках: в Киргизии, Казахстане, Литве. Он там олицетворяет часть России. Я верю в будущее театра. Причем как театра, работающего на большой традиционной сцене, так и небольших театров, чьими завсегдатаями являются жители одного или двух дворов.
Николай Коляда, режиссер, драматург: «Мертвых театров гораздо больше»
- Во все времена хорошие театры играли хорошую роль в жизни общества, а плохие - плохую. И сегодня все театры делятся на мертвых и живых. Мертвых, к сожалению, гораздо больше. К живым, простите за нескромность, могу отнести свой «Коляда-театр». Из сильных впечатлений последнего времени могу назвать спектакль «Кетцатль» санкт-петербургского театра «Дерево». Хотя вообще в последнее время хорошие спектакли - редкость. Иной раз сидишь на спектакле, даже по твоей пьесе, опустишь голову и думаешь: когда же это все кончится? А вообще лучшим спектаклем, который я видел в своей жизни, были «Мещане» Горького театра БДТ в постановке Георгия Товстоногова.
Кирилл Баранов, депутат Думы Свердловской области: «Весь мир - театр, и политический мир - не исключение»
- В широком смысле слова весь мир представляет собой сцену. Недаром существует крылатое выражение «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры». В любом государстве каждый человек, если хочет выиграть, вынужден вступать в игру и играть по определенным правилам. Так что политика в этом отношении ничем не отличается от других видов человеческой деятельности.
А театр для меня - место, где можно отдохнуть душой. И в то же время посмотреть на себя со стороны, оценить себя, приложив к своим поступкам те моральные, нравственные мерки, которые предлагает драматург и актеры. К сожалению, в театре удается бывать редко.
Подготовили Михаил Смирнов, Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.