Юрий Осинцев, вероятнее всего, продолжит работу в Федеральном Собрании. Недавно политсовет Свердловского регионального отделения партии «Единая Россия» вновь выдвинул его кандидатуру на должность члена Совета Федерации - представителя Законодательного Собрания региона. О своей работе в верхней палате федерального парламента, о ближайших планах на будущее, а также о том, какие проекты будут реализованы в Свердловской области при поддержке федерального центра, Юрий Осинцев рассказал в интервью ЕАН.
- Юрий Валерьевич, в конце этого года в Москве пройдет первый национальный инвестиционный форум «Муниципальная Россия-2008». Вы как заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Совета Федерации курируете этот масштабный проект. Кто явился инициатором проведения такого форума, какова его идеология, цели и задачи, на каком этапе находится сейчас работа по подготовке форума?
- С инициативой проведения форума «Муниципальная Россия» вышла Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал». Необходимость такого мероприятия продиктована ситуацией и, в первую очередь, реализацией федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Уже из названия форума понятно, что одна из его задач состоит в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность территорий. Сегодня муниципальные образования крайне заинтересованы в привлечении инвестиций, в разработке и осуществлении у них инвестиционных проектов. Первые такие проекты в ряде территорий уже есть. По масштабам они, конечно, уступают тем, что осуществляются на региональном или межрегиональном уровнях, но их важность трудно переоценить.
131-й закон, который заработает в полную силу в следующем году, подталкивает органы местного самоуправления к тому, чтобы создавать комфортные условия для развития бизнеса, для развития предпринимательской деятельности, для притока инвестиций. Только в этом случае территория получает дополнительные доходы за счет налога на имущество физических лиц, налога на землю и доли подоходного налога, а, соответственно, перспективу своего развития. Муниципалитеты должны стремиться к финансовой самодостаточности, зарабатывать столько, сколько нужно. Именно о том, как это сделать, пойдет речь на форуме.
К настоящему времени мы создали оргкомитет форума, который займется выработкой его идеологии в начале июня. Пока просматривается два направления. Во-первых, для того чтобы в дальнейшем муниципалитеты могли работать с министерством регионального развития, чтобы правительство России оказало поддержку инвестиционному проекту конкретного муниципального образования, надо показывать крупные города, в которых уже есть конкретные проекты. На их опыте смогут учиться другие. Во-вторых, нельзя забывать, что у нас 24 тысячи муниципалитетов, в большинстве это - небольшие поселения. И первоочередная задача форума - оказать помощь именно таким муниципалитетам, тем, которые сегодня пока еще нуждаются в финансовой поддержке, в дотациях. Полагаю, что в перспективе в рамках «Стратегии 2020» и они смогут выйти на самообеспеченность, значительно увеличат налогооблагаемую базу, доходную составляющую своих бюджетов. Однако сейчас им нужна помощь. И финансовая, и законодательная, и информационная.
Форум должен стать переговорной, дискуссионной площадкой, благодаря которой многие муниципалитеты получат возможность посмотреть и перенять опыт передовиков, многому научиться у них.
Создать такое правовое поле, чтобы именно в твою территорию стремились инвесторы, совсем непросто. Это очень важно, особенно для малых городов. В этой связи хотел бы сказать, что в рамках форума будут работать круглые столы, где мы сможем не только продемонстрировать примеры успешного развития муниципалитетов, но и обучить тех, кто еще не так далеко продвинулся по этому пути. Кроме того, подумаем о привлечении к работе форума консалтинговых компаний, чтобы они показали возможности местных властей в плане создания инновационных программ на территории муниципальных образований, продвижения инвестиционных проектов и так далее. Очень много, к сожалению, проблем в муниципалитетах из-за отсутствия в достаточной мере квалифицированных кадров. По этой причине муниципалитеты не готовы еще к работе в нынешних законодательных условиях. Между тем законодательство сегодня, в общем-то, создало платформу для самостоятельной работы местных властей.
- А почему местом проведения выбрали столицу? Это ведь даже не муниципалитет, а субъект федерации.
- Потому что хотим, чтобы уровень мероприятия был достойный, знаковый. Это первый подобный форум, и мы сразу же зафиксируем его высокий статус и значимость. Потом, если форум, как мы хотим, станет регулярным, площадку можно будет переносить и в другие города.
Однако главный момент, который определил такой выбор, состоит в том, что без поддержки, помощи и содействия министерства регионального развития России нам такой форум не провести.
- Возможно, расширение инвестиционной привлекательности малых городов прекратит отток экономически активного населения в мегаполисы?
- Я думаю, мы уже прошли тот этап, когда из-за неразвитости экономики средних и малых городов люди уезжали работать в мегаполисы. Конечно, в крупных муниципальных образованиях легче найти работу. Взять даже Екатеринбург, где активно развивается торговля и другие современные виды бизнеса, особенно в сфере услуг. Но сегодня идет и другой процесс. Промышленные предприятия из Екатеринбурга уходят в малые города, на что есть вполне объективные причины. Во-первых, высокая ставка арендной платы. Во-вторых, административные барьеры. Их в крупных городах всегда проходить сложнее. В малых городах бизнесу легче найти взаимопонимание с местной властью. Тут глава города, если так можно сказать, более трепетно относится к вопросам сотрудничества с бизнесом, так как он видит реальную отдачу и в новых рабочих местах, и в дополнительных налогах, да и в социальной ответственности бизнеса. Этот процесс пошел и надо его поддержать.
Я думаю, и проект «Доступное жилье» снизит отток кадров в крупные города. Сегодня федеральный центр в рамках реализации приоритетных национальных проектов активно работает над тем, чтобы перед индивидуальным жилищным строительством были сняты все препоны, чтобы процедура выделения земельного участка была прозрачной, чтобы максимально удешевилось строительство индивидуального дома. Я думаю, этот проект в полную силу заработает уже в следующем году, а законодательная база будет готова уже в этом.
Это, плюс развитие транспортной системы России позволит улучшить качество жизни в малых и средних городах. Ведь на периферии и экологическая обстановка лучше, и жизнь более размеренная, а создание условий для бизнеса в этих территориях приведет к тому, что отток прекратится.
- В Совете Федерации Вы также работаете в комиссии по контролю над естественными монополиями. Какие вопросы, находящиеся в ведении комиссии, Вы считаете наиболее важными?
- Важнейшей частью своей работы считаю мониторинг исполнения законодательства. Я недавно возглавил подкомиссию по транспортно-логистическим системам. В этой связи могу сказать, что в прошлом году был принят закон о морских портах. Мы выезжали в Санкт-Петербург, смотрели, как этот закон работает. Вывод следующий: логистика, то есть увязка всех участников пассажирских и грузоперевозок, у нас, к сожалению, отстает от мирового уровня. Порт Усть-Луга интенсивно развивается, набирает обороты, а железная дорога отстает, не успевает подвозить-увозить грузы. Автомобильной дороги к этому порту вообще нет. И вот таких нестыковок сегодня еще очень много.
Мы работаем над стратегией развития транспортных систем России. При этом необходимо четко понимать, какие железные дороги будут построены, где появятся новые автомобильные дороги, как будут развиваться наши аэропорты, какие из них будут мощными центрами пассажирских и грузовых перевозок - хабами, а какие будут аэропортами внутренних авиалиний.
Современный бизнес требует работы с грузом по принципу «от двери к двери». Я заказываю товар у производителя, и получаю его с доставкой «до дверей». Как доставляется товар - морем, самолетом, пароходом, железной дорогой, автомобилем или вообще велосипедом - и на каких складах он будет перегружен и сформирован, заказчика не должно волновать. Федеральное и региональное законодательство должно создавать такие условия, чтобы транспортно-логистические компании приходили в регион и занимались этими проблемами, увязывая и согласовывая маршруты и способы перевозок. Время - деньги. Чем дольше груз идет, тем дороже он обходится потребителю. Как раз логистические системы и комплексы позволяют эти вопросы решать. Это острейшая проблема экономики всей России.
Посмотрите на конкретном примере. Средняя участковая скорость грузовых поездов на Свердловской железной дороге - 40 километров в час. Об этом шла речь на круглом столе с участием главы ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. При этом есть участки, где грузовые поезда тормозят ход пассажирских поездов - настолько велика нагрузка. Или такой пример. Сегодня много грузоперевозок ложится на автомобильный транспорт, потому что там доставка идет «от двери к двери». Но вместе с тем, огромный поток тяжелых машин разбивает дороги. Весь мир платит за грузовые автоперевозки в зависимости от нагрузки на ось. В России не так. Вот работа для федеральных законодателей.
Логистические мультимодальные комплексы - это мощный импульс развития экономики. И здесь законодатели должны заботиться о том, чтобы в регионах создавались условия для строительства таких центров. «Стратегия 2020» - это стратегия опережающего экономического роста России. Без логистических систем это развитие невозможно.
- Вопрос в продолжение темы. Не так давно Вы высказывались за скорейшее включение Свердловской области в федеральный проект строительства объездных дорог и мостов на условиях партнерства с частным капиталом при софинансировании из федерального фонда. Речь идет о платных дорогах? Какие плюсы для экономики области сулит участие в этом проекте?
- Мы договорились с губернатором Эдуардом Росселем и председателем правительства Свердловской области Виктором Кокшаровым о том, что первое рабочее заседание по вопросам строительства платных дорог пройдет в конце июня. Для нашей области это очень важная тема.
Движение грузового автомобиля через город идет со средней скоростью менее 40 километров в час. Это значительно увеличивает срок нахождения груза в пути, а значит, приводит к удорожанию стоимости товара. Перевозчику необходимо предоставить выбор: ехать долго по бесплатной дороге или он заплатит немного, но доставит груз быстро. При этом не будут ущемлены ничьи права, так как по закону всегда должен существовать бесплатный маршрут проезда в том же направлении. Просто частная дорога должна предоставлять более эффективный с точки зрения затрат времени маршрут. Думаю и качество такой дороги должно быть лучше.
Вообще же, это мировая практика. Когда я еще работал в мэрии Екатеринбурга, мы очень плотно контактировали с китайским городом Гуаньчжоу. Так вот, в Гуаньчжоу десятки платных мостов внутри города.
Думаю, вы со мной согласитесь в том, что транспортная сеть страны - показатель уровня развития ее экономики. Чем он выше, тем больше создается рабочих мест. Кстати, на форуме «Муниципальная Россия-2008» будет обсуждаться и данный вопрос, так как он имеет очень важное значение для развития многих муниципальных образований страны. Вновь приведу пример. Взять город Верхотурье. Был когда-то крупнейшим городом на Урале, потому что через него шел транспортный поток. Грузопоток ушел на железную дорогу - город фактически стал памятником истории.
Отмечу один принципиальный момент. В данном случае дорожное строительство осуществляется на условиях частно-государственного партнерства. Такой тандем значительно ускоряет решение задачи по развитию транспортной сети в разы. Рассматривается строительство участка дороги. Государство помогает сделать проект, фактически оплачивает проектные работы. Бизнесмен может проанализировать объем необходимых инвестиций и экономический эффект проекта: за сколько лет окупится строительство дороги, объезда или моста, сколько он сможет заработать, - а после этого принять решение. На условиях такого партнерства становится возможным строительство гораздо большего количества дорог. Строить можно в разы больше.
- Помогает ли Вам опыт работы в качестве председателя Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области в Вашей деятельности в Совете Федерации?
- Да, конечно. Во-первых, будучи председателем верхней палаты областного парламента, я сразу вошел в Совет Законодателей России. В 2006-2007 годах я работал в президиуме этого Совета. Эта работа подготовила меня к тому уровню вопросов и задач, которые обсуждаются в Совете Федерации. Хотя, конечно, было сложно: объем информации совершенно другой, намного серьезнее, и необходимо было время, чтобы адаптироваться.
- Известно, что Вы любите спорт, входите во временную комиссию Совета Федерации по подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Что необходимо сделать, чтобы увеличить поток инвестиций, особенно частных, в спорт в нашем регионе? Как вы видите свою роль в развитии спорта в России?
- Частный капитал уже сегодня заинтересован в поддержке спорта. И Свердловская область по этому показателю - далеко не самый худший регион. Крупные компании, холдинги, предприятия, работающие в Свердловской области, поддерживают и команды мастеров, и местные команды, и клубы во многих городах Среднего Урала. Важно другое: в какой форме осуществляется эта поддержка. Если частные деньги идут исключительно на покупку иностранных спортсменов в команды мастеров - это одно, если деньги тратятся на развитие инфраструктуры, на подготовку доморощенных спортсменов, то это совсем другой подход. Вот неделю назад наша команда «ВИЗ-Синара» выиграла Кубок УЕФА по мини-футболу, стала сильнейшим клубом Европы. Это потрясающая победа уральского футбола. И при этом в нашей команде нет ни одного иностранного футболиста, а подавляющее большинство - воспитанники местной футбольной школы.
Свою задачу как представитель законодательной ветви власти я вижу в том, чтобы создавать в регионах, в том числе в Свердловской области, условия для выращивания собственных спортсменов мирового уровня. Надо растить смену мастерам, развивать детско-юношеский спорт.
Думаю, когда Владимир Владимирович Путин бился за Олимпиаду в Сочи, понимал, что подготовка к играм вскроет все проблемы детско-юношеского спорта. К Сочи надо готовить как раз тех ребят, которые через семь лет наберут форму, чтобы стать чемпионами в 2014 году. И у нас есть возможности, в том числе через комиссию Совета Федерации, отслеживать этот процесс.
Сегодня надо наращивать темпы строительства новых спортивных сооружений. Их у нас в расчете на душу населения явно недостаточно. Позитивным моментом является, что на уровне губернатора Свердловской области принято решение о строительстве крытого конькобежного центра в Екатеринбурге. Более того, уже зарезервирована земля под этот объект, а в федеральном бюджете есть соответствующая строчка. Я как член Совета Федерации, в том числе через комиссию по Сочи, отслеживаю этот проект.
Сейчас в Екатеринбурге идет строительство на Центральном стадионе, где уже через год появится сверхсовременный футбольный стадион. Возвращаясь к теме частных инвестиций в спорт, замечу, что финансируется этот объект как раз частным инвестором.
Ведется строительство новых спортивных сооружений на базе Училища олимпийского резерва №1. Это проект, который инициировала «Единая Россия» в рамках Всероссийской программы строительства физкультурно-оздоровительных комплексов. Я курировал этот проект, когда работал в Палате представителей, и могу сказать, что это будет отличный спортивный комплекс: к уже существующей в училище инфраструктуре добавится спортивный зал и бассейн. Полагаю, что в перспективе это принесет существенные плоды, выраженные в победах свердловских спортсменов на соревнованиях самого высокого уровня.
Благодаря поддержке губернатора, уже три года в Свердловской области реализуется программа реконструкции пришкольных стадионов, которые оборудуются искусственным футбольным газоном, площадками для игры в баскетбол, волейбол, зоной для легкой атлетики. Ежегодно строится по 10 таких стадионов. Уверен, что и эта работа тоже даст отдачу через пять-семь лет.
Мы начали разговор с темы предстоящего инвестиционного форума «Муниципальная Россия». Так вот, спортивная составляющая занимает далеко не самое последнее место в вопросе формирования инвестиционной привлекательности любого муниципального образования. Так что и местные власти не должны здесь оставаться в стороне, тем более что 131-й закон обязывает муниципалитеты помогать развитию физкультуры и спорта.
Подготовила Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.
...- Юрий Валерьевич, в конце этого года в Москве пройдет первый национальный инвестиционный форум «Муниципальная Россия-2008». Вы как заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Совета Федерации курируете этот масштабный проект. Кто явился инициатором проведения такого форума, какова его идеология, цели и задачи, на каком этапе находится сейчас работа по подготовке форума?
- С инициативой проведения форума «Муниципальная Россия» вышла Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал». Необходимость такого мероприятия продиктована ситуацией и, в первую очередь, реализацией федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Уже из названия форума понятно, что одна из его задач состоит в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность территорий. Сегодня муниципальные образования крайне заинтересованы в привлечении инвестиций, в разработке и осуществлении у них инвестиционных проектов. Первые такие проекты в ряде территорий уже есть. По масштабам они, конечно, уступают тем, что осуществляются на региональном или межрегиональном уровнях, но их важность трудно переоценить.
131-й закон, который заработает в полную силу в следующем году, подталкивает органы местного самоуправления к тому, чтобы создавать комфортные условия для развития бизнеса, для развития предпринимательской деятельности, для притока инвестиций. Только в этом случае территория получает дополнительные доходы за счет налога на имущество физических лиц, налога на землю и доли подоходного налога, а, соответственно, перспективу своего развития. Муниципалитеты должны стремиться к финансовой самодостаточности, зарабатывать столько, сколько нужно. Именно о том, как это сделать, пойдет речь на форуме.
К настоящему времени мы создали оргкомитет форума, который займется выработкой его идеологии в начале июня. Пока просматривается два направления. Во-первых, для того чтобы в дальнейшем муниципалитеты могли работать с министерством регионального развития, чтобы правительство России оказало поддержку инвестиционному проекту конкретного муниципального образования, надо показывать крупные города, в которых уже есть конкретные проекты. На их опыте смогут учиться другие. Во-вторых, нельзя забывать, что у нас 24 тысячи муниципалитетов, в большинстве это - небольшие поселения. И первоочередная задача форума - оказать помощь именно таким муниципалитетам, тем, которые сегодня пока еще нуждаются в финансовой поддержке, в дотациях. Полагаю, что в перспективе в рамках «Стратегии 2020» и они смогут выйти на самообеспеченность, значительно увеличат налогооблагаемую базу, доходную составляющую своих бюджетов. Однако сейчас им нужна помощь. И финансовая, и законодательная, и информационная.
Форум должен стать переговорной, дискуссионной площадкой, благодаря которой многие муниципалитеты получат возможность посмотреть и перенять опыт передовиков, многому научиться у них.
Создать такое правовое поле, чтобы именно в твою территорию стремились инвесторы, совсем непросто. Это очень важно, особенно для малых городов. В этой связи хотел бы сказать, что в рамках форума будут работать круглые столы, где мы сможем не только продемонстрировать примеры успешного развития муниципалитетов, но и обучить тех, кто еще не так далеко продвинулся по этому пути. Кроме того, подумаем о привлечении к работе форума консалтинговых компаний, чтобы они показали возможности местных властей в плане создания инновационных программ на территории муниципальных образований, продвижения инвестиционных проектов и так далее. Очень много, к сожалению, проблем в муниципалитетах из-за отсутствия в достаточной мере квалифицированных кадров. По этой причине муниципалитеты не готовы еще к работе в нынешних законодательных условиях. Между тем законодательство сегодня, в общем-то, создало платформу для самостоятельной работы местных властей.
- А почему местом проведения выбрали столицу? Это ведь даже не муниципалитет, а субъект федерации.
- Потому что хотим, чтобы уровень мероприятия был достойный, знаковый. Это первый подобный форум, и мы сразу же зафиксируем его высокий статус и значимость. Потом, если форум, как мы хотим, станет регулярным, площадку можно будет переносить и в другие города.
Однако главный момент, который определил такой выбор, состоит в том, что без поддержки, помощи и содействия министерства регионального развития России нам такой форум не провести.
- Возможно, расширение инвестиционной привлекательности малых городов прекратит отток экономически активного населения в мегаполисы?
- Я думаю, мы уже прошли тот этап, когда из-за неразвитости экономики средних и малых городов люди уезжали работать в мегаполисы. Конечно, в крупных муниципальных образованиях легче найти работу. Взять даже Екатеринбург, где активно развивается торговля и другие современные виды бизнеса, особенно в сфере услуг. Но сегодня идет и другой процесс. Промышленные предприятия из Екатеринбурга уходят в малые города, на что есть вполне объективные причины. Во-первых, высокая ставка арендной платы. Во-вторых, административные барьеры. Их в крупных городах всегда проходить сложнее. В малых городах бизнесу легче найти взаимопонимание с местной властью. Тут глава города, если так можно сказать, более трепетно относится к вопросам сотрудничества с бизнесом, так как он видит реальную отдачу и в новых рабочих местах, и в дополнительных налогах, да и в социальной ответственности бизнеса. Этот процесс пошел и надо его поддержать.
Я думаю, и проект «Доступное жилье» снизит отток кадров в крупные города. Сегодня федеральный центр в рамках реализации приоритетных национальных проектов активно работает над тем, чтобы перед индивидуальным жилищным строительством были сняты все препоны, чтобы процедура выделения земельного участка была прозрачной, чтобы максимально удешевилось строительство индивидуального дома. Я думаю, этот проект в полную силу заработает уже в следующем году, а законодательная база будет готова уже в этом.
Это, плюс развитие транспортной системы России позволит улучшить качество жизни в малых и средних городах. Ведь на периферии и экологическая обстановка лучше, и жизнь более размеренная, а создание условий для бизнеса в этих территориях приведет к тому, что отток прекратится.
- В Совете Федерации Вы также работаете в комиссии по контролю над естественными монополиями. Какие вопросы, находящиеся в ведении комиссии, Вы считаете наиболее важными?
- Важнейшей частью своей работы считаю мониторинг исполнения законодательства. Я недавно возглавил подкомиссию по транспортно-логистическим системам. В этой связи могу сказать, что в прошлом году был принят закон о морских портах. Мы выезжали в Санкт-Петербург, смотрели, как этот закон работает. Вывод следующий: логистика, то есть увязка всех участников пассажирских и грузоперевозок, у нас, к сожалению, отстает от мирового уровня. Порт Усть-Луга интенсивно развивается, набирает обороты, а железная дорога отстает, не успевает подвозить-увозить грузы. Автомобильной дороги к этому порту вообще нет. И вот таких нестыковок сегодня еще очень много.
Мы работаем над стратегией развития транспортных систем России. При этом необходимо четко понимать, какие железные дороги будут построены, где появятся новые автомобильные дороги, как будут развиваться наши аэропорты, какие из них будут мощными центрами пассажирских и грузовых перевозок - хабами, а какие будут аэропортами внутренних авиалиний.
Современный бизнес требует работы с грузом по принципу «от двери к двери». Я заказываю товар у производителя, и получаю его с доставкой «до дверей». Как доставляется товар - морем, самолетом, пароходом, железной дорогой, автомобилем или вообще велосипедом - и на каких складах он будет перегружен и сформирован, заказчика не должно волновать. Федеральное и региональное законодательство должно создавать такие условия, чтобы транспортно-логистические компании приходили в регион и занимались этими проблемами, увязывая и согласовывая маршруты и способы перевозок. Время - деньги. Чем дольше груз идет, тем дороже он обходится потребителю. Как раз логистические системы и комплексы позволяют эти вопросы решать. Это острейшая проблема экономики всей России.
Посмотрите на конкретном примере. Средняя участковая скорость грузовых поездов на Свердловской железной дороге - 40 километров в час. Об этом шла речь на круглом столе с участием главы ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. При этом есть участки, где грузовые поезда тормозят ход пассажирских поездов - настолько велика нагрузка. Или такой пример. Сегодня много грузоперевозок ложится на автомобильный транспорт, потому что там доставка идет «от двери к двери». Но вместе с тем, огромный поток тяжелых машин разбивает дороги. Весь мир платит за грузовые автоперевозки в зависимости от нагрузки на ось. В России не так. Вот работа для федеральных законодателей.
Логистические мультимодальные комплексы - это мощный импульс развития экономики. И здесь законодатели должны заботиться о том, чтобы в регионах создавались условия для строительства таких центров. «Стратегия 2020» - это стратегия опережающего экономического роста России. Без логистических систем это развитие невозможно.
- Вопрос в продолжение темы. Не так давно Вы высказывались за скорейшее включение Свердловской области в федеральный проект строительства объездных дорог и мостов на условиях партнерства с частным капиталом при софинансировании из федерального фонда. Речь идет о платных дорогах? Какие плюсы для экономики области сулит участие в этом проекте?
- Мы договорились с губернатором Эдуардом Росселем и председателем правительства Свердловской области Виктором Кокшаровым о том, что первое рабочее заседание по вопросам строительства платных дорог пройдет в конце июня. Для нашей области это очень важная тема.
Движение грузового автомобиля через город идет со средней скоростью менее 40 километров в час. Это значительно увеличивает срок нахождения груза в пути, а значит, приводит к удорожанию стоимости товара. Перевозчику необходимо предоставить выбор: ехать долго по бесплатной дороге или он заплатит немного, но доставит груз быстро. При этом не будут ущемлены ничьи права, так как по закону всегда должен существовать бесплатный маршрут проезда в том же направлении. Просто частная дорога должна предоставлять более эффективный с точки зрения затрат времени маршрут. Думаю и качество такой дороги должно быть лучше.
Вообще же, это мировая практика. Когда я еще работал в мэрии Екатеринбурга, мы очень плотно контактировали с китайским городом Гуаньчжоу. Так вот, в Гуаньчжоу десятки платных мостов внутри города.
Думаю, вы со мной согласитесь в том, что транспортная сеть страны - показатель уровня развития ее экономики. Чем он выше, тем больше создается рабочих мест. Кстати, на форуме «Муниципальная Россия-2008» будет обсуждаться и данный вопрос, так как он имеет очень важное значение для развития многих муниципальных образований страны. Вновь приведу пример. Взять город Верхотурье. Был когда-то крупнейшим городом на Урале, потому что через него шел транспортный поток. Грузопоток ушел на железную дорогу - город фактически стал памятником истории.
Отмечу один принципиальный момент. В данном случае дорожное строительство осуществляется на условиях частно-государственного партнерства. Такой тандем значительно ускоряет решение задачи по развитию транспортной сети в разы. Рассматривается строительство участка дороги. Государство помогает сделать проект, фактически оплачивает проектные работы. Бизнесмен может проанализировать объем необходимых инвестиций и экономический эффект проекта: за сколько лет окупится строительство дороги, объезда или моста, сколько он сможет заработать, - а после этого принять решение. На условиях такого партнерства становится возможным строительство гораздо большего количества дорог. Строить можно в разы больше.
- Помогает ли Вам опыт работы в качестве председателя Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области в Вашей деятельности в Совете Федерации?
- Да, конечно. Во-первых, будучи председателем верхней палаты областного парламента, я сразу вошел в Совет Законодателей России. В 2006-2007 годах я работал в президиуме этого Совета. Эта работа подготовила меня к тому уровню вопросов и задач, которые обсуждаются в Совете Федерации. Хотя, конечно, было сложно: объем информации совершенно другой, намного серьезнее, и необходимо было время, чтобы адаптироваться.
- Известно, что Вы любите спорт, входите во временную комиссию Совета Федерации по подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Что необходимо сделать, чтобы увеличить поток инвестиций, особенно частных, в спорт в нашем регионе? Как вы видите свою роль в развитии спорта в России?
- Частный капитал уже сегодня заинтересован в поддержке спорта. И Свердловская область по этому показателю - далеко не самый худший регион. Крупные компании, холдинги, предприятия, работающие в Свердловской области, поддерживают и команды мастеров, и местные команды, и клубы во многих городах Среднего Урала. Важно другое: в какой форме осуществляется эта поддержка. Если частные деньги идут исключительно на покупку иностранных спортсменов в команды мастеров - это одно, если деньги тратятся на развитие инфраструктуры, на подготовку доморощенных спортсменов, то это совсем другой подход. Вот неделю назад наша команда «ВИЗ-Синара» выиграла Кубок УЕФА по мини-футболу, стала сильнейшим клубом Европы. Это потрясающая победа уральского футбола. И при этом в нашей команде нет ни одного иностранного футболиста, а подавляющее большинство - воспитанники местной футбольной школы.
Свою задачу как представитель законодательной ветви власти я вижу в том, чтобы создавать в регионах, в том числе в Свердловской области, условия для выращивания собственных спортсменов мирового уровня. Надо растить смену мастерам, развивать детско-юношеский спорт.
Думаю, когда Владимир Владимирович Путин бился за Олимпиаду в Сочи, понимал, что подготовка к играм вскроет все проблемы детско-юношеского спорта. К Сочи надо готовить как раз тех ребят, которые через семь лет наберут форму, чтобы стать чемпионами в 2014 году. И у нас есть возможности, в том числе через комиссию Совета Федерации, отслеживать этот процесс.
Сегодня надо наращивать темпы строительства новых спортивных сооружений. Их у нас в расчете на душу населения явно недостаточно. Позитивным моментом является, что на уровне губернатора Свердловской области принято решение о строительстве крытого конькобежного центра в Екатеринбурге. Более того, уже зарезервирована земля под этот объект, а в федеральном бюджете есть соответствующая строчка. Я как член Совета Федерации, в том числе через комиссию по Сочи, отслеживаю этот проект.
Сейчас в Екатеринбурге идет строительство на Центральном стадионе, где уже через год появится сверхсовременный футбольный стадион. Возвращаясь к теме частных инвестиций в спорт, замечу, что финансируется этот объект как раз частным инвестором.
Ведется строительство новых спортивных сооружений на базе Училища олимпийского резерва №1. Это проект, который инициировала «Единая Россия» в рамках Всероссийской программы строительства физкультурно-оздоровительных комплексов. Я курировал этот проект, когда работал в Палате представителей, и могу сказать, что это будет отличный спортивный комплекс: к уже существующей в училище инфраструктуре добавится спортивный зал и бассейн. Полагаю, что в перспективе это принесет существенные плоды, выраженные в победах свердловских спортсменов на соревнованиях самого высокого уровня.
Благодаря поддержке губернатора, уже три года в Свердловской области реализуется программа реконструкции пришкольных стадионов, которые оборудуются искусственным футбольным газоном, площадками для игры в баскетбол, волейбол, зоной для легкой атлетики. Ежегодно строится по 10 таких стадионов. Уверен, что и эта работа тоже даст отдачу через пять-семь лет.
Мы начали разговор с темы предстоящего инвестиционного форума «Муниципальная Россия». Так вот, спортивная составляющая занимает далеко не самое последнее место в вопросе формирования инвестиционной привлекательности любого муниципального образования. Так что и местные власти не должны здесь оставаться в стороне, тем более что 131-й закон обязывает муниципалитеты помогать развитию физкультуры и спорта.
Подготовила Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.