622. Заместитель министра иностранных дел Александра Яковенко считает, что нельзя сравнивать признание Косова с признанием Южной Осетии и Абхазии.
На вопросы корреспондента ЕАН в Москве ответил заместитель иностранных дел России Александр Яковенко.
На вопросы корреспондента ЕАН в Москве ответил заместитель иностранных дел России Александр Яковенко.
- Александр Владимирович, недавно глава Пентагона Роберт Гейтс заявил о том, что в случае вступления Грузии в НАТО, России придется воевать с Альянсом, если она будет вести военные действия на территории Грузии. Возможна ли война в современных условиях между США и Россией?
- Я считаю, что такая возможность исключена. А что касается новых боевых действий на территории Грузии, то в соответствии с договоренностями, которые были достигнуты между Медведевым и Саркози, Евросоюз гарантировал неприменение силы со стороны Грузии в отношении этих новых республик. Поэтому и новые действия в этой ситуации я абсолютно исключаю. И мы надеемся на то, что Евросоюз и дальше будет гарантом этих подходов.
- Когда идет речь о Косове, то МИД России говорит, что это было одностороннее признание, было нарушено международное право. Но признание Южной Осетии и Абхазии со стороны России было также односторонним. Не является ли это нарушением международного права, и не загоняет ли себя Россия в те двойные стандарты, от которых так она старается избавиться?
- Что касается Косово, мы действительно исходим из резолюции 1244. Это резолюция Совета Безопасности ООН, где совершенно четко прописан статус Косово, что это часть Сербии. Хочу сказать то, что возможности для достижения статуса Косова были. Но эти переговоры были прекращены, и целый ряд государств встал на путь признания независимости Косова, в то время как какой-либо срочности в этом вопросе абсолютно не было.
Если вы возьмете ситуацию с Абхазией и Южной Осетией, то вы увидите, Южная Осетия была поставлена на грань выживания. И Грузия своей агрессией поставила под вопрос жизнь югоосетин. Это была прямая агрессия, и чтобы предотвратить геноцид, исчезновение этой нации, мы были вынуждены дать отпор этой агрессии, и единственным способом для сохранения жизни и безопасности этих двух республик было признание их независимости.
Как говорил наш президент, это трудное решение, но именно поэтому оно и было принято, потому что на кону стояла жизнь, если хотите, право людей на жизнь. Так что это совершенно две разные ситуации. В одном случае можно было еще проводить переговоры и договариваться, а во втором случае была развязана агрессия, и если бы мы ее не остановили, то неизвестно, сколько бы людей еще погибло. И эти две ситуации надо рассматривать именно в этой плоскости, и ставить их на одну доску ни в коем случае нельзя.
Когда решался вопрос Косова, Россия выступала за продолжение диалога, и с участием Белграда. Более того, мы чувствовали, что есть ростки возможной договоренности. И куда было спешить? Но почему-то было принято решение об одностороннем признании Косова. А в случае с этими республиками, там была агрессия, людей убивали.
- С чем связано то, что недавно созданное Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств не может начать полноценную работу, и что до сих пор не назначен его руководитель?
- Только на днях вышел указ президента о создании такого агентства, и естественно только после указа следует заниматься формированием данной структуры. Поэтому я думаю, что уже в скором времени этот центр будет создан, тем более что в него по указу президента должен будет влиться Росзарубежцентр, который является действующей структурой, и на его основе будет наращивание структурного состава этого нового подразделения.
Сергей Морозов, Европейско-Азиатские новости.