Митинг за возврат прямых выборов мэра Челябинска, запланированный организаторами на этот теплый по меркам зимы воскресный день, таил в себе сразу несколько интриг.
Во-первых, это был первый за долгое время митинг, который власти разрешили провести в сквере на Алом поле. До этого пару лет все политические собрания согласовывали лишь в сквере имени Колющенко, находящемся в паре километров от центра города. А вот Алое поле — и, что называется, центрее не бывает, и своего рода «челябинский гайд-парк».
Во-вторых, об участии в митинге заявило региональное отделение «Справедливой России». Эта партия и ее местный лидер Валерий Гартунг обладают весьма серьезными организационными возможностями и на первомайских шествиях традиционно собирают вторую по численности колонну после профсоюзов. Если бы «справедливоросы» захотели, то вполне могли бы только своими сторонниками перекрыть заявленную организаторами численность митингующих в 2 тыс. человек.
В -третьих, принять участие в митинге за возврат прямых выборов главы города намеревались и те, кто заявился кандидатом на пост главы администрации Челябинска по нынешней системе (против которой они, собственно, и протестуют) — Василий Московец, Борис Золотаревский, Ярослав Щербаков и другие.
В-четвертых, сама тема прямых выборов мэра Челябинска, которых жителей города лишили, проведя так называемую «муниципальную реформу», в принципе, довольно актуальна и популярна.
Митинг должен был показать и реальный протестный потенциал самой темы, и реальные возможности нынешних лидеров экоактивистов и оппозиционных политических партий и движений в Челябинске. В итоге многие интриги оказались пшиком и разрушились при первом же взгляде на собравшихся в сквере.
Всего митинг посетили, по разным оценкам, от 300 до 500 человек. Повторимся — в воскресный день, в теплую и безветренную по зимним меркам погоду. «Справедливая Россия», по сути, «слилась», ее силы представляли пара десятков бабушек, да депутат Заксобрания области Ольга Мухометьярова. Экодвижения «СтопГОК» и «Челябинск, дыши!», и без того, по сути, объединившися в одну структуру, также не смогли привести на важнейшее для них мероприятие и десятой части своих подписчиков в соцсетях. О присутствии на митинге таких структур как «Левый фронт» и пара мелких коммунистических партий, и вовсе свидетельствовали лишь несколько флагов, водруженных на длинные и гибкие удилища.
Организатором же митинга стало местное отделение партии «Яблоко», и это было, пожалуй, первое за пару лет политическое мероприятие в Челябинске, где эта партия отметилась хоть коль-нибудь серьезной активностью. Любопытно, что стражи порядка отрабатывали мероприятие по самому «мирному» варианту, даже металлоискателей на входе в сквер не было. Разумеется, по периметру митингующих стояло несколько групп людей в штатском, которые были так подчеркнуто незаметны, что решительно выделялись из толпы. Впрочем, политический Челябинск — пространство настолько маленькое, что здесь практически все давно знают друг друга в лицо всех, включая оперативников.
Разумеется, на митинге было полно, скажем так, сторонних, но внимательных наблюдателей. Вот в компании парочки полицейских стоит начальник областного управления внутренней политики Виталий Шиков, вот ненадолго зашел «на огонек» известный в недалеком прошлом политолог Александр Подопригора, стоял чуть в стороне в окружении нескольких почитателей его таланта и «челябинский урбанист» Лев Владов.
После открытия митинга (ведущим был известный экоактивист и зампред регионального «Яблока» Андрей Талевлин) первым перед собравшимися выступил Василий Московец — лидер движения «СтопГОК» и кандидат в мэры. Говорил он много и горячо, то и дело призывая публику покричать лозунги. Вслед за Московцом эмоциональный спич выдал инвалид колясочник Николай Ольховский, получивший известность после того, как ему с угрозами засудить позвонил директор хоккейного клуба «Трактор» и в прошлом вице-губернатор Иван Сеничев (известен также по истории с е...й областью»).
«Я не вижу работы депутатов, и я против той прослойки, которая образовалась между горожанами и их решением, кто должен тать главой города», — едва ли не кричал Ольховский, который, кажется, вполне имеет потенциал стать одним из новых лидеров челябинской оппозиции.
Не менее эмоционально выступила и Ольга Мухометьярова. Но — все-таки ждали- то не ее, а Валерия Гартунга.
В толпе встретился Игорь Липатников — человек, достаточно широко известный в узких кругах специалистов по слияниям и поглощениям, в том числе — недружественным.
«Что я здесь делаю?, — переспросил он. — Просто нынешняя власть настолько себя дискредитировала, что надо предпринимать меры».
А в ответ на предположение, что если бы он сам был во власти, то, наверное занял бы идейно близкий ему пост главы комитета по управлению имуществом, господин Липатников назвал другой вариант. «Председателем Заксобрания! И поверьте, у меня бы губернатор по струночке бы вытягивался...».
Тем временем митинг продолжался. Выступали все новые ораторы — лидер «навальнистов» и кандидат в мэры Борис Золотаревский, лидер местного «Яблока» и кандидат в мэры Ярослав Щербаков. Вообще, было довольно забавно наблюдать, как против действующие системы избрания градоначальника выступают несколько человек, которые хотят стать главой города именно по действующей системе. Ну, не то, чтобы «пчелы против меда», но близко к этому.
В начале второго часа митинга у организаторов кончилось электричество. То ли дизель-генератор приказал долго жить, то ли батарейки сели. К этому времени сквер покинула примерно половина пришедших, и слушать продолжавших выступать активистов осталось не более 150-200 человек. И ведь не скажешь, что сама тема возврата прямых выборов мэра в Челябинске неактуальна или непопулярна.
Но проблема в том, что нынешние лидеры как оппозиционных партий и движений, так и экологических групп протеста оказались настолько непопулярны и организационно слабы, что были явно не способны даже совместными усилиями собрать хотя бы более 500 человек. Эти лидеры оппозиции сломались. Несите следующих.
Дмитрий Моргулес
Фото - Роман Иванов.