РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 27 апреля 2019 в 15:06

О бедном трамвае замолвили слово: как Владимир Елистратов у Алексея Тесклера 7,2 миллиарда рублей попросил

© Фото из открытых источников
ЕАН узнало, какой план по развитию городского транспорта мэрия Челябинска представила врио губернатора региона Алексею Текслеру. Наш корреспондент размышляет, что в этом плане не так.
Напомним, распоряжение подготовить план мероприятий по улучшению ситуации в общественном транспорте Челябинска мэрии города дал врио губернатора региона Алексей Текслер после совещания, прошедшего 10 апреля на территории трамвайного депо №1 ЧелябГЭТа. Срок подготовки плана был определен в две недели.
В документе, который в итоге мэрия за подписью Владимира Елистратова отправила на рассмотрение и согласование Алексею Текслеру, есть как сам план мероприятий, так и «дорожная карта» финансирования этих мероприятий. Денег, как выяснилось, надо много — 7,2 миллиарда рублей. Причем вся сумма необходима уже в этом году, 2,5 миллиарда — уже в мае, еще 350 миллионов — в июне, и еще 3,27 миллиарда — в августе.
При этом в «дорожной карте финансирования» не указаны конкретные источники финансирования. Однако в конце плана есть просьба выделить эти деньги из областного бюджета, поскольку бюджет Челябинска таких трат просто не потянет.
Собственно, «основная концепция» предполагает, что в ближайшие два-три года в Челябинске сохранится так называемая «смешанная» модель организации транспортного обслуживания, предполагающая маршруты, обслуживающиеся и по так называемому «регулируемому» тарифу (то есть — по фиксированной, определяемой властями города цене на проезд), так и по «нерегулируемому» (то есть цену проезда волен определять перевозчик). Соотношение «регулируемых» и «нерегулируемых» маршрутов должно составить примерно 60\40 процентам, то есть примерно так же, как это происходит сейчас.
«Такой подход позволит, в преддверии проведения саммитов ШОС и БРИКС, сохранить бесперебойное транспортное обслуживание, исключить все риски и не допустить при этом значительного увеличения нагрузки на бюджет», обосновывается в «концепции». Правда, непонятно, что тогда означают траты в 7,2 миллиарда рублей.
После «переходного периода» «при проведении комплексного анализа и модернизации маршрутной сети возможен постепенный переход к полностью регулируемой модели», уверяют авторы документа. То есть весь транспорт в Челябинске будет ездить по единым расценкам. Но — не сразу.
С одной стороны, выглядит это замечательно, и как бы отвечает народным чаяниям. С другой — уже сейчас себестоимость поездки в муниципальном транспорте выше нынешних 20-23 рублей. Это означает, что транспорт будет работать в убыток, и убытки эти придется компенсировать. И муниципальным предприятиям, и частникам, которые точно не станут работать «в минус». Во сколько эта компенсация встанет бюджету Челябинска — в плане не указано.
Параллельно планом предусматривается перевод всего транспорта, включая «частников», на обязательную безналичную форму оплаты проезда. Что тоже звучит просто замечательно — проблема непрозрачности финансов, «черного нала» в общественном транспорте одна из главных. И в той же Москве вы не сможете проехать на транспорте за наличку — только по транспортным картам, которая привязана к проезду на метро — ключевому для столицы виду транспорта.
Вот только благие мечты могут разбиться о суровую реальность. Во-первых, попытка перевести маршрутные такси на оплату по транспортной карте в Челябинске уже была. Несколько лет назад. Однако во-первых, согласились на это лишь несколько перевозчиков, во-вторых, выданные им муниципалитетом терминалы оказались старые и быстро ломались, в третьих… что выберет частник на «ПАЗике» (где и кондуктора-то нет) — оплату по безналу, который не пойми когда придет на счет и к тому же облагается налогами, или старый добрый нал? Ответ очевиден. К тому же далеко не все челябинцы обладают транспортными картами, и привычка платить «наликом» — часть менталитета, особенно у старшего поколения.
В общем, попытка внедрить эту историю закончилась быстро, тихо и бесславно. Плюс — опять-таки, из плана мэрии непонятно, за чей счет будет организован весь этот «банкет» — терминалы оплаты, механизм прохождения платежей и так далее...
А теперь, собственно, к затратам, расписанным в смете, приложенной к «плану мероприятий»
Пункт первый — «обновление подвижного состава».
Для начала предполагается (разумеется, «в рамках исполнения Ваших (Текслера — прим. ЕАН) поручений») приобрести 65 новеньких газомоторных автобусов большого класса общей стоимостью 550 миллионов рублей.
При этом мэрия четко указывает источник финансирования «предусмотрены в бюджете Челябинской области на реализацию мероприятий дорожной карты ШОС и БРИКС». Но деньги нужны уже в мае — в этом случае, учитывая время, которое понадобится на процедуры закупки, поставка автобусов возможна к августу-сентябрю этого года (то есть аккурат к выборам губернатора — прим. ЕАН). Но мэрия на это не ограничивается, и просит главу региона выделить еще столько в ноябре этого года же на вторую очередь закупок автобусов (еще 65 штук), которые должны поступить в начале 2020 года. Итого — 1,1 миллиарда рублей.
Напомним, что, как следовало из сказанного на совещании у Текслера, сейчас из имеющихся в наличии у муниципального ООО «Общественный городской транспорт» более чем 200 автобусов на линию выходит меньше половины.
Покупка новых автобусов позволит полностью обновить парк автобусов и даже увеличить их число, но это не поменяет принципиально ситуацию с использованием этого транспорта. Напомним, по итогам проверки контрольно-счетной палаты Челябинска в работе ООО «Общественный городской транспорт» были выявлены многочисленные «неэффективные расходы», прочие нарушения, и в итоге возбуждено уголовное дело, уже не первое, связанное с руководством предприятия.
Кроме автобусов, план мэрии предполагает покупку 20 трамваев, причем «разноуровневых» (40% низкого пола). На это потребуется 560 миллионов рублей. Впрочем, эта цифра, по мнению авторов документа, может быть снижена до 400 миллионов, если учитывать некую скидку, которую можно получить, если попасть в федеральную программу, позволяющую софинансировать такие покупки. Но в смете все равно указана цифра в 560 миллионов.
Второй пункт затрат — «модернизация электротранспорта».
Прежде всего — вопрос с выставленным на торги (пройдут в начале июня — прим. ЕАН) имуществом обанкроченного МУП «ЧелябГЭТ» (созданное одноименное муниципальное ООО пользуется этим имуществом на праве аренды — прим. ЕАН). Начальная цена — более 1,9 миллиарда рублей.
При этом конкретных шагов по решению ситуации мэрия, по сути, не предлагает — в документе присутствует лишь расплывчатая формулировка «Администрацией города проводятся мероприятия по выработке решения о сохранении имущества в муниципальной собственности». Видимо, под этим подразумевается включение в приложенную смету стоимость этого имущества. Без конкретного указания, где эти 1,9 миллиарда взять. Но в бюджете города их нет.
Между тем ситуация, на самом деле, весьма критичная. Ведь если просто предположить, что это имущество выкупит какой-то частник (в кулуарах говорят об якобы имеющемся интересе к этому вопросу одного очень уважаемого и авторитетного депутата, но проверить это не представляется возможным — прим. ЕАН), то он, по большому счету, возьмет город и его транспортную систему «за яйца». Поскольку сможет вести переговоры об использовании этого имущества и цене аренды с позиции силы и даже шантажа — представляете себе уровень протеста в случае остановки трамваев и троллейбусов из-за позиции такого собственника? А виноваты все равно окажутся власти, причем уже конкретно Алексей Текслер. Отличные перспективы перед осенними выборами…
Удивительно, но ситуация с инфраструктурой электротранспорта — не самая дорогостоящая в затее руководства города.
Пункт 5 «плана мероприятий» звучит «Заключение контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам». И он должен обойтись в... 3,27 миллиарда рублей!
В обоснование авторы плана приводят и требования федерального законодательства, и требования антимонопольной службы: «на сегодняшний день заключены муниципальные контракты на обслуживание маршрутов по регулируемому тарифу. Однако финансовых средств бюджета города оказалось недостаточно для исполнения норм законодательства по расчету стоимости транспортной работы начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК). Антимонопольная служба своим решением обязала Администрацию города установить цену контракта в соответствии с нормами законодательства».
И тут же указывается, что «На оплату контрактов на 2020 год по 69 маршрутам (31 маршрут электротранспорта, 38 автобусных маршрутов) по регулируемому тарифу… при формировании бюджетов в августе 2019 года необходимо предусмотреть 3 270 миллионов рублей по утвержденной методике расчета». Из них 973,3 миллиона — на автобусные маршруты (включая обновление подвижного состава на 243,3 миллиона рублей), и почти 2,3 миллиарда — на маршруты электротранспорта (в том числе 683 млн на обновление подвижного состава). Правда, указывается, что «цена контракта может быть снижена в результате торгов»…
Конкурсные процедуры по обслуживанию маршрутов в будущем году планируется провести уже в этом году. При этом контракты будут заключаться на срок от года до трех. Разумеется, «для проведения анализа по пассажиропотоку и корректировки маршрутной сети».
На практике все это может означать, что уже к августу этого года власти должны найти 3,27 миллиардов на оплату перевозчикам обслуживания маршрутов. Возврат же этих денег планируется, видимо, из выручки этих перевозчиков. Но тут мы возвращаемся к вопросам «черного нала» в тех же маршрутках, и невозможность на практике проконтролировать реальную выручку транспортников. Возможно, это работало бы, будь уже в Челябинске создана система обязательной безналичной оплаты проезда. Но ее нет, а текущая ситуация создает большое пространство для злоупотреблений.
Единственный пункт плана мэрии, который почти не вызывает вопросов — 350 миллионов на оплату проезда льготников. А единственный пункт мероприятий, на который готова потратиться сама мэрия — это 300 новых «умных» остановочных комплексов. Цена — 300 миллионов, или по миллиону за штуку. Интересна норма прибыли производителя…
Пора подытожить все вышеописанное.
Сумма общих «хотелок» мэрии уже в этом году — почти 7,2 миллиарда рублей. При этом как результат чиновники муниципалитета обещают, что, «представленная модель развития позволит реализовать один из ключевых запросов граждан — повысить качество транспортного обслуживания на территории города Челябинска». Кроме того «принятые меры, позволят в 2019 году остановить рост кредиторской задолженности муниципальных предприятий, а в 2020 году ликвидировать ее полностью и довести их долю на рынке пассажирских перевозок до 50%».
И, как говаривал Штирлиц, запоминается последняя фраза. В документе, отправленном Алексею Текслеру она звучит так: «Прошу Вас согласовать представленную модель развития общественного транспорта и дать соответствующие поручения о выделении необходимых финансовых средств из бюджета Челябинской области на реализацию мероприятий в краткосрочной перспективе».
Иными словами, Владимир Елистратов то ли попросил, то ли потребовал у Алексея Текслера 7,2 миллиарда рублей просто на восстановление относительно нормальной работоспособности муниципального общественного транспорта. И, видимо, подразумевая, что иначе дела могут быть совсем плохи, а впереди выборы и саммиты… Честно говоря, попахивает шантажом.
Как на это отреагирует Алексей Текслер, известно лишь ему самому. Вероятно, какие-то средства и впрямь необходимо выделить — уж больно ситуация критическая. Но вряд ли стоит выделять ресурсы тем же людям, кто продолжает доводить городской транспорт «до ручки», и вряд ли способны поменять положение дел. Скорее, по имеющемуся опыту, появятся новые дела, и опять — уголовные.
Как написал недавно в своем инстаграме сам глава региона — «для решения новых задач нужны новые люди»...
P.S. Статья отражает исключительно личное мнение ее автора.
Дмитрий Моргулес
Автор главного фото: Ярослав Наумков
almaceramica
Главные новости
Кто стал новым мэром Челябинска - биография Алексея ЛошкинаНадолго ли курс доллара по 100 рублейНеизвестные распространяют листовки об атаке на ЕкатеринбургОттепель не помешала строительству катка и ледового городка в ЕкатеринбургеИностранцы взяли штурмом миграционный центр в ЕкатеринбургеЧто это за часть в Екатеринбурге, где вместо СВО служат министры и депутаты