РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 16 мая 2019 в 11:48
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Мнение Дмитрия Моргулеса: немного о политической конкуренции

© Фото из открытых источников
Пока в Екатеринбурге идет большая свара вокруг сквера и храма, в Челябинске набирает силу самая важная избирательная кампания. И я не про выборы губернатора, а про выборы депутатов районных советов Челябинска. Я действительно считаю именно эти выборы самыми важными для региона. Давайте объясню почему.
Во-первых, выборы главы региона куда менее конкурентны. И Алексею Текслеру, по сути, надо просто не наделать критических глупостей, чтобы стать уже не врио, а полноценным губернатором. Что же до возможных оппонентов — Валерий Гартунг, как всегда, после попытки поторговаться получит нужные ему плюшки и отойдет в сторону. Остальные же вряд ли смогут набрать больше 10% — так низка их узнаваемость и популярность.
Во-вторых, районные советы депутатов - это лишь прелюдия к самому главному — к городской думе Челябинска. Напомню, что после проведенной муниципальной реформы в областном центре граждане выбирают лишь районных депутатов. И именно они из своего числа делегируют представителей районов в думу. А городская дума — …
В-третьих, именно городская дума — ключевой орган власти в городе. Ну, если знать, как он работает, и умело использовать. Вы просто зайдите на ее сайт и посмотрите ее полномочия. Среди таковых:
  • принятие Устава Челябинска и внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение бюджета Челябинска и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития Челябинска, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Челябинска;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • принятие решения об удалении главы Челябинска в отставку.
А еще в компетенции Челябинской городской думы:
  • принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Челябинска, по вопросам местного значения;
  • согласование с органами государственной власти нормативов отчислений от федеральных и областных налогов в бюджет Челябинска;
  • определение порядка выпуска муниципальных займов, предоставления бюджетных кредитов и налоговых льгот;
  • определение порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью города;
  • определение требований к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки в городе;
  • утверждение Генерального плана города и правил землепользования и застройки территорий Челябинска;
  • утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города;
  • утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
  • установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
  • организация проведения местного референдума в соответствии с федеральными законами и законами Челябинской области;
  • избрание главы города из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, установление порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города, общего числа членов конкурсной комиссии.
И много чего еще.
Переводя вышеописанное на обычный язык — депутаты имеют не формальные, а вполне реальные полномочия по контролю за всей жизнедеятельностью города, городского хозяйства.
Именно депутаты должны определять правила игры в главных отраслях городской экономики (в тех, где выручка собирается в пределах города) — в строительстве, в розничной торговле, в индустрии развлечений и отдыха, инфраструктурном бизнесе (общественный транспорт, ЖКХ, отчасти — водо-, тепло- и энергоснабжение).
Именно депутаты имеют доступ к ключевой для этого бизнеса информации и могут влиять на ход финансовых потоков. Депутаты входят в состав комиссии по проведению такой болезненной процедуры, как публичные слушания, без прохождения которых формально невозможно практически ничего построить на территории города.
В общепринятом понимании, конечно, главная в Челябинске — мэрия и лично глава города. Но на деле без «одобрямса» депутатов администрации нельзя сделать фактически ничего. Даже уровень и порядок выплаты денежного вознаграждения сотрудникам мэрии (начиная с мэра) и то определяется гордумой. То есть сколько будет получать Владимир Елистратов, формально решают депутаты.
В общем, если знать и понимать, как работают механизмы, то можно влиять и определять в городе практически все. А «если вы не любите кошек, то вы просто не умеете их готовить»,
А теперь вспомним классика. Владимира Ильича Ленина. И его изречение «Политика есть самое концентрированное выражение экономики». И глянем на нынешний состав думы. Значительная (если не большая) часть депутатов - либо предприниматели, имеющие отношение к тем самым ключевым отраслям городской экономики, либо директора муниципальных предприятий, причем в этих же сферах — транспорт, коммунальная инфраструктура, строительство, торговля и так далее.
Но стать депутатами они могут только «на районе». Чтобы потом, договорившись с коллегами по местному «парламенту», пройти наверх.
В погоне за обеспечением «своих» районных советов и возможностью формировать «свои» пулы городских депутатов сцепились все основные городские группы влияния: «барышевские», «советские» (которые на самом деле две части «аристовских») и «бурматовские». Свои «вотчины» отстаивают «мошаровские» и «мительмановские», плюс еще игроки помельче. И драка на выборах будет жесточайшей и крайне конкурентной.
Казалось бы, такой как бы политической конкуренции нужно только радоваться. Но конкуренция эта — именно что «как бы». Потому что речь идет не о борьбе идеологий, не о выборе между предлагаемыми путями развития, прогресса Челябинска как города, но за главный приз — возможность контролировать городские финансовые потоки и получать в том или ином виде ренту с городской инфраструктуры. И в этом смысле «барышевские» от «советских» или «бурматовских» отличаются лишь тем, куда именно они эти потоки и ренту направят. В общем, как в фильме «Антикиллер», когда «свой» бандит описывал «чужих»: «Они такие же, как мы, только рожи незнакомые».
А избиратели — жители города — в этом случае лишь досадная формальная необходимость. Ничего личного, только бизнес...
Фото: Андрей Ткаченко, chelduma.ru
almaceramica