Низкая адаптация городской инфраструктуры к «высокой автомобильной плотности» является одной из основных причин образования и распространения грязи в мегаполисах. К такому выводу пришли ученые Института промышленной экологии уральского филиала РАН, пишет «Коммерсантъ».
Они изучали ситуацию в Екатеринбурге, Мурманске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Тюмени и Челябинске. В каждом городе ученые выбрали по шесть типичных кварталов с многоэтажной застройкой и разбили их на сегменты (тротуары, зеленые зоны, детские площадки, внутридворовые проезды, организованные автомобильные парковки и стихийные стоянки на газонах и тому подобное).
К образованию грязи также приводит неудовлетворительное качество содержания территорий и отсутствие последовательного подхода при проведении земляных, строительных работ и благоустройства.
Грязь, по мнению ученых, нарастает по следующей схеме. Сначала происходит эрозия грунтов или механическое разрушение поверхностей, в том числе на парковках на газонах.
Далее земля и прочий осадок разносятся ветром, поверхностными стоками, колесами машин и ботинками пешеходов. В итоге в городах образуется до 200 г/кв. м мелкой пыли. В пересчете на каждого жителя Екатеринбурга это до 53 кг пыли.
Зимой в городах образуется смесь снега с асфальтовой крошкой, пылью, почвой, противогололедными реагентами и выхлопными газами. Если все это не вывозится с дорог, то весной поднимается в атмосферу.
Ветром пыль поднимается в воздух и может долго висеть в виде смога, который опасен для здоровья.
Напомним, мэрия Екатеринбурга как минимум дважды заказывала ученым исследования причин происхождения грязи, из-за которой столицу Урала давно называют «Грязьбургом».