За последний год техническое обслуживание автомобилей в России резко подорожало. Но стоимость самих работ увеличилась незначительно, всего на 5-10%. Основные же затраты — в запчастях. Стоимость как самих деталей, так и их доставки существенно выросла. По данным вице-президента «Национального автомобильного союза» (НАС) Яна Хайцеэра, поэтому стоимость обслуживания машин европейских марок увеличилась на 50-100%.
Ключевой причиной увеличения среднего чека в 2023 году стал рост цен на автозапчасти. Неоригинальные запчасти, которые поступают преимущественно из Китая, с начала 2023 года подорожали на десятки процентов, подсчитал эксперт. Цены на контрафактные детали выросли, не в последний момент, за счет транспортных издержек. «Если раньше контейнер стоил 3 тыс. долларов, то теперь он стоит 10 тыс. Добавьте к этому девальвацию рубля – условно запчасть как стоила доллар, так и стоит, но теперь в рублях это уже не 60 рублей, а 100. Плюс маржа продавцов, и вот мы получаем, что удорожание по всем позициям в среднем составило от 30 до 100%», – рассказал эксперт ЕАН.
Хайцеэр отмечает: больше всего подорожало то, что так или иначе связано с электроникой, с компьютерным оснащением автомобилей, а также большие детали вроде бамперов, других деталей кузова - их тяжелее перевозить.
Ранее представители сети автосервисов Fit Service рассказали, что сильнее всего в 2023 году подорожало обслуживание европейских марок, менее всего — японских и корейских.
Причина в том, что на «народные» японские и корейские автомобили легко найти автозапчасти-аналоги из категории «эконом». «Например, колодки тормозные дисковые на популярную BMW 528i выросли за год (январь — август 2023 года) на 20%, фильтр салона — на 15%. На бюджетный седан Kia Rio колодки подорожали на 5%, а фильтр даже немного подешевел», — сообщили в Fit Service.
В чеках выросло количество услуг и их объем из-за общего старения автопарка в стране. Автовладельцы стремятся продлить жизнь своих машин, поэтому вкладывают деньги в ремонт.
«Подорожали не только запчасти на «немцев», «шведов» или «корейцев». Стоимость ряда автозапчастей для моделей Lada на конец сентября выросла в два раза по сравнению с прошлым годом. Китай делает все детали, но там сплошной контрафакт, все косое и кривое. Однако российские запчасти для российских автомашин стоят дороже китайских. Говорят, что даже китайский контафакт подделывают – что часть деталей делают в Казахстане, прямо на границе, там есть цеха, оттуда тащат через границу», – рассказывает челябинский автомеханик Владимир Птицын.
По его словам, цены на запчасти выросли в разы. «И даже хозяева дорогих премиальных машин готовы ставить неоригинальные запасные части, использовать аналоги, контрактные запчасти», – отмечает Птицын.
Кустарные автозапчасти везут из Казахстана в Челябинскую областьРанее ЕАН рассказывал, что только с марта по декабрь 2022 года запчасти в стране подорожали на 27,7%. А некоторые детали взлетели в цене за последние два месяца в три раза. Так, с марта вдвое выросла цена на передний бампер для машин «АвтоВАЗа». В списке лидеров также числится передняя фара в сборе для Hyundai (+91%), задняя левая дверь для ВАЗа (+83%), приборная панель Mitsubishi (+78%) и ветровое стекло для Audi (+78%).
Юлия Литвиненко