Стоит сказать сразу: выставка «Россия» — совершенно грандиозное мероприятие, сделанное с размахом, невиданным со времен советского ВДНХ, которое стоит посетить в обязательном порядке. Лучше всей семьей. Потому что действительно грандиозно и очень познавательно.
И лучше выделить на это как минимум два-три дня, если они у вас есть. Тогда точно удастся спокойно обойти и посетить не только стенд родного региона, но и все разнообразие и великолепие ВДНХ. А еще спокойно покушать в одном из многочисленных ресторанчиков/кафе/павильонов.
Однако, планируя посещение, стоит понимать, что сам масштаб мероприятия несет в себе как большие достоинства, так и столь же грандиозные недостатки.
Прежде всего даже не думайте о посещении выставки в выходные дни. Да и в будни начать осмотр лучше с самого утра. Иначе там будут невообразимые многотысячные толпы посетителей: от организованных и не очень групп школьников, курсантов, студентов и прочих учащихся до таких же, как и вы, семей с детьми, иногда детьми многочисленными, маленькими и капризными. Плюс многие тысячи охранников, дружинников, полицейских, волонтеров, вносящих свою долю в хаос толпы.
В итоге ко входу в любой павильон моментально образуются очереди, в том числе и потому, что в каждом павильоне на входе вас ждут рамки металлоискателей и сотрудники полиции и службы безопасности. А потом еще и очереди в гардеробы, где, конечно же, отчаянно не хватает людей. Сделать единый осмотр на внешнем периметре всей территории выставки — нет, вы что, как можно. Да и потом ВДНХ - штука действительно гигантских размеров.
Даже не думайте отправляться на выставку при малейшей непогоде — даже легкий снег быстро создаст проблемы с передвижением, средств для его уборки катастрофически не хватает, а внутренний общественный транспорт ВДНХ малочислен и двигается по одному ему известному временному графику.
Если непогода вас застала где-то в отдаленном павильоне, то задача просто выбраться к центральному входу может стать для вас непростой. И вообще уход с выставки лучше также планировать заранее — в час пик близлежащие станции метро переполнены.
Автор этих строк с такими подробностями описывает все это, потому что сам оказался на ВДНХ в воскресенье, да еще и в самую метель, сковавшую столицу в начале декабря. И лично испытал на себе все неудобства, с которыми можно столкнуться, придя на выставку.
Да, если ваша главная задача — увидеть на выставке «Россия» стенд родного для вас региона, то помните — павильон № 75, в котором собраны эти стенды со всей страны, стоит немного на отшибе, где-то в полукилометре в стороне от главного входа.
Экспозиция павильона № 75 разделена надвое — по федеральным округам. Часть — в зале А, часть (в том числе Урал, Сибирь и Дальний Восток) — в зале В.
Скажу сразу: не разделяю щенячьих восторгов по поводу того «ах, какой у нас крутой стенд», которые доносятся от правительственных пресс-служб практически каждого региона. Доносить позитив — это их труд. На деле же почти все стенды — достаточно качественная работа, которая, впрочем (и это заметно), была с большим трудом вписана в условия павильона и, видимо, довольно жесткое техзадание организаторов.
Ну как ты расскажешь о большом промышленном крае, в котором еще и природа обалденная, и история богатая, и культура развитая, если у тебя 50 кв. м площади, да еще в форме остроугольного треугольника, потому что так ближе к центру зала? Или наоборот — запихнули тебя в самый угол, и поди разберись, как из этого угла «вещать» про туристическую привлекательность региона?
В итоге почти все стенды про одно и то же — про видео и интерактив, разнятся лишь конкретные визуальные эффекты, стиль оформления и наполнение. Ну и у кого какой бюджет на изготовление...
Например, Курская область сделала упор на бои, что шли на ее территории в Великую Отечественную войну, а Ульяновская область своим «лицом» сделала макет кабины пилота авиагрузовика Ил-76, который производится на местном авиазаводе. Тверская область выкатила фасад трамвая, до степени смешения похожего на те, что производятся в Челябинской области на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
Пензенскую область во всю величину видеостены представлял известный комик Павел Воля с томиком Лермонтова в руках («Нашли, кого символом делать, не могли Радищевым, Ключевским или тем же Лермонтовым обойтись», — ворчал потом знакомый из этого региона, встреченный мной в павильоне).
Архангельцы выкатили макет древнего корабля поморов, омичи решили, что именно они главные покорители космоса в стране. А главным объектом маленького стендика Еврейской автономной области стала маленькая кабинка с надписью «главная еврейская тайна» (замечу, что, судя по всему, пространство за дверцей кабины было пустым. Значит, главная тайна состояла в том, что никакой тайны и нет).
В общем, кто во что горазд. И все это сливается в одну кашу, среди которой трудно однозначно что-то выделить.
Стенд Челябинской области явно пользуется популярностью. Это было понятно хотя бы потому, что настольный хоккей так устал от молодежи, играющей на нем, что уже требует текущего ремонта — одного из хоккеистов на площадке нет, шайба какая-то кривая. Замечу, кстати, что, во-первых, хоккей был взят для экспозиции самый стандартный, а наклейки «Трактор» и «Металлург» были смонтированы, видимо, при выставлении (а могли хотя бы покрасить хоккеистов в цвета команд), а во-вторых, точно такой же хоккей красовался в 20 м на стенде Омской области.
Не менее устало выглядит и магнитогорский робот Федор, который, как известно, побывал в космосе. Нет, конечности еще двигаются, но уже как-то…
А вот интерактив на стене, где символ Челябинской области верблюд ловил яйца, словно волк в старой советской портативной игре «Ну, погоди!», был ярок и свеж.
Две дамы, пытавшиеся управиться с яйцами и верблюдом, весело улыбались, а стоявшая рядом девочка-волонтер вида первокурсницы готовилась вручить призы и начала рассказывать, что «первый герб Челябинской области придумала лично Екатерина Вторая»…
Я попытался было напомнить милой девушке, что как самостоятельный регион Челябинская область готовится отпраздновать всего лишь 90-летие в ближайшем январе, а Екатерина Вторая немного из другого времени… Бесполезно. Попытался апеллировать к Википедии. «Этот сайт врет», — ответила политически подкованная волонтерка.
Убедить ее, что автором появления верблюда на первом гербе Челябинска (а не области) является Василий Татищев, сделавший это сразу после образования города, а вот утверждена новая версия герба (причем с изображением не только верблюда, но и куницы как символа Исетской губернии, в которую входил тогда Челябинск) действительно была уже при Екатерине Второй, было невозможно.
«Хорошо, а когда правила Екатерина Вторая?» — спросил я девушку. Та замялась: «Тысяча семьсот… сороковые?» Видимо, перепутала, причем даже не с Екатериной Первой, а с Анной Иоанновной.
«А в каком году был основан Челябинск?» — видимо, уже совсем лишнего спросил я. Увы, и на этот вопрос волонтерка ответить не смогла: «Нам такую информацию не дали». — «Вы хоть из Челябинска?» — «Нет, я из Московской области. Папа — да, из Челябинска»...
Впрочем, свердловчане, расположившиеся по соседству с челябинцами, своими волонтерами удивили не меньше.
«Вот, смотрите, вы ходите по полу стенда, а он сделан из чистой меди! — похвастался уже даже не очень молодой человек. — Триста килограммов чистой меди на пол потратили!» Однако уточнить, кто именно поставил эту медь с хозяйского плеча, волонтер не смог.
«А вот пройдите в этот закуток — там у нас домна, очень тепло и пахнет металлами», — предложил взамен волонтер.
«Что значит — пахнет металлами? Разве металлы могут пахнуть?» — удивился я.
«Конечно! Еще как! — уверил меня волонтер. — Когда их плавят, знаете какие запахи?»
Пришлось напомнить школьный курс химии, который гласит, что собственного запаха металлы сами по себе не имеют, а таковой появляется в результате химических реакций металла с элементами органики.
«Ой, а что же мы тут тогда людям целый месяц рассказываем?» — спросил, видимо, самого себя волонтер. Ну как что — что в скрипте авторы написали, то и рассказываете.
Впрочем, хватит с ложечками дегтя. Меда все-таки на этой выставке гораздо больше. Как раз начиналась программа Дня Республики Башкортостан.
На улице перед павильоном № 75, несмотря на начинавшуюся метель (а возможно, и благодаря ей), разворачивалось удалое, безбашенное шоу. Артисты на сцене, народные умельцы по периметру площадки, огромные ощипанные тушки гусей на палках посередине, танцы-песни-пляски. И цельный барашек на вертеле, с которого уже срезают поджарившееся мясо и раздают тем, кто умудрился получить спецталончик.
И никакой снегопад не останавливал тех, кто решился попробовать это яство. И правильно. Потому что свежая баранинка с вертела — это вкусно. Это вам не настольный хоккей. И пахнет не металлами...
Подводя итоги. Выставка «Россия» на ВДНХ — на самом деле уникальное событие невероятного масштаба. Помимо павильона регионов непременно стоит посетить и все остальные — и павильон Росатома, и павильон Роскосмоса, и павильон Министерства сельского хозяйства. Отдельная и прекрасная история — павильон № 48 «Виноделие России» (там же еще и фермерская ярмарка).
Но есть несколько «но»:
Такие выставки просто нельзя проводить зимой. Или, как сейчас задумано, с ноября по апрель. Просто в силу российской, а особенно московской погоды. И будет большой глупостью не продлить ее действие на весну и лето, которые более пригодны для посещения таких мероприятий.
С павильоном для регионов надо что-то делать. Сейчас это, по сути, нечто почти бессмысленное — стендам негде развернуться, а областям, республикам и краям попросту нереально впихнуть в маленькую площадь и строгую геометрию все свое великолепие, историю, национальные и местные особенности. В конце концов, физически негде продавать продукцию своих предприятий и сувениры.
А еще лучше в перспективе сделать эту историю постоянно действующей и вернуть таким образом изначальное значение и смысл ВДНХ — Выставки достижений народного хозяйства.
И вообще если уж при советском ВДНХ павильоны республик были не только выставкой и ярмаркой национального тщеславия, но выставкой-продажей, то уж сейчас-то тем более бы справились.
Хотя… Смотря даже сквозь метель на великолепие сталинского ампира входной группы ВДНХ, фонтана Дружбы народов и большей части павильонов бывших республик СССР и невольно переводя взгляд на крепкие, но, по сути своей, временные конструкции главного павильона «Россия»…
Впрочем, все впереди. Уверен.