Челябинский крупный бизнес в шоке – не успело начаться дело по изъятию в пользу государства активов холдинга «Ариант» Александра Аристова, как Генпрокуратура потребовала вернуть государству активы холдинга «Макфа». Его знают как крупнейшего российского производителя макарон (и не только), но зерновые активы не только в Челябинске, а в самом городе – это еще и самые крупные ТРЦ, медиахолдинг, объекты недвижимости, производство в центре города.
Генпрокуратура решила обратить в доход государства акции крупнейшего в стране производителя макаронных изделий - АО «Макфа». Надзорный орган руководствуется тем, что «Макфа» и десяток других предприятий, включая «Смак» и «Челябинскоблгаз», имеют коррупционное происхождение, поскольку их бенефициары Михаил Юревич и Вадим Белоусов занимались бизнесом, будучи представителями органов госвласти. Ситуция немного тоньше: они пошли во власть уже после того, как у них появился бизнес.
Основателю холдинга «Макфа» Михаилу Юревичу 55 лет, он коренной челябинец, и бизнесом занимается с 90-х, со времени студенчества. Говорят, что у него были некие контакты такого уровня, что позволили в 1993 году, 24-летнему парню и недавнему выпускнику политеха приватизировать на себя крупнейший в Челябинске хлебокомбинат № 1. Через два года он становится владельцем макаронной фабрики. Покупка оказалась удачной еще и потому, что дала имя всему холдингу. Один из первых широко известных брендов российских продуктов – «Макфа» – образован от слияния первых слогов как раз сочетания «макаронная фабрика».
В течение последующих лет Юревич скупал и потом реконструировал предприятия по всей России. Сейчас в холдинге предприятия на Алтае, в Московской, Курганской областях. В Свердловской области у компании главный хлебокомбинат Екатеринбурга ("СМАК"), есть активы в Ставропольском крае. По итогам 2022 года их выручка оценивается более чем в 25 млрд рублей, а чистая прибыль — в 2,5 млрд рублей. Сейчас, по оценкам надзорного ведомства, капитализация активов «Макфы» оценивается в 22 млрд рублей, а «Первого хлебокомбината» — в 3,7 млрд рублей. Их ежегодная выручка превышает 31 млрд рублей. Предприятие входит в пятерку крупнейших мировых производителей макарон, занимая до четверти российского рынка.
Если бы это было просто большое пищевое производство, то, наверное, прокуратура не требовала бы акций всех компаний холдинга (а их около 40 и еще шесть офшоров). Но в 30 лет, в 1999 году Юревич – уже как владелец «Макфы» избрался в Госдуму от Челябинской области.
В 2005 году неожиданно для многих пошел на выборы главы Челябинска, выиграв их у фаворита — действующего на тот момент мэра Вячеслава Тарасова.
На этом посту он совершил настоящую дорожную революцию, расширив и улучшив дороги. Это в целом дало такое оживление жизни в Челябинске, что так, что через пять лет практически единогласно влюбленные жители региона выбрали губернатором. Уровень его поддержки был очень велик, ему безусловно доверяли, а между собой говорили примерно так: «Он богатый, зачем ему воровать, что-то и для народа сделает». Юревич был воплощением челябинской мечты: по отремонтированным своими же фирмами дорогам он сам ездил за рулем добротной машины, продукция его холдингов завоевывала мир, он играл в хоккей и крутил романы с московскими моделями (на одной, Кристине Лобовой, он позже женился).
Пока Юревич был у власти, он расширил свою империю. Уже став депутатом Госдумы, Михаил Юревич купил магазин «Школьник», киноцентры «Киномакс-Урал» и «Киномакс-Победа», создал «31 телеканал». А на посту мэра и губернатора активно строил модные тогда ТРЦ: три штуки самых крупных появились с интервалом в два-три года (Горки – в 2007, «Родник» – в 2011, «Алмаз» начал строиться в 2014) большой торгово-развлекательный центр, первый из крупнейших качественных центров, построенных в Челябинске «с нуля». Кроме того, холдинг построил здание и открыл отель мировой сети Radisson Blu – для неизбалованного Челябинска это был прорыв.
Но уже в январе 2014 году Юревич был отправлен в отставку с поста главы региона. Он вернулся в Госдуму, где оставался до 2016 года. Переизбраться в Госдуму Юревич не смог, так как партии отказали ему в поддержке, а собрать подписи как самовыдвиженцу не удалось. Говорили тогда, что избрание Юревича в Госдуму жестко пресекли в Москве. Даже опальный губернатор был популярнее, чем тогдашний глава региона Борис Дубровский и депутатство Юревича рождало бы ненужные конфликты в регионе.
Кроме того, это все обросло и медийной поддержкой – в 2000 году в телеэфир вышел «31 канал», многие программы которого, например «Агентство чрезвычайных новостей», снискали поистине народную популярность, а ведущая новостей Маргарита Павлова сделала потрясающую карьеру во власти, теперь она член Совета Федерации и ратует за то, чтобы девушки рожали, а не учились.
В 2017 году против Юревича обвинили в получении взяток с медицинских и дорожных контрактов, против него было возбуждено уголовное дело. Решением суда Юревич заочно арестован и объявлен в международный розыск, по некоторым данным, он живет в Лондоне.
В Челябинске его бизнес был переписан на отца, Валерия Михайловича, и подросшего сына Александра (все они – ответчики по иску Генпрокуратуры). Именно в 2017 году Юревич начинает выводить все свои активы в кипрские офшоры, видимо, логично рассудив, что в российской юрисдикции оставлять это все опасно. Теперь эти активы все равно уйдут государству: нет никого сомнения, что Центральный райсуд Челябинска встанет на позицию Генпрокуратуры. Что будет с фабриками и макаронами? Даже если их вкус и изменится, мы к этому привыкнем.
Юлия Литвиненко