РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 27 сентября 2024 в 17:30

Феномен с места: итоги недели от редактора ЕАН Артема Рябова

© ЕАН / Резиденция полномочного представителя президента РФ в УрФО
В среду, 25 сентября, отставленный накануне полномочный представитель президента РФ на Урале Владимир Якушев триумфально вернулся в большую федеральную политику. Нет, на самом деле произошло это значительно раньше — 15 июня текущего года, назавтра после дня рождения. Его назначили врио секретаря генсовета партии «Единая Россия» — и с тех пор все ждали, когда же его статус нерядового, но все-таки во многом «местечкового» сотрудника администрации президента трансформируется в должность государственного масштаба. В среду по представлению утвержденной на новый срок председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентины Матвиенко Владимир Якушев был избран ее первым заместителем. А в декабре на съезде партии «Единая Россия», с высокой долей вероятности, он избавится от приставки «врио» в своей партийной должности.
Важный момент: в ноябре 2020 года, когда Владимира Якушева отправили полпредом в УрФО с должности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, только ленивый не говорил о том, что большая федеральная карьера чиновника подошла к логическому завершению. Судачили, что назначение федерального топ-чиновника полпредом — это своего рода синекура. Мол, вроде и в системе власти остался, но и статус пониже, и полномочия пожиже.
Вообще институт полпредства в стране — история непростая для понимания. Еще 13 мая 2000 года, когда, собственно, и был учрежден институт полномочных представителей президента в федеральных округах, только вступивший официально на пост главы государства Владимир Путин подписал Положение о полпредах. В нем перечислены цели, задачи и функции наместников президента в федеральных округах. Пробираясь через тернии юридических терминов официального документа, понимаешь, что у наместника самого Владимира Путина реальных полномочий раз, два и обчелся.
По Положению, полпреды организовывают работу по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых президентом РФ. Для выполнения такой важнейшей функции необходим соответствующий инструментарий — реальные рычаги влияния на процессы, которые происходят в субъектах федерации, входящих в федеральный округ. А фактически полпред только согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральной государственной службы, контролирует исполнение федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний президента Российской Федерации и вносит главе государства представления о награждении государственными наградами Российской Федерации. Также он вручает в федеральном округе по поручению Владимира Путина государственные награды Российской Федерации.
Нет, в Положении прописаны и другие функции полномочных представителей, с ними можно ознакомиться на сайте Кремля. Факт в том, что статусная должность наместника главы государства в федеральном округе не подкрепляется никакими экономическими инструментами. Полпред — сотрудник администрации президента, фактически никак не связанный с финансово-хозяйственной деятельностью региона, в котором работает.
Собственно, на заре появления института полпредства в 2000 году это и было фундаментом публичного конфликта между назначенным Путиным генералом Петром Латышевым и высшим должностным лицом Свердловской области Эдуардом Росселем. Свердловский губернатор в течение нескольких лет в начале 2000-х демонстрировал позицию, что реальная власть здесь — он, а полпред Латышев — фигура малозначимая и во многом декоративная. Многие помнят историю с резиденцией полпреда. Тогда команда Росселя инициировала масштабный скандал по поводу усадьбы Расторгуева-Харитонова (Дворца пионеров), которую предполагалось отдать под штаб-квартиру полпредства. К слову, Петр Михайлович Латышев так и не сумел въехать в специально построенную резиденцию полпреда по улице Добролюбова в Екатеринбурге. Строительство здания было закончено только в 2009 году, а Латышева не стало в декабре 2008-го.
Следующий уральский полпред Николай Винниченко отработал в Екатеринбурге почти весь президентский срок Дмитрия Медведева, но запомнился многим только своей прической и тем, что в 2010-м въехал в резиденцию полпреда.
Кроме того, в январе 2011 года он ввел в свердловскую политику неизвестного ранее в Екатеринбурге политика из Тюменской области. Замом полпреда был назначен мэр Тюмени Евгений Куйвашев.
В сентябре 2011-го он, после ухода Винниченко в Северо-Западный федеральный округ, станет полпредом, а в июне 2012-го — возглавит Свердловскую область.
Еще больше вопросов к функционалу полпредов возникло после назначения на пост наместника президента «человека из народа» Игоря Холманских. Бывшему начальнику сборочного цеха №130 (сборочное производство танков) ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» в течение всей своей работы представителем Владимира Путина на Урале пришлось бороться с комплексом «самозванца». Игорь Рюрикович старался убедить всех, что он действительно достоин быть региональным наместником президента. При этом во время работы Холманских снова явной стала история абсолютной независимости региональных губернаторов от полпреда. За шесть лет пребывания Игоря Рюриковича в резиденции по Добролюбова, 11 в Екатеринбурге можно по пальцам пересчитать мероприятия полпреда, в которых принимал участие глава Свердловской области Евгений Куйвашев. Губернатор Среднего Урала отправлял туда своих замов.
Николай Цуканов, преемник Игоря Холманских на посту уральского полпреда, также не переломил общего отношения к институту наместников президента. Главными событиями его работы на Урале стали осуждение за шпионаж советника Цуканова Александра Воробьева и старт пандемии коронавируса. Причем с последствиями эпидемии работал уже Владимир Якушев, назначенный полпредом, как уже отмечалось, в ноябре 2020 года.
Якушев оказался полпредом феноменальным. Он родился в башкирском Нефтекамске, однако с семи лет рос на Ямале. Там он пошел в школу. Одним из главных семейных авторитетов сам он называл свою старшую сестру. По его словам, благодаря ей он подростком в один день даже бросил курить. После школы и службы в армии Якушев окончил Тюменский госуниверситет по специальности «Правоведение». С начала 1990-х гг. работал на разных должностях в Западно-Сибирском коммерческом банке. Дослужился до президента данного финансово-кредитного учреждения. С 2001 по 2005 г. был вице-губернатором Тюменской области. Затем недолго пробыл мэром Тюмени. В ноябре 2005-го возглавил Тюменскую область и руководил регионом до мая 2018 года, когда был назначен министром строительства и ЖКХ в правительстве Дмитрия Медведева. В минстрое он работал до 9 ноября 2020 года.
Главная особенность Владимира Якушева на посту полпреда — открытость. В отличие от всех своих предшественников, он демонстрировал свою вовлеченность в львиную долю процессов, происходивших в УрФО. Фишка Якушева — грамотное и эффективное использование каналов информации. Система СМИ и «новых медиа» Уральского федерального округа при нем была перенастроена на обязательное присутствие президентского наместника в информационной повестке.
Простой контент-анализ сообщений ведущих информагентств округа за время полпредства Якушева покажет, что чиновник оперативно реагировал на любые вызовы времени. Сам или через своих представителей (замов полпреда и главных федеральных инспекторов в субъектах) он всегда был в повестке. Мероприятия по борьбе с пандемией, забуксовавшее поначалу импортозамещение, изменения, связанные с началом СВО, паводок весной текущего года в Кургане и Челябинске — везде так или иначе присутствует Владимир Якушев.
И, пожалуй, грамотное использование СМИ, telegram-каналов — это один из главных секретов триумфального его возвращения в большую федеральную политику. Якушев и его команда не меняли принципы работы института полпредства на Урале, они изменили привычную уральцам картинку. Не имея фактического влияния на исполнительную, законодательную и судебную власть субъектов УрФО, инструментами реального влияния на региональную политику Владимир Якушев и его команда сделали власть «четвертую». И, вероятно, эффективно продолжат применять этот опыт в партийной работе на федеральном уровне.
А мы на Урале будем ждать назначения нового полномочного представителя президента.
almaceramica