Повышение утилизационного сбора на электромобили с начала 2025 года может поставить крест на российском рынке электротранспорта. Об этом заявил заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто.
Теперь юридические лица, ввозящие электромобили возрастом до трех лет, будут платить 667 400 рублей вместо прежних 32 600 рублей. Для машин старше трех лет сумма увеличится до 1,2 млн рублей, что в 20,5 раза превышает старую ставку, пишет «Общественная Служба Новостей».
Моржаретто пояснил, что формально повышение связано с попыткой стимулировать зарубежных производителей развивать сборочные производства в России. Однако эксперт скептически оценивает такие перспективы.
«Наш рынок уже маленький, и в этом году он начнет падать, — прогнозирует специалист. — На фоне снижения продаж на 10-20% в 2025 году и высокой ключевой ставки ЦБ, затрудняющей получение автокредитов, рассчитывать на приход иностранных компаний вряд ли стоит».
По словам Моржаретто, повышение утильсбора нанесет особенно сильный удар по бюджетным моделям. Например, электромобили BYD, производимые в Узбекистане и стоящие около миллиона рублей, станут практически неконкурентоспособными.
«Если для премиальных электрокаров стоимостью 10 млн 600 тыс. рублей утильсбора еще можно оправдать, то для дешевых машин это означает полное исчезновение с рынка», — подчеркивает эксперт.
Собственные электромобили в России выпускаются небольшими партиями, и их производство остается убыточным. Для достижения рентабельности нужно выпускать тиражи от 15-20 тыс. машин, однако текущий уровень спроса не позволяет достичь таких объемов.
На сегодняшний день доля электрокаров на российском рынке не превышает 1-2%. Моржаретто отмечает, что они по-прежнему остаются скорее имиджевым продуктом, чем реальной альтернативой традиционным автомобилям, и резкий рост утильсбора лишь укрепит эту тенденцию.