Генпрокуратура потребовала вернуть аэропорт Домодедово государству из-за того, что действующие владельцы, включая уроженца Свердловской области Дмитрия Каменщика, имеют иностранное гражданство. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
По данным ведомства, собственники в нарушение законодательства России распоряжались активами стратегического предприятия и выводили многомиллионную прибыль за границу. Дмитрий Каменщик помимо российского имел гражданства Турции и ОАЭ, а Валерий Коган являлся подданным Израиля.
«Арбитражный суд Московской области, удовлетворив ходатайство, поданное в рамках искового заявления Генпрокуратуры, арестовал 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг». Суд до решения по существу прокурорского иска запретил любые сделки с ними, обязав предпринимателей обеспечить бесперебойную работу аэровокзального комплекса и других структур аэропорта», - пишут журналисты.
Как говорится в иске, установлено, что с 2002 по 2016 год компания «ДМЕ Лимитед», владеющая аэровокзальным комплексом «Домодедово», принадлежала гражданам острова Мэн: Джейн Элизабет Петерс (63,74%) и Шону Фергюссону Кэйрнсу (36,26%). В октябре 2016 года 100% акций «ДМЕ Лимитед» были приобретены компанией Alamo Limited, зарегистрированной на Мальте. Ее владельцем с 23 марта 2016 года по 22 декабря 2017 года являлась трастовая компания Alamo (Trustee) CY Limited (Республика Кипр), бенефициаром которой выступал Дмитрий Каменщик. Однако владельцем Домодедово, по данным проверяющих, выступал не только он, но и Валерий Коган, получавший через Каменщика дивиденды от деятельности «ДМЕ Лимитед». В частности, с августа 2022 по май 2023 года его доход от управляющей компании составил более 274 млн рублей.
В московском аэропорту Домодедово заявили ЕАН, что строго соблюдают все требования действующего законодательства. «Позиция аэропорта будет сформирована после того, как в компании подробно ознакомятся с исковым заявлением», - отметили представители авиагавани.
ЕАН рассказывал, что Дмитрий Каменщик родился в 1968 году в Свердловске в семье радиофизиков. Его родители познакомились во время учебы в Уральском политехническом институте (УПИ) и потом работали начальниками вычислительных центров: отец — в «Уралгипротрансе», мать — на секретном предприятии, связанном с геодезией и картографией.
В авиабизнес Каменщик пришел как наемный менеджер. Его пригласил в совместное предприятие «Ист Лайн» для организации авиаперевозок на базе советского аэропорта Домодедово уральский предприниматель Антон Баков.
В 2013 году Антон Баков в интервью «Коммерсанту» утверждал, что вышел из бизнеса в начале 1994 года, продав свою долю Каменщику за 10 тыс. долларов. «Ист Лайн» постепенно заменил изношенное имущество аэропорта и стал владельцем компаний, обеспечивающих инфраструктуру и полеты.
В 1998 году имущество аэродрома, не подлежащее передаче в частную собственность (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов), было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет. В итоге был завершен процесс смены собственника аэропортовых активов. В том же году Каменщик стал председателем совета директоров аэропорта Домодедово. С 2004 года Росимущество пыталось оспорить это, но в 2006—2008 годах президиум Высшего арбитражного суда тремя решениями подтвердил законность сделок.
Отметим, что Генпрокуратура уже третий год подряд инициирует иски по обращению в казну крупных активов - коснулось это и Урала. Так, в 2023 году в Свердловской области государству перешли завод «Исеть», компания «Уралбиофарм», а в Челябинской области – Челябинский электрометаллургический комбинат, «Ариант», «Макфа».