Около четверти россиян активно пользуются онлайн-платежами и редко расплачиваются наличными, а 10% поддерживают идею полностью перейти на цифровые оплаты. Но более половины пока считают, что совсем ликвидировать наличные не надо. Таковы результаты опроса, проведенного ВТБ к Финансовому конгрессу Банка России.
«Россияне довольно благосклонно относятся к цифровому рублю: 46% готовы переводить в него деньги на тех или иных условиях. Молодежь открыта цифровизации – более четверти молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет готовы перевести деньги в цифровой рубль, если на него будут начислять кешбэк.
Массовое внедрение цифрового рубля в России начнется в 2026 году, а ВТБ уже завершил настройку технологической инфраструктуры для внедрения платежей в цифровых рублях и тестирует различные сценарии его использования. Это и соцвыплаты, и уплата штрафов, и открытие счетов, и пополнение транспортных карт, и платежи между бизнесом», – напомнил первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов.
Четверть россиян считает, что наиболее перспективный способ идентификации и подтверждения операций в банках будущего – по взгляду. Среди других наиболее вероятных и удобных способов участники опроса назвали расшифровку ДНК (21%) и голос (12%).
Респонденты в целом готовы к внедрению технологий на основе искусственного интеллекта в личные финансы. Они готовы доверить ассистенту на основе ИИ следующие функции:
- 44% – вовремя платить налоги, оплачивать ЖКХ и вносить другие обязательные платежи;
- 38% – следовать инвестиционным рекомендациям и советам относительно кредитных карт. С большим интересом это готовы делать жители Москвы и городов-миллионников;
- 20% – контроль семейного бюджета. Причем мужчины в этом вопросе доверились бы ИИ охотнее женщин;
- 22% не готовы полагаться на цифрового помощника.
Абсолютное большинство респондентов всех возрастов из всех российских регионов (63%) выступают против идеи любых платежных чипов. Лишь 17% готовы были бы записать на такой чип свои паспортные данные, данные банковских карт и пароли от сервисов, если бы им представилась такая возможность. Респондентам также важно не потерять обычные офисы банков, где можно поговорить с живым человеком.