Попытки выдать ограничения звонков в Telegram и WhatsApp* за эффективную борьбу с телефонными мошенниками выглядят сомнительно на фоне реального положения дел в этой сфере. Такой вывод можно сделать, изучив статистику Центробанка, куда стекается информация из коммерческих банков.
Судя по данным ЦБ за второй квартал, в 2025 году мошенники действуют активнее, но вот красть у россиян стали меньше. С апреля по июнь банки зафиксировали 38,7 млн попыток хищения средств у клиентов — это в полтора раза больше среднего значения за предыдущие четыре квартала.
За тот же период злоумышленники провели 273,1 тыс. успешных мошеннических операций на общую сумму 6,3 млрд рублей. По сравнению со средним уровнем за прошлый год число таких переводов снизилось на 8,9%, а ущерб — на 15,9%.
Кроме того, по официальной статистике Центробанка по итогам 2024 года, 45% звонков приходится на телефонное и СМС-мошенничество, а мессенджеры занимают всего 15% (данных за второй квартал именно в таком разрезе нет).
Но, по данным ЦБ, снижается и число жалоб на телефонные номера. Так, за второй квартал Банк России инициировал блокировку 20,2 тыс. телефонных номеров. Из них мобильные — 19 094 (−43,3% к среднему уровню за прошедшие четыре квартала), 8 800-номера — 232 (−40,8% ), городские номера — 920 (−45,6%).
Напомним, что 13 августа Роскомнадзор сообщил о частичном ограничении звонков в Telegram и WhatsApp*. По данным ведомства, эти сервисы стали основными каналами для обмана, вымогательства и вовлечения россиян в противоправную деятельность. В РКН уточнили, что меры приняты «в соответствии с материалами правоохранительных органов».
*Принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в РФ.

Государство намерено сильнее контролировать деньги россиян, чтобы их не украли кибермошенники19 февраля в 17:36
