Считаные дни остались до досрочных выборов губернатора Свердловской области. Если не случится неожиданного второго тура, а по текущей ситуации его ничто не предвещает, то уже в пятницу, 19 сентября, избранный губернатор сможет принести присягу. В этот же день действующее правительство Свердловской области в полном составе подаст в отставку. Избранный глава региона примет ее, но с высокой долей вероятности предложит членам действующего кабинета министров продолжить исполнение полномочий до назначения членов нового правительства.
ЕАН не раз анализировал, кто из действующего кабинета имеет шансы сохранить свои портфели, а с кем избранному губернатору, вероятно, захочется расстаться. Коллеги из других СМИ «отправляли в отставку» многих руководителей исполнительных органов госвласти из команды Евгения Куйвашева, предполагая, что лишь 10-15 процентов его министров смогут работать на своих постах и после инаугурации избранного губернатора. Впрочем, все эти рассуждения всегда завершались фразой, что окончательное решение будет принимать само высшее должностное лицо, которое выберут 12 - 14 сентября свердловчане.
Кроме размышлений о персональном составе нового кабинета министров в последнее время на повестке обозначился и вопрос о том, какую модель изберет новый губернатор при его формировании. ЕАН попытался проанализировать варианты для нового главы региона.
Модель руководителя
В соответствии с действующим законодательством избранный губернатор может инициировать изменение Устава Свердловской области и вернуть пост председателя правительства региона. В настоящий момент именно губернатор возглавляет кабинет министров, формирует его, назначает на должность вице-губернатора (заместителя, отвечающего за внутреннюю политику и отношения со СМИ), заместителей губернатора, министров и директоров департаментов, входящих в состав кабинета.
Эту модель спешно ввели в 2016 году по инициативе губернатора Евгения Куйвашева, мотивировав необходимостью урезать расходы на аппарат правительства и увеличить КПД чиновников. По факту же причиной корректировок архитектуры исполнительной власти в Свердловской области стала необходимость убрать из региональной публичной политики одну конкретную персону, которую многие расценивали как прямого конкурента Куйвашева на выборах губернатора в 2017 году.
Прямое подчинение правительства губернатору при этом мало что изменило в системе исполнительной власти. Бывшие заместители премьера стали заместителями губернатора, количество министров не уменьшилось, а функционал премьера был передан первому заместителю губернатора. Потом эта архитектура уточнялась и незначительно корректировалась. При этом губернатор, по оценкам политологов, «выше не прыгнул».
«Когда ты и так высшее должностное лицо региона, возвыситься можно только на словах, ты по-прежнему в ответе за все, вот только возможности свалить на недоработки премьера уже больше нет», — рассуждает собеседник ЕАН.
С учетом того, что одним из главных действующих лиц кампании фаворита губернаторской гонки-2025 Дениса Паслера является председатель правительства Свердловской области в 1996 - 2007 годы Алексей Воробьев, на повестке появилось предположение, что в систему исполнительной власти должность премьера может вернуться. Однако в текущей конфигурации это будет только переименование поста первого заместителя губернатора Свердловской области. На некоторое время эта модель менялась, однако за неделю до своей отставки — 20 марта 2025 года — Евгений Куйвашев вернул все, как было изначально. Первый заместитель губернатора Свердловской области стал главным ответственным за хозяйство региона. А еще он по поручению губернатора может вести заседания правительства и даже подписывать решения, на них принятые. Впрочем, преемник Куйвашева пока ни разу не поручал этого своему первому заму Алексею Шмыкову.
Модель «суперзамов»
После отставки Куйвашева в правительстве Свердловской области появилось новшество. До этого момента не более двух заместителей губернатора совмещали свою должность с руководством министерством. При прежнем губернаторе сначала таким «суперзамом» была Галина Кулаченко. Ее должность называлась «заместитель губернатора — министр финансов». После ее добровольной отставки в декабре 2020-го чиновник Александр Старков стал просто министром, не совмещая с постом заместителя губернатора.
Вторым «суперзамом» был Сергей Зырянов, которому после начала уголовного дела Алексея Пьянкова пришлось взять на себя руководство министерством по управлению госимуществом. Впрочем, вплоть до своего ухода на пенсию Сергей Михайлович был только «и. о. министра». В правительстве Куйвашева, которое дорабатывает сейчас, «суперзамом» был только преемник Сергея Зырянова Алексей Кузнецов — замгубернатора — министр по управлению госимуществом. После отставки губернатора таких добавилось еще два: заместитель губернатора — министр здравоохранения Татьяна Савинова и замгубернатора — министр инвестиций и развития Дмитрий Ионин.
По оценкам экспертов, у модели «суперзамов» есть ряд существенных плюсов. Главный — это персонификация ответственности за ключевые направления государственной политики. Заместитель губернатора, который отвечает за одну конкретную сферу, нацелен на достижение целевых показателей в ней.
«Если острой становится, допустим, проблема строительства, то отвечают за нее не двое — Швиндт и Сурганов, а один конкретный замгубернатора — министр строительства. Тут ответственность не разделишь. И ответ на проклятый русский вопрос «Кто виноват?» понятен априори», — комментирует собеседник ЕАН в аппарате губернатора и правительства Свердловской области.
В то же время есть вероятность, что «суперзам» будет обделять вниманием остальные подведомственные сферы. Гипотетически, замгубернатора — министр строительства будет уделять меньше внимания ЖКХ и транспорту. Однако на этих позициях по-прежнему будут трудиться министры. Таким образом, по факту при формировании пула «суперзамов» избранному губернатору нужно будет только определить, какая сфера в настоящий момент требует наибольшего приложения средств и усилий, а какая сможет функционировать и с двумя «виноватыми».
Четыре персоналии
По Уставу Свердловской области четырех членов правительства губернатор назначает с согласия законодательного собрания. Это первый заместитель главы региона, министр финансов, министр, ответственный за социальную политику, и глава органа по управлению государственным имуществом. Более того, региональный парламент обладает правом отозвать любого из четверых. Остальных членов кабинета может уволить только глава региона.
В настоящий момент должность первого заместителя губернатора занимает Алексей Шмыков. Его дальнейший карьерный трек вызывает множество предположений: от возвращения на пост главы Каменска-Уральского или выдвижения в главы Екатеринбурга (у действующего главы уральской столицы Алексея Орлова в феврале 2026-го истекают полномочия), до сохранения текущей должности или понижения до главы одного из министерств.
По поводу министра финансов региона Александра Старкова у большинства собеседников ЕАН нет твердого и уверенного ответа: ряд комментаторов уверены в незыблемости его позиций, тем более с учетом того, что еще накануне выборов губернатора начнется активная фаза работы над бюджетом Свердловской области.
Позиции замгубернатора — министра по управлению госимуществом Алексея Кузнецова, наоборот, выглядят очень зыбкими. Он считается преданным соратником прежнего свердловского губернатора, имеет тюменское происхождение. Его карьера на протяжении прошлых 20 лет была тесно связана с Евгением Куйвашевым. Если избранный в сентябре 2025 года губернатор Свердловской области решит полностью отказаться от представителей «тюменской команды», то перспектив сохраниться на своем посту у Кузнецова нет.
Министр социальной политики Свердловской области Андрей Злоказов — не тюменец. Коренной свердловчанин занимает пост министра с 2012 года. Однако именно он считается одним из самых токсичных обладателей министерского портфеля в действующем правительстве. Проигранные из-за его личных решений суды региональным общественным организациям — вершина айсберга, хотя только они стоили бюджету Свердловской области 111 млн рублей.
Однако есть у Андрея Владимировича своеобразная «крыша». Дело в том, что на заре его чиновничьей карьеры он трудился заместителем главы администрации по экономике одного из районов Екатеринбурга. А это категория муниципальных служащих, которую очень тщательно курируют силовики. По некоторым данным, именно с этим и связана «живучесть» Андрея Злоказова, несмотря на массу скандалов на посту министра, курирующего самую затратную сферу бюджета региона.
Впрочем, нельзя исключать вероятности, что избранный губернатор переформатирует правительство и уполномоченный исполнительный орган Свердловской области в сфере социальной защиты населения изменится. В этом случае нельзя исключать и возможности того, что в заксобрание будут вносить на согласование не кандидатуру на пост министра социальной политики, а, например, «замгубернатора по соцзащите».
Важно отметить, что перед избранным в сентябре 2025 года губернатором Свердловской области не будет стоять задачи быстро сформировать новый кабинет. Повторимся, члены действующего правительства, скорее всего, продолжат работать на своих постах и после отставки из-за инаугурации нового главы региона. А у самого главы региона будет возможность осмыслить, с какой моделью исполнительной власти региона ему удобнее, комфортнее и результативнее.
Однако уже не раз отмечалось, что любой руководитель — заложник собственного опыта. В частности, в правительстве Оренбургской области Сергей Балыкин является первым вице-губернатором — министром сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, Лариса Боярская (ее назначал уже врио губернатора Евгений Солнцев) — замгубернатора по соцполитике, Александр Полухин — вице-губернатором — министром строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта.
А значит, возможно, оренбургская архитектура исполнительной власти с «суперзамами» в Свердловской области — не за горами.


