Глава Росархива Андрей Артизов опроверг ограничение доступа к делам репрессированных. Он обвинил СМИ в нагнетании ситуации, из-за чего «на местах начались паника и перестраховка». Об этом сообщает ТАСС.
«Речь идет о том, что, действительно, мной, как уполномоченным руководителем, утвержден так называемый перечень сведений, которые могут относиться к документам для ограниченного пользования. И там есть документы, связанные с уголовно-следственными делами на жертв политических репрессий.
Но такие решения вступают в силу только после того, как комиссия рассмотрит соответствующие материалы, вынесет по ним рекомендации, и на их основании я подпишу соответствующий приказ. По этому вопросу комиссия еще ни разу не заседала, мы ни одного такого решения еще не приняли», - сказал Андрей Артизов.
Артизов отметил, что утвержденный ранее порядок доступа к делам сохраняется без изменений уже 20 лет. По мнению Артизова, СМИ, не разобравшись, подняли шум и напугали архивистов: «Если идет волна, это вызывает панику, и на местах начинают страховаться. Но это их личная инициатива».
Ранее ЕАН писал, что свердловские архивы стали отказывать исследователям в выдаче дел реабилитированных жертв политических репрессий. При этом отказы были не прямые, а скрытые за различными замысловатыми формулировками. Автор telegram-канала «Репрессии в Свердловске», историк Олег Новоселов связал поведение архивистов с приказом Росархива №38 от 20 марта 2025 года. Документ установил новый порядок внесения архивной информации в перечень «служебной информации ограниченного распространения», обнародование которой может создать «потенциальную угрозу интересам РФ».
Новоселов продолжает исследовательскую работу и написал в своем канале, что недавно обратился в Госархив Свердловской области и ему без проблем выдали дела для изучения. В ЦДООСО (бывшем партархиве) сейчас ремонт, и проверить, выдают ли там дела, пока невозможно. В Госархиве административных органов Свердловской области, где хранится основной массив дел репрессированных, он сделал заявку на четыре дела, но получил отказ.
«По «странному» совпадению именно те дела, которые я заказал, сейчас находятся в работе у сотрудников архива, и они не могут быть выданы в ближайшее время. Предполагаю, что архив таким образом берет тайм-аут и думает над тем, как отказывать в выдаче дел», – комментирует Новоселов отказ ГААОСО.

Вопрос доступа исследователей к делам репрессированных решит Конституционный суд 7 октября в 14:35
