Что бывает с чиновниками, не выполняющими предписания УФАС, реально ли создание муниципального перевозчика и единой управляющей компании в Уфе и почему ковид-госпитали в Башкирии строят без объявления конкурса, — об этом в интервью ЕАН рассказал руководитель регионального управления ФАС Андрей Хомяков.
Основные функции Федеральной антимонопольной службы – защищать и способствовать развитию конкуренции. ФАС контролирует действия органов власти (чтобы их решения не препятствовали конкуренции и не нарушали права предпринимателей), исполнение закона о контрактной системе (в том числе жалобы участников торгов при госзакупках), следит, чтобы одни компании не препятствовали деятельности других (в том числе наблюдает за соблюдением закона о рекламе).
– Андрей Николаевич, в вашем ведомстве, наверное, не так много сотрудников, чтобы проверять вообще все госзакупки, контракты, все госорганы?
– Да, по всей России на антимонопольной службе всего чуть больше 3 тыс. человек, в управлении по Башкирии работают 38 человек. Мы проводим проверки, в основном по жалобам и обращениям. Иногда сами инициируем, особенно если речь идет о нацпроектах, где контроль проведения закупок – это наша прямая задача. И мы, конечно, реагируем на публикации в СМИ, когда видим вероятные признаки антимонопольных нарушений.
– А как чисто технически контролируется исполнение предписаний, выданных УФАС?
– Что касается предписаний по госзакупкам, то все просто: автоматизированная система, через которую эти закупки проводятся, блокирует возможность заключения контракта. Поскольку речь о бюджетных деньгах и в целом государственных целях, заказчик заинтересован устранить нарушение как можно быстрее. Предписаний по антимонопольным делам в разы меньше, их исполнение контролируют ответственные сотрудники управления.
– Почему же до сих пор не исполнено ваше предписание, выданное в декабре 2020 года в адрес мэрии Уфы по нарушениям в документе планирования регулярных муниципальных пассажирских перевозок?
– Это предписание действительно не исполнено до сих пор. Администрация города обжаловала его в судебном порядке. В конце октября Арбитражный суд Республики Башкортостан вынес решение в нашу пользу, законность нашего предписания была подтверждена, но чиновники мэрии подали апелляцию, судебный процесс еще не завершен.
Ч. 2 ст. 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит: «В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом».
Тем не менее обжалование предписания, выданного госорганам, не приостанавливает его действия. Факт неисполнения мы уже видим, поэтому сейчас, в рамках своих полномочий, мы готовим документы и будем привлекать чиновников администрации к ответственности.
Это в любом случае неизбежно, материалов у нас достаточно. А при повторном нарушении возможна и вовсе дисквалификация чиновника. Это не так просто, но у нас есть подобный опыт – в прошлом году мы добились дисквалификации двух чиновников республиканского управления капстроительства.
– Как в целом вы оцениваете ситуацию с общественным транспортом в Уфе?
– Высокая конкуренция на рынке пассажирских перевозок – это нормально, она должны быть. Нет смысла тратить бюджетные деньги на транспортное обеспечение в городе или между городами, где за это готов отвечать бизнес. Государство, местные власти должны лишь диктовать перевозчикам условия: по качеству транспорта, по его оснащению, по обеспечению безопасности.
В той ситуации, что мы наблюдаем сейчас, я вижу подмену понятия конкуренции, потому что разными способами продвигаются интересы госпредприятия «Башавтотранс». У нас ежегодно тратятся немаленькие бюджетные деньги на закупку автобусов. Кроме того, предприятию компенсируют затраты на перевозку пассажиров по регулируемым тарифам, то есть по фиксированной стоимости проезда. Это порядка полумиллиарда рублей.
А по факту мы видим, что стоимость проезда на автобусах госперевозчика и у частников примерно одинаковая. У частников порой даже ниже. И при этом частный перевозчик работает с прибылью, а «Башавтотранс» каждый год показывает огромные убытки.
Полагаю, имеет смысл направить бюджетные деньги на другие нужды, где в финансировании нуждаются более остро.
– Тогда как вы оцените идею создания муниципального перевозчика, предложенную мэром Уфы Сергеем Грековым?
– Честно говоря, не слышал об этом, но мысль достаточно странная. Не понимаю, зачем это делать. Любая структура – это затраты: купить автотранспорт, найти площадку для него, собрать штат сотрудников. Оценивать целесообразность, конечно, не наша задача, но сейчас создание муниципального или государственного предприятия на конкурентном рынке попросту невозможно. Во-первых, для этого придется спросить разрешения у нас, и, естественно, мы не дадим своего согласия на создание еще одной непонятной структуры на высококонкурентном рынке, где уже присутствует государственное унитарное предприятие. А во-вторых, до конца 2024 года мы вообще должны избавиться от всех МУПов и ГУПов, их не должно остаться в принципе.
Что касается успешных государственных и муниципальных унитарных предприятий, то на первом этапе они должны быть реорганизованы в акционерные общества. Считаю, что в дальнейшем такие предприятия вообще должны быть проданы, ведь это, в первую очередь, доходы в бюджет и, кроме того, избавление от затрат в дальнейшем. Задачей государства остается лишь создание условий для работы предприятия и контроль над соблюдением нормативных актов. Чтобы мы не ждали на остановках по полчаса, не мерзли и не задыхались в грязных автобусах. Я согласен с нашим главой, что общественный транспорт должен быть цивилизованным.
– Вполне понятное желание, думаю, с этим согласится любой горожанин. Но как это можно реализовать?
– Поэтапно, совершенствуя нормативную базу. Вот сейчас если ПАЗики не уберут до конца года, то администрация по идее даже не может привлечь перевозчиков к ответственности.
Реализовать можно было очень просто. Надо было провести в этом году конкурсные процедуры с четко прописанными условиями для перевозчиков: допустимый возраст транспорта, его технические характеристики. Если бы это было проделано, уже в следующем году нам бы только оставалось контролировать исполнение перевозчиком принятых на себя обязательств. Это нормальная практика, она работает в других регионах. Я знаю, что и у нас перевозчики готовы работать на таких условиях. Кто не согласен, просто уходит с рынка. Но в этом году не было проведено ни одного конкурса ни на один муниципальный маршрут*.
*Один конкурс на маршрут № 251 (из микрорайона в Сипайлово до железнодорожного вокзала), как следует из документов, опубликованных 7 декабря на сайте уфимской мэрии, итоги конкурса подведут только в конце февраля, заявки от претендентов принимаются до 17 января 2022 года. Еще один конкурс был объявлен, когда готовился к публикации данные текст: управления транспорта Уфы опубликовало информацию о выборе перевозчиков на маршрут № 258, срок приема заявок завершился накануне, 27 декабря.
– В сентябре вы говорили, что проводите проверку по введению и обслуживанию единых транспортных карт «Алга». Проверка завершилась, при заключении контрактов действительно были нарушения?
– Проверка продолжается, мы надеемся завершить ее к весне следующего года. Если бы не было признаков нарушений, мы бы не проверяли.
– Как у нас в республике строятся ковид-госпитали? Вы знаете, что подрядчика фактически не выбирали, - насколько это законно?
– В некоторых случаях, например, в пандемию, госорганы могут заключать подобные контракты без конкурса. Правительство заключает контракт на срочные работы, и никто этому препятствовать не может. Единственное, что вызывает вопросы, - это обоснование тех затрат, что уже понесли, и планируемых — на строительство новых ковид-госпиталей. Но к нам жалоб пока не поступало, проверки не планировались.
– А вы знаете, кто построил ковид-госпитали в Зубово и Стерлитамаке?
– Конечно, та же компания, которая строила ЦУР*.
*Подрядчиком для строительства указанных объектов выступал ООО "ПроектСтройКомплекс", заказчиком — ГКУ "Республиканское управление капитального строительства". В мае прошлого года управление ФСБ по Башкирии заподозрило организации в заключении антиконкурентного соглашения (по данным издания "Коммерсантъ").
– Вам не кажется странным такое совпадение?
– В отношении ЦУРа уже возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, оно еще не завершено, решения не принято. Подрядчиком там выступает та же самая компания. Получается, у нас в республике есть только одна компания, которая в состоянии строить такие объекты? Мы прекрасно понимаем, что это не так. Почему принималось такое решение? На этот вопрос нам прямого ответа не дают. Многие прекрасно знают, что фактически строительство выполнялось силами субподрядчиков.
Все три объекта можно оценить в стоимость свыше 5 млрд рублей. Как их могла освоить фирма с всего одним десятком сотрудников? Это выглядит странно и возникают вопросы.
Как при выборе подрядчика на строительство столь нужного республике детского онкодиспансера известных крупных строительных игроков смогла обойти такая маленькая компания? Конкурс растянулся на полгода. Сначала незаконность решения конкурсной комиссии подтвердили в центральном аппарате ФАС, потом в судах, и после этого на объект зашел другой подрядчик.
Но есть симптомы того, что наши власти разными способами проталкивают одну компанию. Потому и появилось дело по признакам антимонопольного нарушения при строительстве ЦУРа.
– В середине лета премьер-министр республиканского правительства Андрей Назаров заявил, что при закупках по госзаказу отдается предпочтение региональным производителям и поставщикам. Как вы можете оценить это высказывание?
– Мы всегда говорили, что это прямое нарушение закона. Если наши производители выигрывают конкуренцию у производителей других регионов, то вопросов нет. Но когда цена конкурента ниже того, которого предпочли, то последствия ущерба бюджету очевидны. Мы иногда видим в документах госзакупок такие требования. Например, подрядчика на строительстве обязывают закупать стройматериалы у местных производителей. Но такого быть не должно. Нельзя навязывать компаниям то, с кем сотрудничать, - на первом месте качество и цена. Если мы говорим о питании, то контроль качества должен быть еще выше.
– Вы контролируете ход закупок к Новому году, заказывают у нас сейчас корпоративы, есть какой-то лимит затрат на организацию таких мероприятий?
– Нет, контролировать расходы на празднование не наша задача. Мое личное, субъективное мнение: проведение корпоративов в период пандемии – это лишнее. У нас управление небольшое, но мы и в прошлом году от этого мероприятия отказались, и в этом году его не будет. Более того, мы сместили на полчаса график работы, чтобы наши сотрудники не попадали в транспорт в самый час пик, когда пассажиров больше всего. Людей в штате не так много, чтобы терять их.
– У вашего ведомства много проигранных судов?
– Конечно, такие дела есть, но их очень мало, их число не превышает 5% от всех дел. Иногда мы проигрываем из-за нарушений процессуального порядка, хотя даже судья признает, что наша позиция обоснована. Чаще всего именно по этой причине отменяются наши постановления об административном правонарушении. Например, мы не предоставили доказательства, что уведомили ответчика. Но отмена нашего решения судом на основании того, что мы не правы, – это чрезвычайно редкое явление.
Сейчас мы более строго смотрим на взаимоотношения власти и бизнеса. Если есть вопиющие случаи, мы все равно будем возбуждать дела, даже если речь идет о небольших суммах.
– Скандал вокруг тарифов «БашРТС» — это вопиющий случай?
– Мы этот вопрос рассматривали, он не совсем к нам. Если кто-то не согласен с тарифом, то это компетенция Центрального аппарата (ФАС России – прим. ЕАН), жаловаться туда нужно, потому что там есть специальное управление, которое может пересмотреть тариф в сторону уменьшения. Но нельзя винить только «БашРТС», ведь есть факты, когда переплаты были по вине управляющих компаний, которые не содержали оборудование исправным.
– Вы анализировали сделку по передаче домов в Затоне от МУП УИС к «БашРТС», в результате которой последняя компания стала единственной теплоснабжающей организацией в микрорайоне?
– Нет, мы не анализировали эту информацию, я не могу сказать, на основании чего произошла передача. Возможно, имущество было в залоге. Говорить о противоправности этой сделки неправильно, нужно сначала изучить обстоятельства, но нам никто не жаловался, у нас никаких документов нет, поэтому и обсуждать пока нечего.
– Как вы оцениваете идею создания единой управляющей компании в Уфе? Это реально, это нужно?
– У меня большие сомнения, что одна управляющая компания сможет эффективно управлять всеми домами в городе. Не представляю, как это можно реализовать, когда управляющую организацию выбирают сами жители? Если будет только одна УО, то у нас не будет возможности поменять ее. Власть может поставить себе задачей оставить на рынке только эффективные организации. Законные инструменты для этого есть. А создание единой УО - идея непонятная, ведь работать будут те же люди, что работают сейчас, они просто поменяют место работы – вряд ли что-то сильно изменится в такой ситуации.
На любом конкурентном рынке должны работать компании, которые эффективно осуществляют свою деятельность. Как показывает практика, чем сложнее механизм, тем тяжелее им управлять. А здесь, очевидно, будет очень сложная структура. Чем больше домов, тем больше техники нужно, то есть выше затраты. Значит, и жители вынуждены будут платить больше. Укрупнение – это не всегда хорошо, хотя и бывают такие случаи. Что касается управляющих компаний, то очевидно, что сейчас они не справляются со своими задачами. Если человек падает на льду у своего подъезда, значит, УО где-то не дорабатывает, не успевает проконтролировать. Чем протяженнее цепочка, по которой сигнал доходит [до исполнителя], тем сложнее передать команду, и в данном случае работа выполняется эффективнее и быстрее, когда не надо совершать десяток звонков.
Биографическая справка
Андрею Николаевичу Хомякову 45 лет, он родился в Брянске, в 1998 году закончил Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина. Длительное время работал в компаниях, занимающихся передачей и распределением электроэнергии. В 2014 году был назначен на должность замначальника правового управления ФАС России, с 2018 года – руководитель управления ФАС по Республике Башкортостан.
Беседовала Ольга Блажнова