December 13, 2023, 08:38 AM

2023 год для уральского туризма: «Спрос на Китай, уснувшая Европа и бездействие свердловских чиновников»

Текущий год подходит к концу, и ЕАН традиционно начинает подводить его итоги. Что произошло за 12 месяцев в отрасли туризма, почему так и не случилось бума путешествий в Египет и Грузию, что не так с работой свердловского профильного департамента – обо всем этом ЕАН поговорил с главой Уральской ассоциации по туризму Михаилом Мальцевым. Разговор также шел о перспективах на 2024 год: открытия каких направлений ждут операторы, почему Дагестан рискует остаться без путешественников и что поможет Среднему Уралу в развитии туризма – читайте в материале.

- Михаил, в начале года часто говорилось, что Африка заменит нам Европу в плане путешествий. Произошло ли это?

- Еще в доковидный период у нас были очень хорошие перспективы взаимоотношений с ЮАР. С 2014 года мы активно взаимодействуем с МИД, посольством ЮАР в Москве, а также с провинцией Мпумаланга. Несколько раз УАТ принимала участие в туристической выставке в городе Дурбан (ЮАР), а южноафриканские партнеры не раз участвовали в наших екатеринбургских выставках. Все это позволило с 2015 по 2020 год втрое увеличить количество туристов, в 10 раз выросло число отдыхающих уральцев в провинции Мпумаланга. Делали совместные туры ЮАР – Свазиленд – Мозамбик – три экзотические страны. Зафиксировали кратный рост. Многие туристы открыли для себя эти направления. Сейчас мы возобновляем активное взаимодействие с ЮАР.

Вторым важным направлением является Уганда (Восточная Африка). Активно работаем с местными бизнесменами в республике, так как из Екатеринбурга есть удобная стыковка через Стамбул и ОАЭ. Среди преимуществ - невысокая стоимость и экзотичность страны, ее сложно с чем-то сравнить. Это не морской отдых, это озера, горные гориллы и джунгли. Эти направления в обозримой перспективе массовыми не станут, но они могут кратно расти и быть интересными уральцам.

Перспективными также являются Марокко, Тунис, Зимбабве, Намибия.

 «Putin - Jesus», сафари, бабуины и пингвины: как уральские туристы покорили ЮАР 

- Переместимся в Азию. Туроператоры, насколько я понимаю, уже больше года ждут открытия прямого авиасообщения со страной…

- Конечно же, Малайзия, на мой взгляд, одна из лучших стран Азии с точки зрения туризма. Мы работаем над тем, чтобы у нас был прямой рейс из Екатеринбурга на остров Лангави. Сейчас самолеты летают через ОАЭ, Стамбул и Ташкент, и это удобные стыковки.

- Чем затрудняется открытие полетной программы?

- Техническими возможностями. На зарубежных перевозчиков оказывается колоссальное давление со стороны отдельных западных стран. Наши перевозчики не имеют возможности в нужном объеме осуществлять дальнемагистральные перелеты. При этом я убежден, что экономически эти рейсы будут рентабельны и прибыльны. Хотя Малайзия - страна дорогая по сравнению с Таиландом, Индией и Вьетнамом, но мы видим, что интерес есть. И речь идет о кратном росте спроса.

- В ноябре стартовали прямые рейсы на Шри-Ланку. Есть уже первые итоги?

- Да, программа стартовала 4 ноября. Рейсы заполнены. Этому способствовало тесное сотрудничество со страной. Четырежды в Екатеринбург прилетала чрезвычайный и полномочный посол Шри-Ланки в РФ Джанита Абейвикрема Лиянаге, мы проводим совместные проекты, причем не только в рамках туризма. Это культурное взаимодействие. Подготовили достаточную почту, чтобы рейсы были эффективны и экономически состоятельны.

- Теперь еще и бесплатные визы для россиян будут выдавать. Увеличится ли за счет этого турпоток?

- Шри-Ланка, в отличие от Малайзии, страна недорогая. В основе цены там лежит перелет. И если летит на отдых семья из четырех человек, то стоимость визы получается ощутимой, более 20 тыс. рублей к путевке. Плюс ко всему стоит отметить, что виза – это заградительная мера. То есть снимается психологический барьер. По нашим оценкам, турпоток из Екатеринбурга на Шри-Ланку должен вырасти на 30 %. Отношения со Шри-Ланкой развиваются в нужном направлении. Я думаю, что есть перспективы круглогодичного перелета, а не сезонного, как сейчас, и запуска второй цепочки самолетов. Ко мне обращаются туроператоры, которые, помимо существующих программ, видят свои чартерные рейсы по этому направлению.

- Участники Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива договорились о введении так называемого «арабского шенгена». Это Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман и Катар. Скажется это как-то на туризме?

- В действительности у популярных Эмиратов масса серьезных конкурентов в плане туризма. Саудовскую Аравию и Оман нельзя воспринимать как пляжное направление в силу ограничений. Но остальные названные страны вполне перспективны. Согласно нашей формуле, турпоток может увеличиться на 30 %. Просто уральцам нужно рассказывать об этих странах, я думаю, что с Бахрейном многие просто не знакомы.

- В августе было объявлено о старте обмена туристами с Китаем по безвизовой программе. Но буквально через две недели операторы сообщали, что запуск «забуксовал». Удалось ли решить проблемы?

- В действительности есть технические вопросы, которые до конца не решены. Я не склонен видеть никаких других причин, кроме технических. Они должны дошлифоваться и решиться. Пока проще прилететь в Москву, получить визу и спокойно полететь. Массово программа пока не работает. Но вообще стоит сказать, что есть огромный спрос на прямые рейсы из Екатеринбурга в КНР. Требуется принять такое решение в ближайшее время. Рейсы будут пользоваться спросом, тут все очевидно.

- По каким именно направлениям?

- Минимум должно быть два направления – Пекин, Хайнань. При этом уверен: если бы самолеты летали даже по трем или пяти направлениям, это бы имело спрос. Китай огромный, многообразный. Это экскурсионные программы, бизнес-проекты, luxury-отели. Хайнань имеет все шансы быть круглогодичным, затем Пекин. До пандемии такие рейсы были, у ряда операторов даже остались непотраченные депозиты, они в замороженном состоянии. Необходимы волевые решения, чтобы сдвинуть ситуацию с места.

- Очень долго туристы ждали открытия Грузии, так как ранее страна пользовалась спросом. И вот в этом году рейсы запустили, но бума не произошло. С чем вы это связываете?

- Я думаю, что вопрос раскачки туристов займет какое-то время. Ждали так долго, что многие уже перестали ждать, и открытие стало внезапным. Я уверен, что эти рейсы через какое-то время будут полными, будет лист ожидания, возможно, к лету уже активизируются путешественники. Ведь Грузия – очень интересное и во многом недооцененное направление.

- Может быть, дело в стоимости?

- Сейчас цена адекватная. Возможно, что люди еще не поняли преимущества стыковок, может быть, недостаточно было информации в СМИ, не очень активно включились операторы. Абсолютно апатично отнеслась грузинская принимающая сторона, что немаловажно. Со Шри-Ланкой мы за год начинали работать, устраивали пресс-конференции, выставки, семинары, а тут - тишина.

- Возможно, повлияли и новости о плохом отношении грузин к российским туристам?

- Конечно, негативный информационный фон сказался на спросе. Здесь и позиция президента страны повлияла, которая нанесла урон не только местному бизнесу, но и в более широком смысле - инфраструктуре страны, которая вместе с российскими туристами потеряла огромные деньги.

- Похожая ситуация с Египтом. После открытия направления не было какого-то прорыва с турпотоком. Виновата война между Палестиной и Израилем?

- Сложно назвать основную причину. Я думаю, что никакие военные новости не нанесут ущерба больше, чем криминогенная обстановка в стране и проблемы с уровнем сервиса в египетских отелях и заведениях общепита. Мы ожидали, что за годы отсутствия авиасообщения египтяне «сдвинутся с места» и решат ряд вопросов, но этого не произошло. Для сравнения, те же турки постоянно пытаются работать над сервисом и совершенствоваться. Египту необходимо решить целый комплекс вопросов, которые касаются качества сервиса, уровня обслуживания, безопасности. Пока есть некоторое количество разочаровавшихся туристов.

- Ваш коллега Олег Аксельрод не так давно сказал, что «время Египта за 30 тысяч прошло». Может быть, дело в высокой стоимости?

- Конечно, цены существенно увеличились. Несказанно вырос курс валют. И тут психологический вопрос: готовы ли люди тратить на Египет кратно возросшие суммы. Возможно, это дело времени.

Я вчера, например, иду с работы, захожу в «Красное & Белое» по пути, а там яйца - по 120 рублей, которые я месяц назад еще рублей за 70 покупал. Ну и не стал я их за такую цену брать, потому что психологически не готов был. А через два дня уже смирился и купил. С Египтом, видимо, то же самое: не хочется людям пока Египет за эту цену рассматривать. Если человек привык ездить, к примеру, за 50 тысяч, а когда-то и за 37, то сегодня больше сотни тысяч он не готов отдавать за те же самые условия.

- Есть ли предпосылки для снижения стоимости?

- Если сейчас все пойдет по такому сценарию, что будет больше рейсов, больше направлений, то цены на Египет могут пойти вниз. К этому лету мы имели четыре направления дальнего зарубежья: Эмираты, Турция, немного совсем Таиланда, Египет. Уже осенью программа расширилась, добавилась Шри-Ланка, стало больше Таиланда. Расширение продуктовой линейки не дает возможности другим операторов взвинчивать цены.

- Еще одно направление массового туризма, о котором нельзя не поговорить, - Турция. Минувшим летом турецкие предприниматели потребовали отменить систему all inclusive для туристов. По их мнению, отдыхающие на «все включено» не приносят бизнесу достаточно денег. Что вы об этом думаете?

- Тема крайне деликатная и может показаться абсурдной, но вовсе нет. Впервые мы обсуждали ее с главой Ассоциации отелей Анатолийского региона еще в 2017 году. Их аргументы строились на том, что сама тема «все включено» зачастую понимается в искаженном виде. Некоторые россияне считают, что это доступ к еде, напиткам и прочим вкусностям круглые сутки. Но это ведь не так: это, в первую очередь, комплекс и сервис.

Если говорить о еде и выпивке, важно их качество. Когда говорят: «отель 3 звезды all inclusive», на самом деле подразумевается очень простая и однообразная еда: макароны без мяса, самые дешевые кофе и чай, самые простые и доступные овощи и фрукты. Что в итоге получается: турист ждал бесплатного пира и остался недоволен, увидев макароны изо дня в день. Само название искажает ситуацию, людям непонятно, что ждать и требовать.

Если же систему «все включено» отменить и построить рядом с отелем небольшие кафешки, цена за проживание снизится. Разница в стоимости пойдет на питание отдыхающих в этих кафешках. Только за эти же деньги они получат выбор и качественные продукты, а отельерам не придется круглосуточно контролировать этот чан с макаронами. Турист сможет примерно за эти же или даже меньшие деньги жить и питаться разнообразно - возрадуются все. Эта точка зрения экономически обоснована.

- Что же с Европой? Приходят ли к операторам уральцы с желанием отдохнуть в странах ЕС?

- Помню времена, когда табло Кольцово пестрило вылетами – Вена, Прага, Будапешт, Зальцбург, Милан, Париж, Франкфурт. И все это в течение дня. Ничего этого мы, конечно, не ждем в обозримом будущем. Это плохо, потому что, если это продлится долго, целое поколение утратит понимание классической европейской культуры. Мы же скучаем не по лицам политиков, а по атмосфере, архитектуре, объектам искусства, европейским бистро, венским кафе, музеям, галереям старых мастеров.

Можно, конечно, занять величавую позицию – не нужна нам никакая Европа, есть, например, Шри-Ланка, будем туда ездить. Но это же совсем другое. Должна быть сохранена культурная связь. Сейчас для уральцев, которые хотят сохранить эту нить, существует только одно направление - Венгрия. Консульство этой страны работает великолепно, отвечает на любые вопросы. Кроме этого, мы с венгерскими партнерами стараемся проводить мероприятия, выставки. До Будапешта удобно добраться рейсами Red Wings или «Аэрофлота» через Стамбул и Кутаиси. Через Венгрию можно путешествовать и в другие страны ЕС.

Я бы призвал людей не забывать о Европе, впереди период рождественских ярмарок. Венгрия этнически нравственна и идеологически не так испорчена, как другие страны Европы. Там вы будете преимущественно видеть именно венгров, а не африканцев, пуштунов, арабов и т. д. Венгрия для россиян сейчас - последний очаг классической европейской культуры. 

Помимо того, что Венгрия представляет историко-культурную ценность, она еще выполняет функции оздоровительного курорта. Будапешт является термальной столицей Европы. Бизнес этой страны, представители власти имеют прямую заинтересованность взаимодействовать с российскими туристами. Их не пугает даже давление со стороны других европейских стран.

- А как обстоят отношения у уральской ассоциации с представителями других стран ЕС, ведь там, наверное, было много партнеров раньше…

- У нас дружеские отношения с другими субъектами ЕС: итальянскими городами, болгарскими территориями, карловарским краем. Мы не прекращаем общение, хоть и не может взаимодействовать. От наших европейских партнеров мы знаем, какие у них экономические потери после того, как перестали ездить туристы из России, в том числе уральцы. Ущерб ошеломительный. Карловарский край, огромный и важный, фактически признан банкротом. Там зафиксирована массовая безработица, люди уезжают, город будто уснул. Марианске-Лазне, итальянские города, отдельные районы Словакии, Болгарии – все понесли убытки. Заморожена деятельность аэропорта Пардубице (Чехия). То есть для ряда стран и регионов отсутствие наших туристов оказалось невосполнимо, как следствие - безработица, банкротство целых муниципалитетов, рост преступности и все другие социальные последствия.

 Свердловские туроператоры перечислили европейские страны, куда можно полететь на Рождество 

- Нет ли у вас ощущения, что зарубежный туризм становится элитарной услугой из-за высоких цен. Опять же обращусь к цитате вашего коллеги: «Время Египта за 30 тысяч прошло»...

- Зарубежный туризм и не был повально массовым. У нас, как у жителей города-миллионника, экономического центра, есть ощущение, что все едут за границу. Может быть, в 2019 году было ощущение, что все ездят. Тогда мы видели горящие туры за 8 тыс. рублей в Грецию. Но на самом деле всего 12 % россиян выезжали за границу. Только 4 % процента ездили за рубеж три раза в год и более.

Как будет сейчас? Я думаю, что количество выезжающих за рубеж путешественников из УрФО не превысит 6 %. Это связано с общеэкономической обстановкой, а также с ростом предложений и их качеством внутри страны. Это существенно меньше, чем ранее.

- А вообще изменилось поведение туристов из-за падения доходов и роста цен на путевки? Может быть, стали на чем-то экономить?

- У туроператоров все эти тенденции видны, как в семейной истории болезни у доктора. Многие сокращают количество дней пребывания. Если ездили на две недели, сейчас - только на 10 дней. Если раньше отдыхали три раза в год, то сейчас - один. Выбирают отели той же категории звезд, но уже попроще и дешевле. 

- Что же с эконом-отдыхом? Есть какие-то альтернативы? Абхазия, например?

- Не вполне нормально представлять страны бывшего СНГ как эконом-отдых. В большинстве случаев цены сравнялись с тем же Египтом. При этом у такого отдыха есть свои плюсы и минусы. Из плюсов – отсутствие языкового барьера, территориальная доступность, простота в перемещении, часто это рублевая зона. Из минусов, в первую очередь, отсутствие сервиса и высокая криминогенность. Вообще наша задача – предоставить туристам все внутри страны, тогда и появится доступный отдых. В России есть масса климатических зон - путешественникам можно предоставить абсолютно разные варианты отдыха. Но пока, к сожалению, это иногда принимает такие формы, как в Сочи летом: когда цены выше, чем за рубежом, а на пляже негде яблоку упасть.

- Есть какие-то регионы, которые сделали рывок за последние годы в сфере туризма?

- Это, безусловно, Ставропольский край. Если раньше у всех была ассоциация с бабулечками, попивающими минеральную воду, то теперь это совсем другой уровень. В регионе увеличилось количество мест размещения. Теперь гостиницы представлены и бизнес-категорией, и молодежными локациями. Регионы Северного Кавказа идут вперед в развитии туризма. Помимо Ставрополья, лидирующие регионы - Кабардино-Балкарская Республика и Осетия. Было бы все хорошо с Дагестаном, если бы они не отличились с захватом самолета из Израиля. Я считаю, что этот инцидент будет иметь негативные последствия в среднесрочной перспективе. Режимный охраняемый объект не смог обеспечить безопасность, это иллюстрация дикости и бесконтрольности. Такого ажиотажного спроса на отдых в Дагестане, который был в прошлом сезоне, уже не будет. И даже к лету ситуация не забудется. Репутационные потери колоссальные.

- Раз мы перешли к внутреннему туризму, давайте поговорим и о Свердловской области. Вновь обсуждалась идея введения туристического сбора с приезжающих. Как вы к ней относитесь?

- Мы стояли у истоков этой дискуссии. Год назад я участвовал в совещании, где мы рассматривали результаты туристического сбора в Ставропольском крае. Там они исключительно положительные. Но в Свердловской области я - противник этой идеи. Исхожу из того, что это заградительная мера. Она пришла из-за границы. Были европейские курорты, которые не справлялись с загрузкой, нужно было стабилизировать неудовлетворенный спрос и привлечь дополнительные финансы для развития. А нам-то от кого ограждаться? У нас нет листа желающих посетить Средний Урал.

- Вы неоднократно говорили, что одна из основных проблем нашего региона – нехватка средств размещения: гостиниц, отелей, глэмпингов.

- Нехватка серьезная, из-за этого существующие отели и гостиницы зачастую ставят недоступные для самих свердловчан цены. Проводился анализ, сравнивали наши средства размещения с зарубежными отелями. Так вот в Болгарии, Словакии, Чехии такие же номера в гостиницах стоили на 30-50 % меньше. И это при том, что уровень доходов у местных жителей там значительно выше.

- В чем причина? Почему Свердловская область в какой-то степени отстает по этому направлению?

- Череда управленческих ошибок чиновников привела к отсутствию качественного государственно-частного партнерства. По нашей оценке, последние 10 лет профильные органы (а именно Центр развития туризма, теперь - департамент туризма Свердловской области) работали недостаточно эффективно. Совершались бездарные траты денег, но прорыва не произошло.

Мы отстаем по целому ряду показателей даже от ближайших соседей – тюменцев и челябинцев. Почему? Мы какими-то природными красотами обделены? Нет. Более того, у нас есть плюсы, с которыми нереально тягаться. 

Мы - столица федерального округа, где концентрируются деньги, у нас крупнейший аэропорт, большая численность жителей, высокий уровень доходов, крупнейший ж/д узел «Екатеринбург - Пассажирский», ключевые дипмиссии. Фактически все в нашу пользу. И если исключить из общего контекста Екатеринбург, который на высоком уровне показывает себя в плане культурных, спортивных, международных событий, то область в отставании. Оно объясняется недостаточно эффективной работой чиновников, неспособных привлечь мощных инвесторов в туристскую индустрию. Ситуация такая, что сейчас крупнейшие компании области предпочитают инвестировать в другие регионы, а не в наш. Объяснение простое - недоверие частного бизнеса. Вкладывая деньги, они должны быть уверены, что они их вернут, что чиновники будут вокруг них развивать маршруты, помогать, способствовать развитию. Ничего этого нет.

- Приведете положительные примеры соседей?

- Челябинская область, несмотря на частую смену кураторов отрасли, смогла выстроить эффективное взаимодействие с бизнесом. Район Магнитогорска - круглогодичный центр притяжения туристов: летом - за счет санатория «Юбилейный» и его оздоровительных программ, зимой – за счет горнолыжного центра «Абзаково». Это возможно благодаря базовому инвестору - Магнитогорскому металлургическому комбинату, также привлекают небольших инвесторов.

У региона получилось в чистом поле создать центр притяжения российского уровня, где 40 % отдыхающих - свердловчане. А это значит, что деньги из нашей области уходят соседям. Чем район Магнитогорска лучше территории под Нижним Тагилом? Да ничем. Только туда ехать шесть часов, а до Тагила - два.

В Тюменской области благодаря доверительным отношениям власти и бизнеса появился объект «Лето-Лето», аналогов которого нет восточнее Москвы. И там 33 % отдыхающих – свердловчане. А они продолжают строить вторую очередь. Успешно развиваются загородные проекты, например, «Тайга» и «Гнездо».

Есть и в Свердловской области положительные примеры, но их мало. Проект Игоря Черноголова «Мариинские избы». Я искренне люблю этот проект, он романтичен, интересен, это стык истории, музейного дела, фольклора, при этом и средство размещения. Там есть разного уровня сервис, начиная от дорогих изб, ориентированных на иностранцев, заканчивая вполне доступной гостиницей с великолепным сервисом. Для иностранцев это абсолютная экзотика.

- Недавно вы написали письмо в адрес свердловского губернатора Евгения Куйвашева, где указали недочеты в работе департамента туризма и действиях его главы Эльмиры Тукановой. Именно из-за проблем региона?

- Проблемы отрасли невозможно решать без участия исполнительного органа власти. Мы ни в коем случае не просили кого-то снять, наказать. У меня нет каких-то личных претензий к Эльмире Наилевне. Смысл письма – посодействовать в установлении диалога с департаментом, помочь решить возникшие проблемы. Я не против какого-то конкретного чиновника, я против отставания Свердловской области в сфере туризма.

- В завершение нельзя не поговорить о планах на 2024 год. Чего вы от него ждете?

- COVID и последующие события убедили, что туризм - сфера, наиболее зависимая от внешних обстоятельств. Поэтому я бы не рискнул делать прогнозы более чем на пару месяцев. Но могу сказать о том, чего бы хотелось мне и чего я жду.

1. Увеличение географии полетов. Среди перспективных, повторюсь, страны Персидского залива, Китай, Малайзия. 

2. Открытие туристического потенциала среди российских регионов, появление новых интересных направлений для путешествий. Так, несколько лет назад мы открыли для себя Калугу и Калужскую область.

3. Появление новых туристических программ на Урале, создание межрегиональных маршрутов, например, с Челябинском, Тюменью, Пермью.

И в заключение отдельно хочется подчеркнуть, что Свердловской области необходим новый мощный, прорывной проект. Нам не хватает кластерного развития. Отдельные отели и мини-отели не решат проблему. Необходим новый туристический кластер. Пусть в 2024 году хотя бы наметятся планы по его созданию и появится проект!

 

 Новый закон о туризме готовят в России Беседовала Екатерина Землянская

Источник фото: ЕАН, Михаил Мальцев
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+