Руководитель Музея святости Оксана Иванова: "В «скверной истории» меня разочаровали те, кого называют либеральной интеллигенцией"

В дни противостояния в сквере у Театра драмы в Екатеринбурге к руководителю Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксане Ивановой прикрепилось клише «православная активистка». 

Год назад у Ивановой в сквере был свой протест — православный, и в огромной толпе она была в меньшинстве. Она оказывалась в гуще протестующего торнадо, пытаясь донести другую точку зрения, и, несмотря на насмешки и диалоги на повышенных тонах, не разворачивалась и не уходила. После подогревала повестку обещаниями молиться «о душевном здравии чиновников», и было непонятно — это искреннее желание или троллинг. Спустя год она рассказала о своих мыслях и выводах по тем событиям.

Святая Екатерина сама выбрала место для храма по человеческой воле.

"Спустя год эмоции улеглись, и это хорошо, можно ситуацию анализировать отстраненно, без личностного вовлечения. Думаю, что итоги можно будет подводить еще через год, когда начнется строительство храма. На сегодняшний день могу сказать, что каждая неприятная, негативная ситуация в результате может привести к очень позитивному исходу, решению, что удивительном образом свидетельствует о славе Божьей в этом мире.

 «Скверный» бунт в Екатеринбурге: первая годовщина 

Протест привел к отказу от строительства храма в сквере, но в итоге он же привел к лучшему месту для храма Святой Екатерины: оно ближе к историческому месту, внутри исторической крепости, оно также на берегу Исети. Несмотря на противостояние, святая Екатерина вошла в город год назад.

Многие писали о том, что святая сама найдет себе место, которое ей понравится, так оно и вышло по человеческой воле. Из жития Екатерины мы знаем, что ее тело было отнесено ангелами на гору Синай, там был основан монастырь, один из древнейших. 

Находить места для своих храмов самостоятельно — в характере Екатерины. Она была девушкой образованной, знатной и общественно активной. Мне кажется, все эти качества она проявила и в Екатеринбурге. Дела Божьи не дела человеческие, разум Божий не разум человеческий. Поэтому нет ни проигравшей, ни победившей стороны. Когда в нашей жизни происходит действие святых или Христа — это имеет благодатное воздействие на всех.

«Либеральная интеллигенция» разочаровала

То, что происходило год назад, — это было испытание, это шок, стресс. Это было неожиданно и во многом вероломно. Люди, которые соглашались с негативной оценкой богоборчества и антицерковной политики советского периода, которые поддерживали просветительскую работу и акции памяти жертв сталинских репрессий, которых можно было считать единомышленниками, оказались порабощены действием этого духа. Этот дух нашептывал не самые добрые слова и призывал к этим самым антицерковным настроениям. Я испытала глубокое разочарование в тех, кого мы называем либеральной интеллигенцией, которые за свободу личности, вероисповедания, но, как выяснилось, лишь на словах.

Ситуация с губернатором была очень простая. Я благодарила его за помощь в строительстве храма. Как вы помните, в 2019 году был большой Пасхальный крестный ход, кулич, который разломили. Кулич — это не торт, это символ Христа. Горожане приобщились, вкусили пасхального кулича, в том числе губернатор, мэр — в этом была большая символика. С религиозной точки зрения это значило признание духовного единства.

Такое единство дает основание говорить друг другу «братья и сестры». Была искренняя благодарность и молитва. У меня было к нему отношение как к единоверцу и брату во Христе. Но в ситуации с храмом маски были сброшены, и каждый себя проявил так, как проявил. Губернатор показал себя не как единоверец и не как брат во Христе. Это было вероломно, без объявления войны. Не было заявлено четкой политической позиции. Если бы она была заявлена, острой фазы конфликта удалось бы избежать.

К ситуации, которая происходила в сквере, я отнеслась по-матерински.

Молодые люди, с которыми я разговаривала, — это ровесники моих детей. Я примерно представляла их мотивы, которые были сформированы под влиянием определенных СМИ, лидеров, знала, что ими движет. При этом довольно быстро выяснилось, что половина участников была не коренными горожанами. Это были студенты, которые приехали из городов области, они этого влияния не преодолели. Однако все знали, что была и другая точка зрения: обоснованная, аргументированная. В том числе сторонники этой точки зрения были и среди молодежи.

Однако все стороны высказались, передоговорились, пришли к устраивающему всех решению во время беспрецедентного голосования. Никто не ожидал, что придет 100 тыс. — ни власти, ни противники, ни сторонники. Ходили голосовать даже люди с индифферентным отношением к вере. Были очереди — это было удивительное явление духа. Можно назвать это и общественным консенсусом.

 Уголовные дела о «скверных» протестах в Екатеринбурге по-прежнему засекреченПроблема в вопиющей религиозной неграмотности

Я выросла в этом городе и знаю, чего это место — сквер у Драмтеатра — стоит. Это не было любимым местом горожан. О любимом месте говорили те, кто не был коренным екатеринбуржцем. К конфликту можно отнестись по-пушкински: «Оставьте: это спор славян между собою». В данном случае сущностного единства не было нарушено.

Есть неразрешенные исторические конфликты, которые ноют, иногда кровоточат, но не подрывают глубинного единства. Своих друзей я все равно буду признавать, потому что мы вместе живем, растим детей. Поэтому какого-то забора в сердце, даже если я в чем-то не согласна, я не оставила.

Проблема в том, что во многих воспитанных и образованных людях процветает вопиющая религиозная неграмотность. Этому есть объяснение: сто лет атеизма никто не отменял. Но Екатеринбург перестанет быть Свердловском именно тогда, когда этот собор будет воздвигнут. Не только на набережной, но и в неком внутреннем пространстве".

Александра Аксенова