Алексей Текслер задерживался. Хотя на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ, входит в госкорпорацию «Уралвагонзавод»), его, конечно, ждали. Ждала экспозиция боевой и гражданской техники, ждала экскурсия по цехам (в том числе закрытым, где производят оборонную продукцию), ждала встреча с рабочими.
Как выяснилось позже, задержка случилась из-за затянувшейся рабочей встречи Алексея Текслера с гендиректором госкорпорации «Уралвагонзавод» Александром Потаповым. Сам факт встречи не афишировался, но, как выяснилось, именно она многое дала для взаимопонимания между главами региона и госкорпорации.
Технический директор ЧТЗ Виктор Иванов начал демонстрацию экспозиции Алексею Текслеру с исторической части — с первого трактора «Сталинец», с легендарных танков Т-34 и ИС-3 и артустановки ИСУ-152, с тракторов 50-70-х годов, которые выпускались тиражами по 300 тыс. (!), по 60-70 машин в день (!). Продолжили осмотром новенького бульдозера Б-9, самого легкого для продукции ЧТЗ класса, перешли к трубоукладчику модели ТР20, на который на предприятии делают заметную ставку, добрались и до «броневика», выкрашенного в «пустынное хаки».
«Министерство обороны заказало пять штук, это хорошо для экспорта, - объяснял Алексею Текслеру Александр Потапов. — Влияет на иностранных заказчиков, они хотят знать, берет ли наша армия то, что мы предлагаем для их войск».
После перешли к экскурсии по цехам. Честно говоря, цеха окончательной сборки не впечатлили. Непривычная для тяжелого производства тишина в гигантских пролетах, минимум рабочих (начальства явно было больше) и вообще — как-то все не покрашено, нестрого, неидеально, как на многих куда более современных производствах...
В принципе, ничего удивительного. Некогда крупнейший танковый и тракторный завод СССР уже лет 25 переживает тяжелейшие времена. Танки здесь не собирают лет 20 (только моторы для них), а современный спрос на гражданскую технику измеряется ну совсем не советскими масштабами.
Куда лучше было на механообработке — тут уже большой (хоть и по большей части весьма возрастной) станочный парк гудел, а рабочие вытачивали все новые и новые детали. И уж совсем все прилично было в цеху, где у предприятия сосредоточены самые современные, высокоточные станочные комплексы с цифровым управлением. Есть у местных рабочих и чувство юмора, о чем свидетельствовала хулиганская надпись «Равиль, помой меня!», сделанная пальцем на запыленном стекле одного из комплексов.
Однако на самый интересный объект предприятия — цех, где производится продукция оборонного назначения (в частности, танковые моторы), - журналистов не пустили.
Тем временем в заводоуправлении Алексея Текслера ждали представители трудового коллектива. Представителей, судя по всему, к встрече подготовили. И если аплодисменты при появлении главы региона уже привычны в любой аудитории, то вот то, что не менее громкими (и почти переходящими в овации) аплодисментами встречался каждый ответ… Был в этом экспромте элемент домашней заготовки руководства ЧТЗ.
Вообще Алексей Текслер и Александр Потапов не уставали обмениваться словесными реверансами.
«Мы провели очень хорошую, плодотворную встречу, получился очень душевный разговор», — раз за разом напоминал рабочим Алексей Текслер. «У нас схожее понимание ситуации, мы мыслим одинаково», — отвечал Александр Потапов. И казалось, что легендарная фраза из старого советского мультика про Маугли вот-вот вырвется из чьих-то уст и приобретет совершенно новый смысл и звучание.
В какой-то момент Алексей Текслер чуть смутился накатывавшей волной позитива и попросил присутствующих «не стесняться».
«Я тут был на «Электромашине» (также входит в состав Уралвагонзавода, — прим. ЕАН), так там такие вопросы задавали, что хоть прокурора вызывай», — вспомнил Алексей Текслер и улыбнулся своей самой фирменной улыбкой.
Вопросы, разумеется, последовали. И про развитие не только Челябинска, но и Копейска. И про перспективы ЧТЗ (Текслер заявил, что сокращений в 6,5-тысячном коллективе не будет, а Потапов заверил, что завод — «сердце» госкорпорации и «ключевое предприятие»). Спрашивали и про общественный транспорт.
Про транспорт Алексей Текслер предоставил возможность высказаться исполняющей полномочия главы Челябинска Наталье Котовой, которая также присутствовала в зале.
«Мы будем создавать новое муниципальное транспортное предприятие, куда вольем ту технику, что еще в состоянии работать, а также те автобусы, которые мы с помощью средств, выделенных Алексеем Леонидовичем, закупаем сейчас для города», — сообщила госпожа Котова. И это было новостью. Впрочем, чем больше присутствуешь на мероприятиях с участием главы области, тем отчетливее понимаешь, насколько в этом случае верно старое правило «блестящий экспромт почти всегда основан на хорошей домашней заготовке».
Вечером Алексея Текслера ждал другой «Трактор». Хоккейный. Который когда-то был основан на ЧТЗ и, собственно, и был заводской командой.
Сегодня, конечно, времена другие. И если ЧТЗ — сердце госкорпорации (пусть до биения в полную мощность ему далеко), то «Трактор» — это, конечно, во многом сердце всего Челябинска.
Да и матч был очень… подходящий нынешней общественно-политической обстановке. Да, предсезонная игра. Но финал Кубка губернатора Челябинской области. «Трактор» против «заклятых соседей» из магнитогорского «Металлурга»...
«Трактор» победил. 3:0. В хорошей, обоюдоострой игре. К радости и болельщиков, и посетителей ВИП-ложи (особенно азартен в силу многих причин был директор клуба Борис Видгоф). Алексей Текслер, будучи политически корректным и к тому же главой всей области, и виду не подал. Ну, почти. Улыбку-то не скроешь...
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области, пресс-служба хоккейного клуба "Трактор", Дмитрий Моргулес.