РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 11:48
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Миасс: «исправление кармы». Разбор ситуации

Миасс на протяжении многих лет остается наиболее конфликтным и неудобным для региональной власти муниципалитетом Челябинской области. Основу экономики города составляют десятки промышленных предприятий, крупнейшие из которых входят в федеральные машиностроительные холдинги. Их дополняет мощный средний и хорошо развитый малый бизнес. Политическая жизнь здесь всегда была весьма разнообразна и протекала автономно от областных властей.
Миасские элитные группы ведут постоянные войны за власть. При этом возможности внешнего воздействия со стороны регионального правительства на городскую политику уже давно ограничены, так как миассцы демонстрируют способность к консолидации против внешних угроз. Наиболее мощным внешним фактором, способным менять ситуацию, являются силовики. В течение 10 лет в городе сменилось 10 глав, зачастую при непосредственном участии правоохранительных органов.
Для любого южноуральского губернатора контроль над Миассом не просто вызов, а показатель политической дееспособности. Решать извне миасские проблемы пытались и Петр Сумин, и Михаил Юревич, но всякий раз областным властям приходилось отступать и идти на компромисс с миасской элитой. Очередным губернатором, споткнувшимся о Миасс, стал Борис Дубровский. Его администрации не удалось провести кандидатуру директора областного агентства инвестразвития Анатолия Лобко на пост главы города. Команде Алексея Текслера придется искать свой путь в отношениях с неспокойным Миассом.
Аналитический конструктор Мозолина это методика, позволяющая быстро анализировать проблемную/конфликтную ситуацию на основе неполных данных и вырабатывать эффективные решения. Применение АК дает возможность построить модель ситуации, определить возможные направления активности участников (в т. ч. и контрдействия) и выявить слабые места в выбранной стратегии. Подход имеет достаточно универсальный характер и может быть применим для экспресс-оценки конфликтных ситуаций как в бизнесе, так и в общественно-политической сфере.

Описание ситуации

Попробуем разобраться в том, какой может быть ситуация в Миассе. Для этого используем методику А. Мозолина «Аналитический конструктор».
Можно предположить, как будет складываться конфигурация городской власти в связи с появлением нового внешнего фактора «Губернатор». В поле зрения новой областной администрации Миасс оказался летом. Тогда Алексей Текслер посетил город в ходе ознакомительной предвыборной поездки. Там глава региона определил перспективу того, к чему должен прийти Миасс: «Сегодня все усилия городской администрации, депутатов, всех конструктивно настроенных общественных сил должны быть направлены на повышение качества жизни населения, создание благоприятных условий для ведения бизнеса. От руководства города я жду ответственности в принятии решений по развитию территории, конечно, диалога с ответственным бизнесом» (цитата по АН «Доступ»).
Алексей Текслер, губернатор Челябинской области
Если рассмотрим тренд, в котором протекает стандартный для Миасса политический конфликт, отметим, что текущее состояние должно закончиться перераспределением ресурсов внутри миасских элитных групп при сохранении их автономности от Челябинска.
В этом случае основными субъектами, реализующими сценарий, будут различные миасские элитные группировки, которым «внешними игроками» (губернатором и силовиками) в итоге предоставлена возможность самостоятельно договариваться о будущем города. При этом для «внешних игроков» важно наличие субъекта, который мог бы выступать от имени остальных элитных групп. Наиболее подходящим на эту роль становится глава города. Таким образом, занимающий должность главы Миасса человек может стать реальным игроком на политической арене, арбитром, посредником в отношениях между местной элитой и региональными властями.
Прежде всего таким его должны признать местные. После этого любой глава способен выстроить в течение полутора лет устойчивую систему властных отношений, на которую будет опираться в дальнейшем. Итоговая конструкция такой модели – треугольник устойчивых связей «глава города - аппарат администрации - собрание депутатов» - обеспечивает комфортное политическое будущее как местной элите, так и региональным властям на 5-7 лет вперед.
Для начала определим временной отрезок, который есть у основных игроков для построения «лучшего будущего». Начало периода – июнь 2019 года, когда закончились процессы, запущенные еще при Борисе Дубровском, которые проявились в ходе визита главы Южного Урала Алексея Текслера в Миасс. Ровно через год все должно завершиться избранием нового состава городского собрания депутатов. Учитывая сроки начала избирательной кампании, следует ожидать возвращение Миасса в областную политическую повестку уже к концу осени этого года. Пока же региональные власти вряд ли будут инициировать какую-то активность в Миассе на фоне предстоящего конкурса по избранию нового главы Златоуста и начала отопительного сезона.
Рассмотрим стартовые условия сюжета. Облик муниципальной власти в Миассе сейчас формируют группы, контролирующие в значительной степени городской транспорт (частные перевозчики), строительство, управление недвижимостью, похоронный бизнес, ЖКХ и работающие на муниципальных подрядах. Все это - сферы со значительной долей оборота наличных денег. Тут Миасс мало чем отличается от Челябинска, кстати. Под их контролем находятся ведущие интернет-СМИ Миасса. Представители этих групп преобладают в составе депутатов городского собрания.
Предстоящие в сентябре 2020 года выборы в городской совет депутатов и выборы депутатов ЗСО Челябинской области создают условия для перераспределения власти в пользу представителей предприятий, входящих в федеральные холдинги, и среднего промышленного бизнеса, который в городе очень силен. В таком перераспределении региональная власть, разумеется, заинтересована (возможно, даже больше, чем сами промышленники), так как это может снизить риск формирования конфликтной политической повестки в традиционно неспокойном городе.
Представленные в городе ФПГ («УралАЗ», АО «ГРЦ им. Макеева») и промышленный бизнес ориентированы на поставки за пределы города и области. Эти структуры за редким исключением не имеют своих представителей в органах муниципальной власти уже несколько лет, фактически отстранившись от участия в политической жизни Миасса.
Алексей Текслер во время поездки в Миасс
В последнем эпизоде проявления «миасской вольницы» летом 2018 года участвовали группы, доминирующие в городском хозяйстве. Для удобства назовем их «коммунальщиками», имея в виду коммуну как форму организации городского хозяйства. Тогда область вынуждена была принять устраивающую местных кандидатуру – депутата горсобрания, представителя частной энергетической структуры Григория Тонких, назначенного по решению собрания депутатов и.о. главы сразу после ареста действующего градоначальника Геннадия Васькова. Став полноценным руководителем осенью 2018 года, Тонких вернул в администрацию чиновников, ушедших при Васькове. Новые назначения прошли в городских МУПах. Наиболее крупными выгодоприобретателями при этом стала «группа Имерова» и близкие к Фатиху Мамлееву депутаты.
Мамеджан Имеров Лидер данной группы - Мамеджан Имеров – экс-начальник уголовного розыска г. Миасса, владелец похоронного бизнеса, а также маршрутных такси, собственник крупных объектов недвижимости, благотворитель. В городе долгое время циркулировали слухи о причастности его к криминалу, однако официальных подтверждений этому нет. Другим ярким представителем группы является Станислав Третьяков – бизнес-партнер Имерова, экс-сити-менеджер Миасса, которому принадлежит помимо прочего и крупнейший в городе интернет-ресурс НьюсМиасс.ру.
Однако в ситуацию вмешались «внешние игроки». Сотрудниками ФСБ России 7 ноября 2018 года был задержан, по сообщению СМИ, в кабинете главы города, прямо во время разговора с Григорием Тонких Станислав Третьяков, который, по мнению местных элитариев, «консультировал новую администрацию». Поводом для ареста стали события 2012 года, когда Третьяков работал заместителем главы администрации Миасса (должность главы администрации ликвидирована 1 января 2015 года после изменений в уставе города) и, по версии следствия, получил взятку в сумме 140 тыс. рублей.
Фаттих Мамлеев депутат городского собрания депутатов Миасса, член партии «Справедливая Россия» - сформировал с дружественными бизнесменами группу депутатов в городском собрании. Владелец крупного земельного участка у разреза «Косой пласт», где расположен клубный поселок. В числе владельцев недвижимости здесь представители крупного бизнеса, депутаты, бывшие чиновники, в том числе и силовики. Один участков принадлежал Антону Бахаеву, подозреваемому во взятке бывшему заместителю министра экономики Челябинской области в правительстве губернатора Дубровского, близкому к Руслану Гаттарову.
Кроме того, давлению правоохранителей в связи с неточными данными, указанными в декларации, подвергся миасский депутат и лидер еще одной депутатской группы - Фаттих Мамлеев. Но весной этого года городское собрание сохранило за ним депутатский статус.
Если вспомнить, дело о превышении должностных полномочий в отношении Геннадия Васькова, у которого также было немало сторонников среди городской элиты, и претензии силовиков к структурам, подконтрольным депутату ЗСО Валихану Тургумбаеву, то становится понятным, что под прессингом оказались все миасские группы, формировавшие облик муниципальной власти в предыдущие пять лет. Некоторые эксперты связывают с Васьковым и группу элитную, а не криминальную во главе с Виктором Ардабьевским – еще одним руководителем города, суд над которым по делу ОПС «турбазовские» проходит в Москве.
Руслан Гаттаров
Параллельно оформляется оппозиционный блок, ядром которого становятся депутат и руководитель городской организации партии «Единая Россия» Евгений Субачев и председатель городского собрания депутатов Евгений Степовик. В апреле 2019 года в городе создан союз «За развитие Миасса», учредителями которого выступили восемь промышленных предприятий города: ООО «Завод тяжелых машин», ООО «Завод спецагрегат», ОАО «Миассэлектроаппарат», АО «Папилон», ООО «Миасский завод медицинского оборудования», ЗАО «Ламинарные системы», ООО «АМТ» и АО «Автомобильный завод „Урал“». Евгений Субачев является собственником завода «Спецагрегат». Е. Степовику миассцы приписывают контроль над вторым после НьюсМиасс.ру по охвату интернет-ресурсом Миасса «Ю24». Исполнительным директором союза стал Анатолий Лобко. Скорее всего, новую организацию может поддержать и ГРЦ. В задачи нового объединения, по утверждению Анатолия Лобко, входит участие в социально-экономической жизни города.
Одним из мероприятий, поддержанных союзом, стали торжества по случаю 60-летия Машгородка – района Миасса, где расположен Центр имени Макеева. В событии принял участие действующий глава Миасса Г.М. Тонких, сказавший немало теплых слов в адрес новой организации. Не оставил без внимания новое объединение и А.Л. Текслер, который во время июньского визита в Миасс встретился с активом союза и фактически благословил на участие в выборах 2020 года.
На сегодняшний день в Миассе ни у кого нет сомнения, что организация самым активным образом будет участвовать в выборах городского собрания. Очевидно, что действующий глава будет публично взаимодействовать не с «коммунальщиками», которые привели его к власти, а с новой силой, за которой просматриваются силуэты губернатора и «ребят в погонах». При этом неофициальное взаимодействие, разумеется, сохранится. Что касается амбиций «промышленников», то в прессе высказывались предположения, что участники нового союза будут претендовать и на мандаты депутатов ЗСО и Государственной думы.

Трендовый сценарий

Если «коммунальщики» согласятся сотрудничать на условиях «промышленников», то в 2020 году в городе будет сформирован новый состав депутатского корпуса, где большинство будут составлять работники и топ-менеджеры промышленных предприятий Миасса. Представители «коммунальщиков» сохранятся, но в общем составе будут занимать менее половины мест. Городскую администрацию покинут связанные с ними чиновники. Муниципальные предприятия, прежде всего городской транспорт, также ждет смена руководства и, возможно, реорганизация по челябинским лекалам (не исключено, что в течение 2020-го что-то эффективное и прозрачное вроде концессии здесь может появиться). Их места тоже займут выходцы из городской промышленной верхушки.
Скорее всего, кадровые перестановки начнутся не раньше весны 2020 года. После выборов не исключено, что Анатолий Лобко к концу следующего года все-таки станет главой города. Возможно, Евгений Субачев сменит в ЗСО Валихана Тургумбаева. При этом на стороне команды промышленников будут действовать региональные СМИ, работающие в городе: филиал медиахолдинга ОТВ и редакция газеты «Миасский рабочий». Важное условие для реализации этого варианта - "внешние игроки" в лице силовиков и регионального правительства сохраняют режим благоприятствования в отношении нынешних лидеров «промышленников».
Некоторые основания полагать, что активного противостояния не будет, дает кажущийся паралич, охвативший миасские элиты после того, как практически все активные центры оказались под давлением силовиков. Однако ставки в игре слишком высоки. Бюджет Миасса составляет более 4 млрд рублей, а совокупный оборот сферы услуг населению, включая ЖКХ и транспорт, утраивает эту сумму, что сопоставимо с выручкой любого крупного промышленного предприятия Миасса. Даже частичный контроль над такими потоками денег сделает любого очень влиятельным человеком. Миасские коммунальные элиты контролируют эти потоки уже много лет и сдавать контроль "промышленникам" не собираются. По словам одного из миасских экспертов, к которому мы обратились при подготовке материала, тихо точно не будет.
«Между собой объединяются даже те, кто был до этого по разные стороны баррикад. Хватит ли у них сил и ума противостоять - это другой вопрос! Но, судя по тому, что сейчас происходит, промышленникам будет непросто получить большинство в городском собрании», - сказал он.
Против "промышленников" будут действовать через подконтрольные СМИ и паблики в социальных сетях. В Интернете при желании без труда можно найти массу фактов, компрометирующих лидеров нового союза. Имея в своем распоряжении серьезные финансы и выстроенные отношения с городскими активистами, можно сделать выборный сезон 2020 в Миассе столь фееричным, что мало не покажется ни оппонентам, ни губернатору. Поэтому с «коммунальщиками» придется договариваться, идя им на уступки, по крайней мере, на ближайшие два года, пока не пройдут выборы в ЗСО. А потом местные элиты могут спокойно приниматься за любимую забаву – борьбу с регионом. Поводом может стать та же реформа общественного транспорта, например.
Действующий глава города Григорий Тонких имеет отличные шансы сохраниться на своем посту после 2020 года и превратиться в главного арбитра в отношениях между местными и губернатором. В итоге он может сформировать удобное ему собрание депутатов, опираясь на поддержку губернатора и одной из ФПГ, например, «УралАЗа». Прошедшие выборы в округе, где он до этого был депутатом, показали, что автозавод с ним готов работать. Победил на выборах при поддержке главы города Юрий Ефименко, директор ООО «Социальный комплекс», которое обслуживает автозавод. Устроит ли такой вариант лидеров союза «За развитие Миасса» - пока вопрос открытый. Такое развитие сценария к тому же означает частичную победу «коммунальщиков», которые, поддерживая главу, получают возможность встроиться в новую систему отношений. Если региональные власти получат гарантии «бесконфликтной» информповестки и прозрачного расходования областных субсидий, то возражать против этого не станут.
Заинтересован ли глава региона в реализации сценария, при котором "промышленники" одержат полную победу, тоже непонятно. Нет никаких гарантий того, что новым лидерам удастся справиться со стоящими перед городом проблемами лучше прежних. При условии достижения компромисса между городскими группами это так же невероятно.
Следует помнить, что "промышленники" куда меньше заинтересованы в качественном функционировании городского хозяйства, чем бизнесмены, сидящие на коммунальной инфраструктуре, так как для последних – это единственный источник существования, а "промышленники" получают прибыль извне. Муниципальная экономика для них – скорее обуза. Они в ней мало что понимают и при первой же возможности сдают на откуп специалистам (читай, тем же «коммунальщикам»). Как показала практика, накопленная во многих городах Урала, участие в управлении городским хозяйством выходцев из градообразующих предприятий, центр прибыли которых расположен за пределами муниципалитета, заканчивается плачевно для жителей. Поэтому вариант, когда уже в 2021 году политическая жизнь в Миассе опять раскалится по причине провала новых менеджеров, не исключен.
Как видим, реализация стандартного миасского тренда, при котором городская элита сможет «окуклиться», построив устойчивые связи внутри городской исполнительной и представительной власти, ничего хорошего новой областной команде не несет. Губернатору придется дирижировать процессом построения нового расклада сил в Миассе до тех пор, пока расклад этот не будет принят всеми элитными группами. Алексей Текслер уже дал понять, что миассцев без внимания не оставит. Тем не менее область у нас сложная, а Миасс – только один из проблемных муниципалитетов. Везде выправить ситуацию только «ручным управлением», наверное, возможно, но очень хлопотно. Поэтому вопрос о том, как упростить достижение устойчивого консенсуса между миасскими элитами, весьма важен.

Конструируемый оптимальный сценарий

Попробуем сконструировать оптимальный для регионального правительства сценарий, используя метод обратного прогнозирования. При использовании данного метода исходим из желаемого образа будущего, а потом строим план действий, которые позволят достичь поставленную цель за определенный промежуток времени.
Представим для начала, какой результат для внешних игроков в Миассе является оптимальным. Если перевести месседж Текслера, приведенный выше, на язык, близкий простому гражданину, то прежде всего речь идет о контроле за региональными ресурсами, направляемыми на развитие Миасса, снятии рисков политической нестабильности и «криминальной повестки», формировании управляемого состава горадминистрации и горсовета, обеспечивающего внутригородской элитный консенсус на среднесрочный (минимум пять лет) период.
Для достижения такого результата собрание депутатов должно состоять наполовину из представителей "промышленников". Пост главы и ключевые посты руководителей администрации города тоже должны отойти к ним. Контроль над сферой ЖКХ, дорожным хозяйством могут сохранить их оппоненты. При этом однозначно контролировать городской транспорт и земельные ресурсы будут точно не «коммунальщики». Возможно, для этого лучше выбрать кого-то не из местных. Депутатский мандат в областной парламент миасским промышленникам дарить не будут, и за него им придется, скорее всего, вести реальную кампанию. С Государственной думой что-то можно решать только при заинтересованности действующих в городе федеральных промышленных групп.
Для того, чтобы достичь такой результат, нужно сделать несколько шагов:
  • изучить стартовые условия и определить потенциальных союзников в городском сообществе;
  • провести консолидацию всех ресурсов союзников - финансовые, кадровые, информационные и т.д.;
  • предпринять действия по нейтрализации оппонентов всеми доступными способами;
  • сформировать за счет переговоров с действующими депутатами и чиновниками группу поддержки в городском собрании депутатов;
  • создать общественно-политические площадки, позволяющие вовлекать сторонников оппонентов, нейтральных активистов и конструктивно настроенных оппонентов к общественно значимым и экономически привлекательным проектам (например, к участию в реформе общественного городского транспорта, подрядам по развитию городской среды и т.д.) для достижения главной цели сценария;
  • за счет вовлечения оппонирующих групп в «общее дело» создавать еще одну устойчивую опору в городе, закрепляя за собой тем самым роль верховного арбитра и гаранта внутриэлитных договоренностей.
Если исходить из того, что субъектом, реализующим сценарий, является губернатор (мы подразумеваем здесь не конкретного человека, а фактор, который на уровне муниципалитета всегда воспринимается как внешняя сила), то на сегодняшний день сделано уже три из шести шагов. Что можно расценивать как правильную тенденцию, начатую еще при Дубровском. Переговоры с депутатами, судя по сообщениям некоторых СМИ, промышленники тоже ведут, и в помощь им авторитет областной власти. Можно отметить и грамотный подход новой областной команды, сохраняющей преемственность в вопросах «очищения кармы» одного из самых скандальных муниципалитетов Южного Урала. Поэтому мы не станем, подобно многим, критиковать политблок областного правительства, без которого сохранить эту самую преемственность было бы невозможно.
Пойдет ли развитие ситуации по следующим пунктам сценария, покажет время. Очевидно, что реализовать их будет сложнее всего. Тем не менее опыт взаимодействия местных элит Миасса при грамотном управлении из областного центра может помочь пережить текущий кризис и выйти на качественно иной, более удобный горожанам и «внешним игрокам» уровень развития социально-экономической жизни.
Владимир Чудаев, эксперт Института системных политических исследований и гуманитарных проектов специально для ЕАН
Фото обложки: www.1obl.ru
almaceramica
Главные новости
Свердловский министр ЖКХ предложил не сдерживать тарифыАрхитекторы предложили вписать в нацпроект по туризму руины в Свердловской областиМолоко рекордно подорожало в Свердловской областиСвердловский губернатор поручил заняться второй веткой метро в ЕкатеринбургеКуйвашев возлагает кадровые надежды на советы молодежи при главах муниципалитетовЕкатеринбургу посоветовали делать ставку на электротранспорт