Коронавирус, конечно, наше все в последние пару недель. Паникеры — тоже. Отдельные которые. Но главное, конечно, — генетическая память населения.
Населения, которое по рассказам дедушек/бабушек помнит и голодное военное, и послевоенное время, и эпоху всеобщего дефицита середины и конца 80-х - начала 90-х, и то, что чем больше власти успокаивают, тем быстрее надо бежать в магазины и скупать соль/спички/крупы/макароны. И туалетную бумагу, разумеется.
В общем, посмотрел я в соцсетях на картинки из магазинов и решил провести ревизию своих запасов длительного хранения в кухонном шкафу моей холостяцкой двухкомнатной квартиры.
- Гречка — три килограммовых упаковки плюс пачка на восемь расфасованных пакетиков;
- перловка — две килограммовых пачки;
- рис — много, разный. Пара упаковок с пакетиками длиннозерного пропаренного, килограммовая пачка шлифованного, 500-граммовики с бурым рисом, красным рисом и басмати. Плюс пачка девзиры, если захочу плова;
- пачка пшенной крупы;
- две пачки овсяных хлопьев;
- 500-граммовая пачка гороха;
- шесть 500-граммовых упаковок хороших макарон итальянских марок плюс две пачки «Макфы» (остались от ежегодного подарочного набора этой милой компании);
- тушенка — 10 банок. Самой разной — говядина, баранина, конина, оленина;
- пара банок горбуши, столько же — тунца для салатов и шпрот. Плюс в холодильнике банка красной икры, оставшаяся после Масленицы;
- еще из консервации — две банки зеленого горошка, банка красной и банка белой фасоли, банка кукурузы;
- большой мешок специй, самых разных. Остались от последних поездок в Дагомыс и Таджикистан. Связка лаврового листа;
- несколько упаковок листового чая, черного и зеленого;
- банка растворимого кофе. 500-граммовая пачка молотого кофе;
- килограмм йодированной соли крупного помола;
- килограмм сахара (благо я его почти не употребляю в чистом виде);
- пачка пищевой соды;
- бутылочка пищевого уксуса;
- две литровые бутылки подсолнечного масла.
Из непродовольственных запасов:
- в наличии — пачка обычного мыла, плюс на антресоли оставшиеся от бабушки запасы еще советского хозяйственного, пачек пять-шесть;
- три 400-граммовые упаковки стирального порошка;
- бутылок десять разных чистящих средств — от хлорки и «Белизны» до средств для мытья посуды;
- две пары резиновых и пара тканевых перчаток;
- пачка каминных спичек и упаковка на 10 коробков обычных;
- с прошлого лета остался набор одноразовой посуды на шесть персон;
- три рулона туалетной бумаги. Кому как, а одинокому холостяку зачем больше?
- в маленькой аптечке, что в старом мамином серванте, — несколько упаковок бинта, фунфырик медицинского спирта, обеззараживающее средство, пара разнокалиберных одноразовых шприцов плюс еще какая-то мелочь.
В общем, случись что действительно серьезное — месячишко-полтора продержусь спокойно, со вкусом, с толком, с расстановкой.
Чего надо бы докупить — разве что кормов для моих двух котяр да алкоголя — чтобы самоизоляция или комендантский час (ну а вдруг, в Челябинске после водочного бунта в 1990-м вводили) проходили более насыщенно. Займусь в ближайшие дни.
И эти накопления точно не сравнить с теми, что, как я помню, хранились в нашей с мамой и бабушкой квартире в начале 80-х. Запасливой семьей мы не были, но ящик (!) хозяйственного мыла и несколько десятков пачек обычного, ящик стирального порошка, какие-то продукты…
А что вы хотите, когда в магазинах тех лет — пустые полки, трехчасовые очереди за почти всем, что «выкинули» в продажу? А, например, мясо, сливочное масло и даже водку продавали только по талонам. Фрукты и ягоды, нормальные овощи и приличное мясо — на рынках, втридорога. Либо в магазине «Ветеран», что был недалеко от Центрального рынка, где отоваривалась по отдельному списку бабушка — персональная пенсионерка республиканского значения. Там она и покупала для меня, маленького аллергика, сидящего все детство на жесточайшей диете, нормальное мясо, свежий творог, сметану и хорошую гречку…
Я это запомнил. Хорошо запомнил. Как и слово «дефицит». Хоть и был ребенком. Теперь у меня другая аллергия — на «совок» (но никак не на мое прекрасное, в общем, советское детство).
Что же до нынешних паникеров и алармистов — вот вам памятка из уроков начальной военной подготовки.
Если начнется что-то чрезвычайное и в городе будут боевые действия, то первое, что пострадает — системы жизнеобеспечения. Значит, самые важные запасы — это батарейки и вода. Питьевая вода. Которая будет на вес золота. И которой и надо запасаться прежде всего.
Кстати, у меня пара 20-литровок в ванной стоит. Не потому, что жду войны, — просто пару раз по утрам выключали воду аккурат, когда моя голова уже была в шампуне.
И подумайте про то, чтобы обзавестись уже сейчас легальным оружием. Сделайте себе охотничий билет, купите и установите в квартире сейф для хранения, приобретите приличный гладкоствольный карабин. И патронов побольше. Мой дом — моя крепость. Только сначала пройдите хорошие курсы по обращению с оружием.
Товарищи! Встретим коронавирус и нашествие зомби в полной готовности!