Служба скорой медицинской помощи в период пандемии оказалась на передовой борьбы с коронавирусом. С приходом второй волны заражений нагрузка выросла и на экстренную службу, и на всю систему здравоохранения города. Челябинцы жалуются на длительное ожидание прибытия бригад, медицинское руководство ищет возможности привлечения новых сотрудников, чтобы успевать обрабатывать больше вызовов. О том, как устроена работа станции скорой помощи Челябинска, в интервью ЕАН рассказал главный врач Александр Васильев.
— Александр Александрович, сегодня внимание общества приковано к теме коронавируса. Но есть ведь и другие заболевания. Меняется ли содержание вызовов? Каких стало больше или меньше?
— Когда была первая нерабочая неделя, период самоизоляции, в Челябинске резко уменьшилось количество ДТП. Все сидели дома, машин было мало на дорогах. Потом обратили внимание, что, когда пошли послабления, снова вернулись ДТП, процент в итоге остался такой же. Увеличилось количество больных с подозрением на коронавирусную инфекцию. Естественно, что выросла нагрузка на наши бригады, потому что больные нуждаются в обследовании, госпитализации, сопровождении медицинского работника, проведении кислородной терапии. При этом количество несчастных случаев в структуре вызовов осталось таким же, как и раньше.
У нас есть норматив прибытия на экстренные вызовы. И время прибытия на них у нас не изменилось, мы успеваем.
— Насколько выросла нагрузка на бригады Скорой помощи?
— Если раньше было 1300-1500 обращений в сутки, то сейчас в два раза больше. Не все они заканчиваются вызовом, есть консультативные звонки. Мы, конечно, говорим, что есть кол-центры, горячие линии по тому же коронавирусу, но люди звонят нам. Почему пациенты не могут нам дозвониться? Потому что все линии связи перегружены. Даже минутный разговор — это время.
Оперативный отдел у нас работает в режиме нон-стоп: 200-300 звонков в час. Плюс получаем информацию по линии 112, но звонки там принимают не наши специалисты.
— Недавно появилось распоряжение министерства здравоохранения Челябинской области о том, какие вызовы в период пандемии не обслуживает скорая помощь. Это облегчило вашу работу?
— И раньше все вызовы на скорой помощи делились на две группы: экстренные и вызовы в неотложной форме. Экстренные — это где есть угроза жизни, как я уже говорил, это дорожно-транспортные происшествия, кровотечения, высотные травмы, роды и тому подобные. Вторая категория — где помощь может быть оказана в отложенном режиме. Для детского населения такая служба существует с 80-х годов прошлого века, для взрослых — создавалась в 2010-х годах. Оператор определяет, куда передать вызов. В период, когда такая высокая нагрузка легла на бригады скорой медицинской помощи, неотложные вызовы перенаправляются в неотложные пункты больниц и поликлиник, которые стали работать круглосуточно. Конечно, это нас разгрузило, мы стали лучше успевать на вызовы, где есть угроза жизни, где больного надо сопровождать, эвакуировать, госпитализировать и так далее.
— Каково на данный момент количество сотрудников вашей службы и как оно менялось в течение этого непростого года?
— До сентября у нас было увеличение количества штатных единиц. Число сотрудников, которых мы приняли, превышает ушедших. Сейчас порядка тысячи человек работают на станции скорой медицинской помощи, которые формируют штат общепрофильных и специализированных бригад. В целом ситуация неплохая, но мы все-таки испытываем дефицит кадров.
— Недавно вы вышли с инициативой создания программы привлечения специалистов наподобие «Земского фельдшера». Что конкретно вы предлагаете?
— У нас уже существуют программы поддержки молодых специалистов. Тем, кто приходит после окончания медицинских учреждений (в основном это колледж в Челябинске при медуниверситете, есть ребята из Копейска, Миасса, Златоуста), в течение первых трех лет мы выплачиваем дополнительные деньги, а потом они начинают уже получать первые выплаты за стаж работы.
Администрация города Челябинска нас поддерживает, при необходимости выделяет служебное жилье нашим молодым специалистам. Так было выделено уже порядка 10 квартир, документы сейчас на стадии оформления.
Помимо этого, у нас существует программа наставничества, когда с новичками работают опытные сотрудники. Работа в скорой помощи ведь очень непростая, это экстремальная медицина, когда нужно спасать жизни, моментально ориентироваться, быстро принимать решения. Молодых специалистов ставят в бригаду, в которой опытный фельдшер или врач передают опыт, рассказывают тактику действий. Если есть какие-то бытовые вопросы, то их решает руководитель подстанции.
Надеюсь, что наша инициатива — ввести единовременные дополнительные выплаты при устройстве на работу — будет поддержана руководством области, законодательным собранием, городской думой. Сейчас бывает, от нас уходят специалисты со стажем работы, испытывающие материальные затруднения, в областные поликлиники и ФАПы, где действует региональная программа поддержки и фельдшер получает единовременно 500 тыс., врач — миллион рублей «подъемных».
— Как сегодня меняется режим работы сотрудников и какие у них есть возможности восстановления сил после напряженных смен. Может быть, с ними работает психолог?
— Режим труда и отдыха не меняется. Бригады работают в разных графиках. Главное, чтобы в суточном исчислении бригад было не меньше.
Что касается эмоционального состояния, то так называемое профессиональное выгорание и раньше было. Сейчас испытываем колоссальные нагрузки в период пандемии.
У нас есть штатный психолог, который работает с коллективом, при необходимости проводит тестирования, занятия, помогает справиться с каким-то переживаниями.
— Достаточна ли оснащенность станции скорой помощи техническими средствами, медикаментами?
— У нас есть нормативные документы, которые регламентируют эти вопросы для общепрофильных и специализированных бригад скорой помощи. Оборудование мы получаем вместе с машиной скорой помощи. В этом плане мы не испытываем никаких затруднений. У нас полностью новый автопарк, о чем позаботилась городская администрация и областное правительство, машины предоставляет муниципальное предприятие.
В режиме пандемии потребовались новые затраты — оснащение средствами индивидуальной защиты. Мы уже понимаем их расход, можем прогнозировать количество защитных костюмов, респираторов, очков, бахил и так далее. Здесь также никаких проблем у нас не существует.
— Много ли сотрудников скорой помощи заразились коронавирусом?
— С мая коронавирусной инфекцией у нас заразилось около 10% сотрудников, за этим мы очень внимательно следим. Часть, это четко установлено, — на работе. Они все получили страховые выплаты. Медики — это группа риска, мы все это понимаем.
— В некоторых городах Челябинской области активисты предлагают найти альтернативу ожидания КТ-исследований, чтобы пациент находился несколько часов не в машине скорой помощи, а например, в специальном автобусе. Как вы оцениваете такие предложения?
— Мы ищем выход из непростой ситуации, когда вызовов становится больше. В Челябинске сейчас внедрили в двух приемно-сортировочных отделениях в областной клинической больнице № 2 и городской № 6 систему «карусели». То есть мы привозим больного, заводим, усаживаем. Бригада уезжает или, если в этот момент там находятся пациент, который прошел обследование и имеет показания к госпитализации, забирает его и увозит в больницу.
К сожалению, пока не все пункты компьютерной томографии обладают достаточными помещениями. Провели совещание, на котором обсудили необходимость сделать так же и в других крупных больницах, чтобы увеличить оборачиваемость бригад. Важен же еще эпидемиологический режим. А как его соблюдать в автобусе или палатках? Это неподходящий вариант.
— Сегодня мы видим проявления паники среди населения. Об этом говорит и первый вице-губернатор Ирина Гехт. Какие вы можете дать рекомендации людям, которые тревожатся о своем здоровье, переживают о длительном ожидании приезда бригад скорой помощи?
— Я поддерживаю Ирину Альфредовну. Понятна тревога людей, но сегодня любое повышение температуры, даже не связанное с коронавирусом, вызывает панику. Никуда не делись респираторные вирусные инфекции, повышение температуры может быть и проявлением гастроэнтерита. Но люди требуют скорее везти их на КТ. Во-первых, врач должен определять, есть ли показания для этого исследования. Сейчас доктор назначает КТ по показаниям и записывает на прием по времени, а раньше люди стихийно атаковали пункты компьютерной томографии. Скорая не могла подъехать, потому что люди просто стояли стеной. Многие считают, что компьютерный томограф — это уже наполовину излечение. Но прежде всего это высокая лучевая нагрузка. Можно сделать рентген и флюорографию — они тоже помогут обнаружить изменения в легких.
Понимаете, во всем мире скорая помощь работает на экстренных вызовах. Она не возит на обследования. Ведь раньше же пациенты сами ездили в поликлинику, на обследования. Сейчас из-за эпидситуации это вынуждена делать наша служба.
Основная рекомендация — не паниковать и не создавать ажиотажа вокруг этого обследования. Прислушайтесь к участковым врачам. Обращайтесь в поликлиники и неотложную помощь.
— На ваш взгляд, нужен ли сегодня более жесткий карантин?
— Может, карантин и не нужен. Но надо понимать: коронавирус — это инфекция, которая передается в 90% случаев воздушно-капельным путем, 10% — контактным путем. Давайте соблюдать правила: дистанция, маски. Не надо ездить на массовые мероприятия, особенно с детьми. Пожилым людям лучше побыть дома.
Жесткий локдаун не нужен! Да, мы живем в такое время — на наше поколение обрушилась эта пандемия.
Беседовала: Елена Мицих