РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 16:43

«Просто морочили губернатору голову». Яков Гуревич — о новой транспортной сети Челябинска

© Фото из открытых источников
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области представило для публичного обсуждения новую схему маршрутной сети агломерации Большой Челябинск. По сути, это научно-исследовательская работа. Ее выполнил Южно-Уральский государственный университет. Перейти на новую систему общественного транспорта в агломерации, которая объединит на первом этапе Челябинск, Копейск и Сосновский район, планируется через год. В социальных сетях появились критические замечания по содержанию большой научной работы: южноуральцы заметили спорные маршруты и сокращение общественного транспорта на некоторых направлениях.
Эксперт в дорожной сфере, директор консалтинговой компании КЭМП, эксперт челябинского регионального отделения ОНФ Яков Гуревич в интервью ЕАН дал свою оценку новой системе.

Разработчик сдал новую схему маршрутной сети Челябинской агломерации

«Задача сделать проект в интересах города и области не ставится»

Яков Ефимович, какие основные плюсы и минусы вы нашли в новой транспортной сети?
— Заведомо было известно, что это абсолютно бессмысленная работа. Когда Алексей Леонидович (губернатор Челябинской области Алексей Текслер — прим. ЕАН) пришел к власти, он потребовал, чтобы ему представили транспортную концепцию Челябинска. Понятно было, что в силу сроков и компетентности специалистов ничего сделано не будет. И не было сделано. Этим воспользовались чиновники из областного министерства транспорта.
До этого были разногласия между городом и областью. Основные денежные потоки в Челябинске контролировали в своих интересах городские чиновники. Когда Алейникова (бывший заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Владимир Алейников — прим. ЕАН) убрали, то в областном министерстве сказали, что в городе ничего не понимают, а вот они умные, все сделают лучше. Но поскольку это регион, то и должны были уже заниматься не городом, а чем-то более масштабным. Таким образом добились передачи им транспортных вопросов.
Это решение, на ваш взгляд, оказалось эффективным?
— Этот механизм неработоспособный, потому подавляющая часть транспортной нагрузки все равно приходится на Челябинск. И если мы не можем справиться с этим городом, то бессмысленно браться еще и за «хвостики» маршрутов, это только запутывает ситуацию.
В течение года после передачи полномочий в министерстве ничего не смогли сделать, а обещали и трамваи, и автобусы закупить. Нужно было как-то перед губернатором отвечать. Придумали новую транспортную концепцию. Но изначально было сделано негодное техническое задание, которое или выполнить невозможно, либо это не даст положительный результат.
Чего не хватало?
— Если мы хотим иметь хороший транспорт, то должны сначала иметь хорошую стратегию развития города или агломерации, чтобы видеть перспективы развития. На основе этой стратегии должен быть принят генеральный план с конкретикой. Затем принимается транспортная стратегия, и уже потом — транспортная схема. Поскольку первые этапы пропущены, сделать остальные качественно невозможно.
Генплан, кстати, уже буквально на подписи был. Как думаете, уже нет шансов, что его примут?
— Он был абсолютно негоден, и нам удалось объяснить руководству города, что его нельзя принимать. Непонятно, что там сейчас происходит: выполняется ли новая работа, кто ее делает или будет делать. Обещали, что новая версия появится до конца этого года, теперь Котова объявила, что в конце следующего. Как в такой ситуации работать над концепцией транспорта, когда мы не знаем, как в целом будет развиваться город?
Ну а с транспортной концепцией задача была — оттянуть время. Просто морочили голову губернатору. У нас их до этого было уже две. Одну делал Павлюченко (бывший директор ООО «Челябинский городской электрический транспорт» Александр Павлюченко — прим. ЕАН) за 300 тыс., затем — компания из Санкт-Петербурга за 30 млн, а потом подключился ЮУрГУ, чтобы деньги не пропадали. И называется это не проект, не концепция, а научно-исследовательская работа. То есть задача сделать проект в интересах города и области не ставится. То, что есть сейчас, — больше гигабайта информации: наука, схемы, исследования, — не может иметь прикладного значения. Прочитать такой объем невозможно, да и незачем.
Но, может быть, в схеме все же есть полезные решения?
— Разработчик должен был начать с исследования транспортной ситуации, но у нас случился COVID. Упомянуто некое исследование за 10 марта (до заключения контракта 23 марта!), но школы были в то время на карантине (по гриппу и ОРВИ — прим. ЕАН), часть людей не вернулись после праздника, и транспортные потоки были другие. Ситуация меняется день ото дня. Например, недавно город стоял в 10-балльных пробках.
Горяев Николай Константинович, к.т.н., доцент кафедры автомобильного транспорта Южно-Уральского государственного университета «Госконтракт от 23.03.2020 №59-Т выполнен в строгом соответствии со сроками, указанными в контракте. ЮУрГУ реализовал научно-исследовательский проект по созданию комфортной, безопасной и современной системы общественного транспорта до 2030 года, применив авторские методики ученых университета с инновационными цифровыми решениями: был произведен интеллектуальный подсчет транспортных потоков с помощью нейросетевых алгоритмов; применены биллинговые данные (BigData) для исследования подвижности населения в октябре 2019 года и марте 2020 года; произведена математическая обработка статистических данных по различным группам информации с построением прогнозных моделей. Исследование пассажиропотоков проводилось в сентябре — октябре 2020 года в период минимальных ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Применение такого комплексного подхода позволило разработать несколько сценариев развития системы общественного транспорта, из которых был выбран оптимальный вариант».
Интересно само заключение контракта — в период ковида, когда эту работу в принципе выполнить было нельзя. Но Миндортранс оплачивает аванс. Хотя обязан был ввиду пандемии сдвинуть сроки, но надо было освоить деньги. А надо учитывать, что многие перешли на этот период на удаленную работу. Загруженность маршруток упала на 40%, сократилось передвижение на личном транспорте. Потому транспортные потоки никто и не исследовал.

«Задача министерства контролировать денежные потоки»

Как вы оцениваете методику изучения пассажирских потоков, которая применялась исполнителем?
— Могут быть разные методики, вполне допустим и такой вариант. Но то, что ученые делают, в принципе не имеет смысла, потому что, как они сами пишут, есть масса факторов, которые не могут быть учтены.
Допустим, произойдет фантастическое событие, и город приобретет сто трамваев, починит пути либо купит троллейбусы или большие автобусы. Как это учтено? Как обеспечить переходный период от сегодняшней ситуации к гипотетической? Для этого и нужна стратегия. Сейчас мы видим попытку регулировать нынешнюю ситуацию, а она рыночная. Можно один маршрут обрезать, другой запустить, но это радикально не меняет положения дел. И для этого не нужно тратить сумасшедшие деньги.
Интересы агломерации с социальной точки зрения понятны: люди хотят добираться из отдаленных жилых кварталов с комфортом, быстро, желательно имея возможность сэкономить.
Приведу пример. В Копейске объединяют городской онкодиспансер с областным онкоцентром, возникает проблема транспортной доступности, так как, чтобы добраться в региональную больницу, нужны несколько пересадок. Есть мнение, что делать прямые маршруты из поселков городского округа нерентабельно. Как учтены такие ситуации? И имело ли смысл вносить предложения к выложенной на обсуждение транспортной схеме?
— Когда рассматриваются решения о присоединениях и объединениях, сразу должны учитываться вопросы транспортной доступности. Если человеку надо с четырьмя пересадками ехать, то это наносит ущерб здоровью. И эти моменты — тоже элемент реорганизации.
Вносить предложения? Это вещи локальные, к стратегии никакого отношения не имеют. Если маршрут нужен, муниципалитет может его дотировать. Вообще городской транспорт во всем мире дотационный!
А вот нужно ли делать пересадки, это другой вопрос.
Вообще во всем мире основа транспортной системы — это дублирование и пересадки. Мы куда-то летаем через Москву почему? Потому что там пересадочный узел, и это дешевле, быстрее. Например, самолет из Челябинска в Магадан летал бы раз в месяц. А через Москву, например, ежедневно. Так же и с городскими маршрутами.
Возможен ли у нас приближенный к идеальному вариант?
— Это вопрос организации транспортной системы. Например, если из Копейска в Челябинск автобус идет раз в полчаса, то можно привозить пассажиров с окраин именно к этому времени. Ожидание сократится.
Это уже задача муниципалитета?
— Нет, это вопрос планирования транспортной системы, и это не стратегия. В стратегии должно быть прописано, что все, допустим, основано на пересадочных узлах и время пересадки — не более двух или десяти минут. И это должно быть прописано в техническом задании, что мы, допустим, через три года должны обеспечить время доступа из одной точки в другую для 90% населения за 30 минут. Ясно, что есть экстремально сложные участки. И должна быть предусмотрена гарантия быстрых пересадок.
Тогда это будет и перевозчику гарантировать регулярность загрузки маршрута?
— Нигде в мире перевозчик не собирает пассажиров. Это особенность Челябинска. Муниципалитет или агломерация определяет, что, например, автобус должен перевезти 200 человек, автобус должен ходить с интервалом 10 минут. Дальше нанимается перевозчик, который это обеспечит, считается экономика, и если выручки не хватает, то муниципалитет компенсирует, потому что стоит задача перевозить.
Городской транспорт — это не извлечение прибыли, а социальная функция города.
У нас это извращено, переведено на коммерческие рельсы. Поэтому, кстати, маршруточники могут отказаться ездить, если перестали получать прибыль на маршруте. Или случится то, что произошло в Копейске, когда министерство транспорта решило забрать все городские маршруты и блокировало транспортную систему, поругавшись со всеми местными перевозчиками. Сейчас все вернулось на круги своя. Это показывает, что задача министерства — контролировать денежные потоки, они этим и занимаются. Потребности людей их не волнуют.
А если говорить о соотношении муниципального и коммерческого транспорта...
— Да нет такого понятия. Роли не играет, принадлежит транспорт муниципалитету или юридическим лицам, — они все играют по одним правилам. Если этого нет, то это маразм.
Но мы же видим это в Челябинской области!
— А я и говорю, что у нас транспортная система основана на маразме. И это один из образцов.
Вот провели конкурс на обслуживание трамвайных маршрутов. Наверняка все догадываются, кто победитель?! Что можно придумать глупее, чем объявлять конкурс по трамваям?
Осенью проводились торги по оценке состояния инфраструктуры электротранспорта, уже заключен контракт и начаты работы. Зачем?
– Это декларируется, как оценка состояния сети для концессии. Лет пять назад один частный инвестор, который имел намерение взять эти объекты в концессию, заказал такое исследование. За 500 тыс., а не за 10 млн. И он получил полную картину.
В итоге было принято отрицательное решение?
— Тогда Дубровский в принципе отказался от предложения.

«Наша транспортная система «выделенок» не требует»

Мы уже начали говорить, по сути, о дорожной составляющей вопроса. Как вы считаете, будет ли развиваться организация выделенных полос в Челябинске? Ведь попытки их создания были.
— Наша транспортная система таких форм не требует. Легковые машины в час до двух тысяч человек по одной полосе могут везти. Если мы хотим везти не две, а четыре тысячи человек, должны обеспечивать город общественным транспортом. А если транспорта нет, то полоса будет просто пустовать. Нужен именно большой транспорт для этого, не маршрутки. Вы видели, как на площади Революции они в четыре полосы встают? Им не хватит этой выделенной полосы.
На улице Братьев Кашириных на самом деле можно часто увидеть пустую выделенную полосу. Она бесперспективна?
— Там 64-й автобус ходит дважды в час. Вот автобус везет 150 человек, а автомобили бы перевезли 2 тыс. Так что при сегодняшней структуре парка и состоянии дорог для выделенных линий перспектив никаких нет.
То есть шансов на развитие общественного транспорта пока нет?
— Пока такой задачи не ставилось. Сначала нужна стратегия: как должны развиваться агломерация и город (важно учитывать, что к 2035 году население Челябинска сократится на 100 с лишним тысяч человек), где люди будут жить, работать, отдыхать. А на основе этого — транспортная стратегия, как будет обеспечиваться мобильность: трамвай, автобус, велосипед, такси и каршеринг, самокаты и т. п. Затем решаться вопрос о соответствующей инфраструктуре и подвижном составе общественного транспорта. И только потом можно приступать к разработке маршрутной схемы. Но это не скоро. И дорого. И закупки нескольких газобусов абсолютно никакой роли не играют. Это тоже пустая трата денег.
Беседовала Елена Мицих
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября