Новым заместителем губернатора Свердловской области и по совместительству министром здравоохранения стала Татьяна Савинова. В медицинской среде она не чужой человек – на протяжении 2000-х и 2010-х она была известна многим медикам Екатеринбурга и региона по работе в ныне ликвидированном управлении здравоохранения городской администрации. ЕАН постарался вспомнить, чем запомнилась свердловчанам бывшая екатеринбургская чиновница и за какие ошибки критикуют экс-министра здравоохранения Андрея Карлова, который покинул должность 5 апреля 2025 года.
Кто такая Татьяна Савинова
Из краткой биографии чиновницы известно, что она окончила Уральский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия» и Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление». Работала в инфекционном отделении екатеринбургской детской больницы №4. В конце 90-х перешла в управление здравоохранения Екатеринбурга (горздрав), где и проработала до января 2019 года, уйдя в отставку.
Среди екатеринбургской общественности Татьяна Савинова как раз и известна по работе в горздраве. В ведомстве она занимала должность первого заместителя. Эту структуру городской администрации ликвидировали в конце 2020 – начале 2021 года.
Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году Савинова отчитывалась о состоянии болельщиков в фан-зоне, открытой в парке Маяковского. По сути, она отвечала за здоровье и самочувствие тысяч футбольных фанатов, которые собирались жаркими летними днями на площадке.
Предрекали Савиновой и политическую карьеру. Во времена выборной кампании в городскую думу Екатеринбурга политтехнолог Александр Пирогов предлагал ее совместно с экс-главой управления культуры Татьяной Ярошевской и бывшим директором департамента образования Екатериной Сибирцевой в качестве первой тройки от «Единой России».
Горздрав Савинова покинула в январе 2019 года из-за ликвидации своей должности. К тому времени уже неоднократно говорили об упразднении управления и передачи его полномочий на уровень области. В ноябре 2019 года Савинова приняла приглашение губернатора Оренбургской области Дениса Паслера и переехала в Оренбуржье на повышение, став замглавы правительства региона – министром здравоохранения.
Ошибки свердловского экс-министра Карлова
Бывший министр здравоохранения Свердловской области Андрей Карлов возглавил ведомство на заре пандемии коронавируса в 2020 году. Во время его работы в паблики то и дело просачивалась информация, касающаяся конфликтов из медицинской среды, некоторые из которых выходили на федеральный уровень.
Как самый затяжной конфликт вспоминается борьба семьи Миши Бахтина, больного спинальной мышечной атрофией (СМА), с минздравом.
Мальчику сделали укол «Золгенсмы». Позже родители обратились к врачам, чтобы их сыну назначили другой препарат – «Рисдиплам». Но свердловский минздрав отказал, так как в практике не было опыта применения двух лекарств одновременно. Только в 2024 году после долгих судов, внимания к теме со стороны главы СКР Александра Бастрыкина и федеральных СМИ Мише Бахтину все же назначили новое лекарство.

Еще один разлад в медицинской среде произошел в начале 2024 года, когда оставалась всего пара месяцев до президентских выборов. Уральские медики со станции скорой помощи в Кушве написали обращение губернатору Свердловской области и президенту с жалобой на тяжелые условия труда и низкие зарплаты. Разбираться с проблемой в ручном режиме пришлось Карлову и социальному замгубернатора Павлу Крекову.
Тема зарплат среди медицинского персонала – отдельный разговор. Сотрудники больниц и поликлиник ждали повышения денежных выплат при новом министре. И зарплаты повысили, но в действительности этот рост оказался фикцией.
«Зарплаты поднимались, а коэффициенты и доплаты падали. И ничего не менялось, оставалось все на одном уровне. Но для отчета все было – оклады же поднялись», – рассказал источник, работавший в медицинской сфере.
Другой источник в разговоре с ЕАН отметил, что главная проблема минздрава Свердловской области в том, что при Карлове не было выстроено грамотной иерархии между ведомством и учреждениями и не было оперативной связи.
«Каждому главврачу нужно здесь и сейчас принимать решения, чтобы пациенты оставались живы, чтобы могла нормально функционировать больница. Но когда у тебя основные документы долго не подписываются минздравом, очень сложно работать. Это сильно усложняет жизнь главврачей. Бюрократизм полнейший. Министр не был организатором, даже его замы не знали, какие принимать решения, как выстраивать работу с медучреждениями. Какой-то структурной работы не проводилось», – сетует собеседник.
Руководитель другого учреждения в разговоре с ЕАН отметил еще один «вклад» Карлова - попытку централизовать закупки, лишив учреждения возможности приобретать по-настоящему необходимые им вещи.
«Министерство навязывало тендеры по обобщенным заявкам, игнорируя специфику клиник. В итоге больницы получали дешевые, но неэффективные лекарства, некачественные расходные материалы и оборудование, которое лишь формально соответствовало стандартам. Технические задания составляли далекие от медицины чиновники, что привело к закупке аппаратуры, не отвечающей реальным потребностям врачей. Результат – снижение качества диагностики и лечения, рост числа осложнений и жалоб пациентов», - отметил инсайдер.
Еще одной проблемой, про которую рассказал собеседник ЕАН, стало назначение профессиональных врачей на руководящие должности при отсутствии у них управленческих навыков. Зачастую в Свердловской области главами больниц назначались врачи, которые управленцами никогда не были. Хотя были и исключения, когда медучреждения возглавляли хорошие менеджеры.
«Бывает, что есть отличный оперирующий талантливый детский хирург, он детей на ноги ставит, все замечательно. Его берут, отрывают от стола, заманивают какой-то эфемерной властью в больнице на месте главврача и зарплатой на 50 тыс. больше.
А по факту организатор он никакой. Не знает, как работать с учреждением, не знает юридических основ работы. Врач - одно, а управленец - другое.
Самое обидное, что за время работы Карлова много хороших специалистов было загублено, которые в итоге покинули Екатеринбург», – отметил источник.
Что ждут от нового министра здравоохранения
В медицинских кругах Екатеринбурга Татьяна Савинова еще во времена своей работы в администрации считалась влиятельным чиновником и компетентным специалистом. В кулуарах говорили, что именно она по факту руководила всем комплексом городского здравоохранения.
«Нового министра как человека я не знаю. Но по отзывам слышу, что это очень боевой человек, большую часть карьеры она проработала в организациях здравоохранения. О ней говорят, что она жесткая, есть какой-то негативный образ. Но очень мало обычных людей понимают, что такое изнутри медицина и как ее надо организовать. Для этого точно нужен бойкий характер», – заявил в разговоре с ЕАН руководитель медицинского учреждения в Свердловской области.
Источники в медицинских кругах тоже говорят, что знакомые с Савиновой люди характеризуют ее как жесткого человека. «Те, кто был причастен к ее уходу из горздрава, опасаются мести. Большинство руководителей больниц с ней лично не знакомы, потому что горздрав - это не региональный минздрав, да и главврачи с тех пор частично обновились. От Савиновой ждут реальных шагов и решений, по ним и будут судить», – добавил другой собеседник.