Село Муслюмово в Кунашакском районе Челябинской области в свое время пострадало от радиации в результате аварии на химкомбинате «Маяк». Дома рядом с рекой Течей были расселены.
Еще не забывшие ту трагедию, местные жители снова столкнулись с экологической катастрофой. Их дома заполонили мухи, а воздух пропитался резким, неприятным запахом. Люди нашли предполагаемый источник зловония: по их мнению, это птицефабрика Уральской мясной компании, которая работает под брендом «Здоровая ферма».
На точке сбора жители разглагольствовать не стали, а организовали колонну из автомобилей и двинулись к реке. Остановились рядом с мостом на окраине села. Один из местных активистов спустился к воде, уверяя, что сейчас покажет источник неприятного запаха, который с каждым шагом все усиливался. пахло куриным пометом и опаленными шкурами – такой бывает, когда палят только что забитых птиц.
Пробравшись сквозь кусты, мы увидели реку с достаточно интенсивным течением. Из-под моста выходила труба – из нее текла мутная жижа.
Мужчина, который вызвался быть нашим проводником, заранее взял с собой лопату – ей он начал доставать ил со дна водоема. В нем были видны перья и лапы, похожие на куриные. По бокам, до смешения с жижей из трубы, текла прозрачная вода.
«Видно же, что тут не работают очистные. Если птицефабрика их использовала, то перья не попадали бы в воду», – говорили наперебой жители. Здесь же произошла перепалка между районными депутатами и сельским главой Айратом Хафизовым.
– Когда? Я никому ничего не говорил. Я вообще в отпуске, – парировал чиновник. – Наоборот, со стороны муниципалитета мы принимаем меры: обратились в управлении экологии района, к руководству фабрики. Еще с весны писали письмо, что в связи с нашествием мух просим провести обработку земель ваших. Но это не в силах муниципалитета.
– Это же ваши люди! Невозможно выйти на улицу, невозможно дома есть, спать. Это антисанитария! – продолжали жаловаться жители.
Делегация проследовала на другие участки реки: дальше по течению тоже видно загрязнение, есть уже менее едкий, но все же ощутимый неприятный запах.
В какой-то момент приехала начальник управления экологии администрации Кунашакского района Лидия Хакимова. Некоторое время она не решалась выходить к людям и сидела в машине. Вопросов к ней у людей было немало.
Чиновница пояснила сразу: в этой должности она работает недавно и пока не в полной мере владеет информацией. Жители этому не поверили: новому руководителю должен был передать дела ее предшественник.
«Тридцатого июня поступило сообщение от администрации Муслюмово, что жители жалуются на нашествие мух и во всем обвиняют птицефабрику «Уральская мясная компания». Первого числа наша комиссия выехала на проверку. На территорию администрации фабрики нас не пустили. Мы уже поехали обследовать сами. Проверили поле, на которое, как говорили, вывозили выбросы. Запах там присутствовал, мухи были, но сброс отходов мы не увидели. На реке Тече мы ничего не увидели. И только 4 июля увидели сброс», – прокомментировала ЕАН Лидия Хакимова.
Управление экологии составило акт и направило его в областное Министерство экологии, а также на птицефабрику. Далее чиновники пытаются работать с Росприроднадзором.
– Большое предприятие, вы должны были давно обратить на него внимание. Это давняя проблема. На каком основании они работают? Что с их очистными? – завалили эколога вопросами жители Муслюмово.
– Уральская мясная компания должна будет сегодня в администрацию Кунашакского района предоставить все документы о своей компании. На данный момент у нас документов нет, – ответили чиновники.
Глава поселения Айрат Хафизов пояснил ЕАН, что предприятие это федерального уровня, муниципалитету не подчиняется и полномочий воздействия на его руководство власти не имеют. При этом, по его словам, у предприятия нет своих очистных сооружений, оно арендует сельские сети. Но мощностей явно не хватает, поэтому ни глава, ни опрошенные корреспондентом ЕАН жители, среди которых оказались и бывшие сотрудники птицеводческой организации, вообще не верят в использование очистных сооружений.
Мы решили проверить слова жителей о том, что отходы птицефабрики складируются на поля рядом с ней, поэтому всей делегацией направились на место, где раньше уже видели кучи помета.
При выходе из автомобиля становится тяжело дышать из-за резкого запаха и мух, которые буквально облепляют. На заброшенном поле действительно лежат кучи свежего куриного навоза, также там видны кишки, перья и прочие останки кур.
Местные жители говорят, что видели, как сваленные экскременты трактором раскатывают по полю, нередко там же оказываются и цыплята, которых тоже давят под колесами.
На месте мы на самом деле видим трактор. Его водитель, представившийся Маратом, смущенно стоит рядом с кабиной. На скребке – следы помета.
– Что вы тут делаете? – спрашиваем водителя.
– Разравниваем то, что привозят, – говорит мужчина журналисту ЕАН.
– Откуда привозят? С птицефабрики?
– Да.
– А разрешение есть?
– Не знаю, – растерянно говорит водитель. – Мне задание дают, я выполняю.
Просим рабочего заглушить двигатель и прислушиваемся. Среди деревьев слышим писк. Недолгие поиски – и в руках местных жителей оказывается цыпленок. На его голове стоит зеленая метка. Жители говорят, что птицу, скорее всего, привезли вместе с отходами, но ей удалось сбежать. Говорят, здесь она погибнет либо под колесами спецтехники, либо от жажды, либо от клюва хищных птиц.
По возвращении из глубины поля к припаркованным на дороге автомобилям в руках женщин видим еще несколько птенцов с такими же отметками на голове, что и у первого цыпленка. Муслюмовцы решают отвезти их в администрацию птицефабрики.
У входа на предприятие встречают охранники. Мужчина в форме популярного в Челябинской области ЧОП пытается остановить жителей и журналистов и заявляет, что начальства здесь нет, руководителей стоит искать в Челябинске. Однако сдерживать натиск людей, готовых буквально штурмовать объект, удается недолго. Пройдя на территорию, жители все же не идут в административное здание, а на минуту заходят в магазин и возвращаются. Цель привлечь внимание, кажется, достигнута.
Сегодня люди собрали подписи под коллективным обращением к главе района, в Министерство экологии Челябинской области и в прокуратуру.
«Просим, чтобы нарушения были устранены окончательно, и не в будущем, а в этом году. Нам неинтересны предписания органов, потому что организация не устраняет, получает штраф, а выбросы в реку и на поля продолжаются. Нам нужны реальные действия. Если даже положено, чтобы с очистных в реку выходила труба, то из нее выходили уже очищенные отходы, а не останки птиц. Чтобы по реке не плавали куриные лапки и перья, пух», – рассказал местный житель Данил Каримов.
«Вроде бы было сообщение от птицефабрики, что в 2022 году они будут заниматься рекультивацией полигона, куда сваливают отходы. Будем контролировать это», – рассказал депутат Даян Иштимиров.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42