[18+]
4 марта 2022 в 10:47

Челябинский министр образования: компьютерные игры или умение собирать автомат не повышают уровень скулшутинга*

© Министерство образования Челябинской области, Дмитрий Толстошеев, ЕАН
Пандемия коронавируса стала серьезной проверкой крепости не только медицинского звена, но и педагогического. Сложности в работе с детьми добавляют угрозы безопасности, такие как негативное влияние интернет-среды, атаки телефонных «террористов», подростковая агрессия, а сейчас еще и военная спецоперация на Украине с участием российской стороны.
В интервью ЕАН министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов рассказал о цифровых форматах школьной работы, поделился мнением о том, как на процессе обучения могут отразиться военные события на Украине, могут ли патриотическое воспитание или компьютерные игры стать причинами появления школьных стрелков и как в целом обстоят дела с обеспечением безопасности в образовательных учреждениях.
– Александр Игоревич, как дистанционный формат обучения повлиял на образование детей? Может ли дистант стать постоянным?
– Неспециалисты иногда путают образование с обучением. Обучение – это часть образования. Мы не только учим ребенка, но и занимаемся его воспитанием, развитием. И делать это с помощью исключительно дистанционных технологий, в электронном формате – бессмысленная затея. Для процессов воспитания, социализации ребенка необходимо непосредственное участие в коллективной жизни сверстников. Если мы будем абсолютизировать дистант и использовать его в работе с детьми как массовое явление, то будут подвижки в сторону снижения качества обучения в первую очередь и образования вообще.
Но вместе с тем дистант в рамках некоторых форм образовательной деятельности показал себя очень даже позитивно. К примеру, мы понимаем, что у старшеклассников (не говорю уж про студентов) широкое распространение получала лекционная форма работы. Какая разница, лектор перед тобой стоит непосредственно или он на экране монитора? Более того, если в аудитории лектор может работать с пятьюдесятью людьми, то подключить можно тысячу-две людей. Цифровые технологии также позволяют нам персонализировать работу с ребенком, подбирая соответствующий темп обучения, контент в рамках утвержденного государственного образовательного стандарта, делать персональные акценты, учитывающие специфику личности.
– Как думаете, не упадет ли средний балл ЕГЭ из-за введения пандемийного дистанционного обучения ?
– Он будет падать или подниматься не столько от использования дистанта, сколько от того, насколько педагоги владеют этими технологиями обучения. Где-то наладили процесс, а где-то, мы понимаем, не хватает гаджетов, квалификации сотрудников, сетей. Разные преподаватели есть среди 55 тыс. в нашем регионе. Молодые специалисты, может быть, знают, как устроен смартфон, но не слишком хорошо знают, как устроены образовательные платформы. Сейчас ведь много образовательных сервисов.
– Что вы понимаете под «цифровой средой»? Дистант?
Цифровая образовательная среда не сводится к дистанту. Это очень упрощенный взгляд на вещи. Такая среда нас уже настолько поглотила, что мы порой ее не замечаем: умные вещи, программируемые холодильники, телевизоры, микрочипы в автомобилях. Нужно учить ребенка в этой цифровой среде учиться, жить, профессией заниматься – это наша задача. Цифровая среда все больше будет проникать в нашу жизнь.
Например, электронный дневник – настолько обыденная вещь, что мы, педагоги, на нее внимания не обращаем. Это некая данность (а было новинкой лет 10-12 назад). Я уверен, что подавляющая часть школьников даже не представляет, как можно без электронного дневника и журнала жить. Я пользуюсь сервисом нашей государственной информационной системы образования Южного Урала. Могу оценки своего ребенка посмотреть, статистику по общей массе детей. Это удобно. Другое дело, что первичные данные вносит в систему педагог. Цифровая образовательная среда – следствие цифровой среды, в которой мы живем.
– Разве это не увеличивает нагрузку на педагогов, которые и так завалены бумажной работой?
– Конечно, но лишь в том плане, что нужно осваивать новые сервисы и новые возможности. Если педагог освоил все эти сервисы, то они упрощают жизнь. Приведу пример с Госуслугами: до их появления нужно было ногами идти в какое-либо ведомство, заявление подавать, потом возвращаться снова и снова. Кроме того, учителя все равно тратили бы то же время, но на заполнение бумажных, например, дневников. Тем более, сейчас заполнение идет в режиме онлайн, прямо с рабочего места. Понимаю, что не во всех школах на каждом столе ноутбук лежит, но еще год-два, и у каждого учителя – мы такую задачу ставим – будет персональное цифровое устройство, планшет.
– Правда ли, что молодые люди не хотят идти работать педагогами после получения соответствующего образования (зарплаты, требования к внешнему виду, давление со стороны родителей)? Какая ведется работа по привлечению кадров?
– Это уже мифы: я бы согласился с ними лет 10-15 назад (тогда зарплата педагога действительно была низкой). Я всю жизнь работаю в системе образования, но подобные истории [о давлении из-за внешнего вида – прим. ЕАН] ходят постоянно в разных интерпретациях. Вы думаете, все молодые специалисты работают теми, на кого учились? Когда мы идем учиться, то имеем некий идеал профессии: представляешь все благодаря чужому опыту. Когда уже отучился, то знаешь массу примеров лично. Пошел в мединститут – упал в обморок на первой же практике, увидев кровь. А ведь хотел быть врачом!
Мы идеализируем образ педагога: я так смотрел фильм «Сельская учительница». А потом попал в массовую советскую школу, и, конечно, ожидания не оправдались. Нам как кажется: я диплом получил, в школу пришел, меня там все будут любить. Детей надо завоевать! Опытные педагоги понимают: если ты ребенка в себя влюбишь, то он влюбится в твой предмет, он не будет твоим соперником – он будет твоим партнером в познании окружающего мира. Любовь к физике, химии начинается с любви к учителю физики, химии. Если молодой педагог не смог этого осознать, не смог себя должным образом поставить в классе, то да, его ждут серьезные сложности.
– Какой средний возраст педагогического состава в области?
– Основная масса педагогов в возрасте от 30 до 50 лет. Конечно, хочется, чтобы доля молодых специалистов была выше, но я не сказал бы, что сейчас она какая-то критически низкая. Есть проблема с работоспособным населением: переживаем определенный демографический кризис. Возьмите службу занятости – там практически нет безработных; количество вакансий зашкаливает в любых сферах, в том числе и в нашей. Конечно, директору школы хочется, чтобы был некий рынок труда, на котором он мог бы выбрать педагога, а не просто нанимать пришедшего. Но это иллюзии. Никогда не будет переизбытка рабочей силы, по крайней мере, не в ближайшей перспективе. Айтишная сфера сейчас страдает от нехватки кадров; заводчане говорят, что им станочников не хватает.
Точное количество педагогов варьируется (сводки мы собираем дважды в год): сейчас в Челябинской области открыто 200-300 вакансий. Тут ведь еще зависит от того, как считать. Условно говоря, учитель должен преподавать 18 часов в неделю; тогда если разделить весь этот объем часов, которые ведутся в регионе и учитываются в системе, на 18, то получим идеальное число педагогов, которые должны работать.
Всего в системе образования работает почти 130 тыс. человек, если считать детские сады, вузы, административный, технический персонал, из них 55 тыс. – педагоги. Например, есть воспитатель и помощник воспитателя: первый – педагог, а второй – нет. Есть повара, сторожа, уборщицы, лаборанты… В малокомплектных школах всегда есть надобность в учебно-вспомогательном персонале.
– Каков уровень цифрового образования педагогов? Нет ли ощущения, что дети понимают в компьютерах больше?
– Не надо абсолютизировать знания детей. Мы проводили исследования: познания детей зачастую сводятся к игрушкам, ТикТоку, Instagram, фильтрам, чтоб симпатичнее выглядеть. Насколько это полезно в жизни? Что касается слабой подготовки педагогов к работе в цифровом мире – здесь нет какого-то абсолютного идеала. Я не могу себя назвать суперпродвинутым пользователем различных сервисов, потому что они появляются с астрономической быстротой – не успеваешь! Но такая задача стоит перед многими взрослыми, а не только перед педагогами. Нужно осваивать возможности, предоставляемые технологиями: медицина, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.
Знания, которые получил 20-30 лет назад в вузе, не спасут: если не будешь постоянно учиться, то проиграешь конкурентную гонку как профессионал.
– Влияют ли компьютерные игры на проявление агрессии у детей, на появление "стрелков"?
– Сами «стрелялки» – нет; вернее, влияние не такое прямое. Здесь другой опосредованный механизм влияния на психоэмоциональную сферу ребенка, когда он не отличает вымышленного мира игры от реального, руша взаимоотношения с людьми, ожидая от них те же реакции, которые он видит в игре. Надо контролировать подобные проявления.
– Нужно ли в школах вводить патриотические уроки с упором на военизированность? Могут ли такие занятия повысить риск возникновения скулшутинга*?
– Умение собирать-разбирать автомат никак не повышает уровень скулшутинга*! Подобное не повышает уровень агрессивности в принципе. Все ребята, которые прошли военные училища, они все агрессивные? Вроде бы нет. Все, кто служил в армии – агрессивные? Тоже нет. Я умею разбирать и собирать автомат Калашникова, служил в армии, но я не стал от этого агрессивным.
– Как в школах организована защита школьников?
– На мой взгляд, пока не очень хорошо. Мы мониторим ситуацию, несколько лет назад вышло постановление об антитеррористической защищенности образовательных организаций, но для нее требуется серьезная финансовая поддержка: физическая охрана на территории школы, ограждения, система контроля и управления доступом, турникет, например, сигнализация, видеонаблюдение. Мы трепетно относимся к этой теме и, конечно, боремся с тем, когда подобные вещи стоят «для красоты». Проводятся периодически проверки. Бывает, что-то ломается, но нет денег, чтобы починить.
– Какова реакция ответственных лиц на псевдоминирования?
– В целом все проходит достаточно организованно, даже по оценкам сотрудников правоохранительных органов. Возникли проблемы с дальнейшим информированием родителей, СМИ, которые используют сведения, полученные будто бы с помощью «глухого телефона». Это проблема отсутствия прямого контакта. Мы этот вопрос обсудили на межведомственной рабочей группе с представителями силовых структур и приняли решение, как с этим работать, как информировать.
– Может ли что-то измениться в образовательном процессе в Челябинской области в связи с событиями на Украине?
– Нет, не думаю. Да, боевые действия – это страшно. Но то, что происходит сейчас, честно говоря… я солидарен с руководством страны. На Западе многие к этому вели. Но на образовательном процессе это точно никак не отразится.
Донбасс-2022
– Вводятся ли новые образовательные программы в регионе? К примеру, появился учебник по экологии для первых и вторых классов. Насколько это эффективно?
– А почему нет? Мы же учим буквы на основании какой-то окружающей жизни. Так почему в вопросах экологии должно быть иначе? В учебнике больше визуализации и меньше текста, а по мере взросления соотношение будет меняться. Литература проходит психолого-педагогические экспертизы, лицензирование. Считаю, что этот учебно-методический комплекс по экологии получился очень удачным. Более того, мы уже получили предложение сделать учебник федеральным, у нас уже запросили права на его тиражирование.
– Есть ли еще подобные образовательные программы, которые могут выйти на федеральный уровень?
– Мы же являемся пилотным регионом по цифровой образовательной среде. Нам важно, чтобы те, кто пойдет за нами, уже не набили тех же шишек: расскажем, как это сделать. Вот проект в рамках патриотического воспитания «Навигаторы детства» – специалисты по налаживанию контактов между школой и социально ориентированными организациями вне школы. Еще функционирует Российское движение школьников, юнармейцы, эколята и прочие. Сейчас очень много общественных организаций, их число увеличивается, к ним обращается государство. И их воспитательный потенциал нужно использовать, чтобы ребята понимали, что творится за пределами школы.
– В этой истории речь шла не о закрытии, а о реорганизации школы как самостоятельного юрлица в филиал более крупной школы, расположенной в этом муниципалитете (такое решение невозможно без решения сельского схода). Сейчас много таких историй.
Школа – это юрлицо: должен быть директор, его заместитель, программист, юрист, закупщик, бухгалтер и т. д. Каждое юрлицо в соответствии с законодательством предполагает ведение качественного документооборота, потому требуются квалифицированные люди. Бывает, в школе, например, всего 6 педагогов и около 100 учеников, а то и меньше. И как эта школа как юрлицо может существовать? В конце концов, директору выпишут кучу штрафов за неправильный документооборот, за неправильные закупки и так далее.
В ликвидации юрлица ничего страшного нет – просто школа будет филиалом другой. Это не отменяет образовательные действия на площадке. Но весь документооборот, экономическая и юридическая составляющая уйдут к специалистам головного учреждения – пускай они этим занимаются. Найти в деревне классных юриста, экономиста и бухгалтера – маловероятно. Мы не устраиваем никаких кампаний по сокращению школ и садиков. Но должен быть здравый смысл и целесообразность.

*В соответствии с ч. 3 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Минюст России информирует, что международное молодежное движение «Колумбайн» (другое используемое наименование «Скулшутинг») признано террористической организацией и запрещено на территории Российской Федерации.

Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
Главный торговый рынок Оренбурга оказался под угрозой закрытияВ резиденции свердловского губернатора на площадке омбудсмена прошел круглый стол ЕАН по ресоциализации участников СВОФК «Урал» объявил об отставке главного тренераМитрополит Екатеринбургский Евгений призвал защищать авторитет учителейПассажиры задержанного рейса Екатеринбург - Хургада готовятся к бунтуКредиторы требуют с муниципального «Екатеринбургэнерго» почти 95 млн рублей