Более 10 тыс. жителей Челябинской области в 2021 году пострадало от мошенников, зарабатывающих на панике и доверии населения. Размер «добычи» преступников превысил 1 млрд рублей. Такие данные сегодня привели в правительстве и полиции Челябинской области на пресс-конференции по этой теме. Для профилактики подобных происшествий при Министерстве общественной безопасности региона создана рабочая группа.
Как рассказал замначальника уголовного розыска, начальник отдела по противодействию преступлениям, совершаемым с применением информационных технологий, ГУ МВД РФ по Челябинской области Владимир Григорьев, каждое пятое регистрируемое преступление происходит в сфере кибербезопасности. В этом году наблюдается рост таких случаев. Эффективность их раскрытия составляет более 20%.
В полиции называют пять основных видов мошенничеств с использованием телекоммуникационных систем, основанных на обмане жертв.
1. Звонки гражданам якобы от сотрудников кредитных организаций либо правоохранительных органов, когда убеждают в опасности и просят назвать коды банковских карт или иные персональные и секретные данные. Под психологическим воздействием пострадавшие отдают свои средства. В основном деньги переводятся преступниками в криптовалюты и обналичиваются через биржи. Вернуть их почти невозможно.
2. Сайты поиска заработка. Чаще всего обманывают тех, кто решает попробовать удачу на биржах. Жители оставляют свои данные и номера телефонов в Сети, после чего им звонят мошенники и показывают графики роста или падения криптовалют, акций известных организаций и убеждают вкладываться в те или иные инструменты. Люди дают данные своих счетов, в результате деньги выводятся на сторонние ресурсы.
3. Звонки о том, что родственник абонента попал в ДТП и ему нужны деньги якобы на взятку полицейским, чтобы избежать наказания за происшествие. Приезжает курьер и забирает денежные средства. Такие звонки приходят из стран Европейского союза, говорят в ГУ МВД региона.
4. На сайтах бесплатных объявлений типа «Авито» или «Юла» мошенниками выступают и покупатели, и продавцы. Способов выманивания денег там много.
5. Сервисы покупки авиабилетов или поиска попутчиков. Клиентам предлагается пройти на фишинговый сайт, где происходит списание средств на сторонние счета.
Представитель полиции сообщил, что правоохранительные органы занимаются профилактикой таких преступлений: проводят акции, размещают листовки на стендах в государственных и бюджетных учреждениях. Однако Владимир Григорьев уточнил, что не хотел бы рассказывать о том, как раскрываются такие преступления.
«ГУ МВД по Челябинской области в прошлом году было раскрыто больше 2 тыс. таких преступлений. Среди подозреваемых и обвиняемых есть жители и нашего региона, и других субъектов Российской Федерации. У преступников нет границ. Мы осуществили порядка 250 командировок в различные субъекты для проведения оперативно-розыскных мероприятий, для задержания лиц. В ряде случаев подозреваемые задержаны, доставлены, впоследствии им было предъявлено обвинение», – прокомментировал Владимир Григорьев.
Он уточнил, что бывают случаи, когда потерпевшим удается вернуть похищенные средства. Этому способствовал арест счетов подозреваемых, на которых оказывалось по несколько миллионов рублей.
Представитель Центрального Банка РФ в Челябинской области Людмила Панина рассказала, что за мошенническими звонками, как правило, стоит группа лиц. Их действия проработаны, все фразы выверены, а все легенды актуализированы в соответствии с текущей повесткой. Действуют они агрессивно и напористо. Их задача – напугать жертву, не дать времени на раздумье, убедить быстро, например, перевести деньги с карты на якобы некий защищенный счет или назвать всю секретную информацию о карте или иных банковских данных.
Что делать, если поступил опасный или подозрительный звонок?
Эксперты советуют прекратить такой разговор. На телефон, с которого он поступил, нельзя перезванивать, так как преступники часто используют подложные номера. Лучше сразу обратиться в банк по номеру, указанному на карточке, либо найти справочную в интернете. Можно посетить офис организации. Не лишним будет обратиться в полицию, позвонить на номер 02. Еще один совет – заблокировать карту, если заметили подозрительные списания.
«Если человек узнал, что произошла несанкционированная операция по его карте, с этого момента у него есть обязанность проинформировать свой обслуживающий банк в течение суток. В этом случае у него есть шанс, что если он не нарушил правила безопасного обслуживания денежных средств, то деньги будут возвращены. Второе – человек должен написать заявление в полицию, что в отношении него совершены мошеннические действия, а дальше следовать рекомендациям правоохранительных органов и банка», – рассказала Людмила Панина.
Однако если человек сам перевел или снял с карты и отдал деньги преступникам, то обязанность банка по их компенсации уже не действует.
Лишиться своих денег можно и без операций мошенников с банковскими картами. Представитель компании-провайдера рассказал на пресс-конференции об участившихся попытках мошенников проникнуть в домашние сети интернета. Злоумышленники подбирают пароли и подключаются к роутерам. В дальнейшем это позволяет получить доступ не только к трафику добросовестного потребителя, но и различным его паролям и прочим персональным данным.
Некоторые «мастера» используют клиентский интернет как мини-АТС. По словам экспертов, подобных преступлений становится все больше. На звонки, как правило, международные, через IP-адреса жертв мошенничества проводится трафик на миллионы рублей. Получается это с помощью подбора паролей, к примеру, Wi-Fi-роутеров. Счета приходят абонентам, которые могут и не знать о подключении сторонних пользователей к своим ресурсам.