РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 23 мая 2022 в 09:36

Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин: солисты у нас получают так же, как министр

© Юлия Чуличкова для ЕАН
После снятия коронавирусных ограничений на спектаклях и концертах в Челябинской области вновь аншлаги. В интервью ЕАН министр культуры региона Алексей Бетехтин рассказал о новшествах этого года, импортозамещении в гастрольном бизнесе, доходах артистов и вреде оптимизации ДК.
- Алексей Валерьевич, в апреле областным депутатам представили отчет о работе губернатора и правительства в 2021 году. В числе основных результвтов – реализация национальных проектов. Каковы показатели в вашей отрасли?
- Национальный проект «Культура» имеет три составляющих. Первая - это ремонты и техническое обеспечение, снабжение учреждений инструментами. Это вопросы, которые не решались с 60-х годов прошлого века. Долго ничего не поставляли в наши библиотеки, музыкальные школы. Нацпроект помогает решать проблемы системно.
Недавно мы подводили итоги трехлетней работы по нацпроекту. Все наши показатели сейчас должны достигать 30%, это позволит в течение 10 лет выйти на 100-процентный результат. Например, можно привести в порядок все клубы, обновить музыкальные инструменты, модернизировать библиотеки.
Второе направление – «Творческие люди». Это переподготовка специалистов, повышение их квалификации, возможность участия в различных творческих проектах.
Бывают случаи, когда есть отремонтированный клуб с новой сценой, креслами, инструментами, а там одна штатная единица - директор. Потому что в свое время прошла очень мощная «оптимизация».
- Нет специалистов в территории?
- Некоторые муниципалитеты неверно поняли слово "оптимизация" и посокращали людей.
Я сам был в таком доме культуры. Мы открыли его после ремонта, но работать было некому: ни худрука, ни руководителей кружков, ни уборщицы. А именно кадры должны обеспечивать отдачу от вложений в ремонты и оснащение. Через 50 лет клуб вновь придет в негодность, но за это время он должен пропустить через себя массу мероприятий, создать множество коллективов, привлечь жителей от мала до велика. Он должен стать центром притяжения. А как это сделать, если работает один директор?
Вернуть ставки должны те, кто их забрал, то есть главы муниципалитетов. Лучше всего в этом деле обратиться к документам советской эпохи, где все написано: кто в каком клубе должен работать. А наше дело - переобучить специалистов, если это требуется, или помочь повысить уровень компетенций.
– Каково третье направление нацпроекта?
– Это «Цифровая культура». Компьютеризация, создание на базе детских школ искусств виртуальных концертных залов, оцифровывание письменных памятников. В регионе уже оцифровали 180 книжных памятников, это на 40 больше, чем планировалось.
Каждый из них уникален и может быть в одном экземпляре. Только эксперт в специальных перчатках может прикоснуться к нему. А оцифрованный вариант дает доступ неограниченному числу людей. Это очень кропотливая работа. Сегодня оцифровано 46% изданий, имеющих статус книжных памятников.
Также мы создаем виртуальные концертные залы. Жители небольших населенных пунктов получают возможность в режиме реального времени удаленно посещать концерты, например, челябинской филармонии. Качество оборудования и самих залов создает полный эффект присутствия.
- За то время, что дома культуры простаивали, не была ли утеряна их востребованность? Как вообще вовлечь в культурную жизнь тех, кто этим не интересуется?
- Можно использовать разные механизмы: задействовать пропаганду, сделать яркие надписи «Приходите к нам!» - но это не работает. Из моей практики, если условия созданы, люди придут сами. И это наша задача. Реклама тут не поможет. Афиши для театров и концертных залов - лишь информирование аудитории о планируемых событиях.
Если сделан качественный продукт, например, хороший спектакль, то люди пойдут его смотреть. Сработает «сарафанное радио», потому что зрители будут рассказывать друг другу, какую замечательную постановку они посмотрели.
Были годы, когда дома культуры закрывали десятками, музыкальные инструменты сдавали в металлолом. И люди стали собираться в библиотеках. Как-то раз мы с заместителем губернатора Вадимом Евдокимовым были в одном районе и его глава предложил нам заехать в маленькое село. Там нет клуба, но вечером в библиотеке собралось почти все население. В одном уголке дети играют, в другом - уроки учат, рядом женщины рукоделием занимаются. Они пирогов напекли, чай налили, общаются. И это – центр притяжения!
Какой мудреный механизм использовала для привлечения людей библиотека, выполняя функции клуба? Да никакого! Они просто создали условия для встречи людей. Потому нужны дома культуры с кружками, секциями, нужны другие объекты культуры – и люди сами потянутся.
- Как обстоят дела с привлечением кадров в сфере культуры?
- По инициативе губернатора с этого года мы вводим новую программу поддержки кадров – «Земский работник культуры». Она направлена на то, чтобы привести специалистов прежде всего в село. Самим муниципалитетам с этим справиться несколько сложнее. Мы даем человеку подъемные - 1 млн рублей. В этом году у нас в бюджете заложено 22 млн на эти цели. Пока мы привлекаем только учителей школ искусств и музыкальных школ в муниципалитеты с населением до 50 тыс. человек. От дополнительного образования детей зависит дальнейшее насыщение кадрами сферы культуры.
Я приведу пример из спорта. Сегодня у нас нет турниров типа «Кожаный мяч» или «Золотая шайба», поэтому сборные страны не получают победителей зональных соревнований, возникают проблемы с массовым спортом. То же самое происходит и в культуре. Были различные конкурсы, в каждом дворце пионеров существовал свой духовой оркестр. Я в таком тоже занимался. Кто-то вырастал музыкантом, создавал свои творческие коллективы, кто-то возвращался работать во дворец культуры. Но в 90-е годы инструменты просто сдали в цветмет, единицы муниципалитетов сохранили их. Сегодня можно по пальцам пересчитать, где в Челябинской области остались такие кружки и педагоги, которые продолжили обучать. В итоге сегодня мы не можем найти музыканта в симфонический оркестр, скажем, на кларнет.
- Насколько конкурентен уровень зарплаты в культуре с другими бюджетными специальностями?
- Вполне конкурентен. В том числе благодаря "майским" указам президента. Сказать среднюю цифру - это неверно. Когда говоришь 34 тыс. рублей, получаешь замечание: мы тут в библиотеке получаем 15 тыс., а то и 8. Да, есть библиотеки, по которым прокатилась волна оптимизации, выкосившая работников, и там сотрудники устроены на 0,25 ставки. Они должны работать по 2 часа, но по факту весь день выдают книги.
Но наши солисты театров, например, благодаря поддержке губернатора сегодня получают столько же, сколько министр культуры Челябинской области, а директора уже давно больше.
С каждым муниципалитетом у нас подписано соглашение о зарплате работника культуры. Это наше ноу-хау, такого нет ни в одном законе. Понимая, что у нас есть аграрные территории, есть индустриальные, мы договариваемся о выплате средней зарплаты по району.
Иногда глава говорит: у меня баянист стал получать больше, чем комбайнер, - это перекос. У кого-то задача - достичь средней по району 18 тыс. рублей, а где-то это 40. И так как зарплата привязана к средней по экономике, работники культуры чувствуют себя нормально. Тем более что у них есть возможность дополнительно заработать на корпоративах и свадьбах.
- Говоря о нацпроекте, вы отметили среди задач оснащение объектов культуры, в том числе музыкальными инструментами. Могут ли на это повлиять введенные против России западные санкции? Какова вообще доля иностранных комплектующих в этой тонкой сфере?
- Пока мы не чувствуем каких-либо проблем с поставкой оборудования.
Но комплектующие для инструментов, в том числе русских народных, таких как баян и гармонь, состоят из импортных частей, не говоря уже о Steinway (рояль - прим. ЕАН), который необходим для концертных площадок.
В последние годы было хорошее оснащение, но в будущем, возможно, могут возникать проблемы: например, завод скажет нам, что перестал выпускать баяны или стал меньше их производить.
Сейчас же наши музыкальные школы оснащены достаточно, чтобы не только обеспечивать текущий процесс, но и наращивать мощности.
Мы заинтересованы в открытии духовых отделений, струнных, народных инструментов. Сегодня катастрофически не хватает абитуриентов на этих направлениях, потому что ранее школы перестали выпускать таких специалистов. Нам нужны и преподаватели музыкальных школ, и исполнители, которые придут работать в симфонический оркестр, в оркестр народных инструментов. Мы успели приобрести оснащение именно под эти задачи.
- В связи с мировыми событиями наверняка происходили отмены каких-либо гастролей в нашем регионе. Как решаются эти проблемы?
- Здесь у нас отлично срабатывает импортозамещение. Конечно, взаимопроникновение культур обогащает, и, когда к нам приезжают иностранные исполнители, это интересно, причем как зрителям, так и профессионалам - все же это другая школа исполнения. Но не более того. Российская исполнительская школа выше европейской. И поэтому когда в некоторых странах отказываются от наших маэстро, то они отказываются от лучшего, что есть в мировой культуре и искусстве. Если они сказали, что Мацуев не может у них играть, а Гергиев дирижировать, - кому хуже они сделали?
Зато мы получили больше концертов наших отечественных исполнителей. Гергиев, например, недавно дал концерты в Челябинске и Магнитогорске.
- Были ли сорваны гастроли челябинских коллективов за рубежом?
- У нас были договоренности с Германией, Австрией, Испанией о приезде наших коллективов по их же приглашению, но они сорвались. Последние гастроли нашего симфонического оркестра были 24 февраля в Дубае. Они "свернули" всю нашу рекламу. Устроители сказали открыто, что у них к нам нет никаких претензий, но этого требует европейский фонд, который спонсирует фестиваль.
Все иностранные дирижеры и солисты, которые выступали с нашим оркестром, добросовестно отработали, никто не ушел со сцены. Умные артисты всегда понимают, что искусство выше политики. Если Польша отказалась от Чайковского, то я предлагаю им не читать Достоевского, Толстого, не смотреть картины Шишкина, Айвазовского, не слушать произведений наших композиторов, - и превратиться в племя аборигенов, не знающих мировой культуры.
- Насколько востребованы южноуральские театры? Они прошли испытание пандемией, но сейчас даже со стороны видно, как много людей приходит вечерами на спектакли. Что нового происходит в этой сфере?
- Театр довольно консервативен, как бы его ни пытались поменять даже в послереволюционные времена. Он всегда возвращается к классике, к академической школе. Но это вовсе не отменяет фестивалей, флешмобов, экспериментов, проводимых в театрах, мы это всегда поддерживаем.
Наши подведомственные театры ежегодно ставят около 30 премьер, а есть еще частные. Театр оперы и балета каждый раз поражает мощью и серьезностью постановок. Я понимаю, что раньше этого не позволял дефицит бюджетных средств, но сегодня благодаря губернатору Челябинской области в бюджете прописана отдельная строка - постановочные расходы. Можно большие средства направлять на постановки, приглашать актеров, режиссеров, дирижеров. Это позволяет делать более красочные постановки и привлекать больше зрителей.
Сейчас сложно измерять изменение зрительского интереса, поскольку мы пережили COVID. Раньше мы отмечали, в каком театре какая посещаемость, насколько она растет. И мы понимали: вот этот театр вложился в этом году в постановки, у него были яркие премьеры, поэтому зритель к нему пришел, доходы основные и от рекламы выросли. Во время COVID заполняемость была 50%, потом 75% зала, но после отмены ограничений практически на каждом спектакле мы видим аншлаг. Заполняемость доходит до 100%. Маленькие театры так просто забиты. Открыт после ремонта театр кукол - там уже на год билеты раскуплены, на выходные дни. На День защиты детей хотим там провести финал областного театрального фестиваля «Сцена», так как в этом году он проходит для детской аудитории.
- Будет ли продолжаться фестиваль «Снежность» после смерти его вдохновителя Александра Федорова и продажи ЧТПЗ?
- Это частный фестиваль, который мы всегда поддерживали. Андрей Комаров (бывший владелец ЧТПЗ, - прим. ЕАН) до сих пор входит в попечительский совет Театра оперы и балета и продолжает традиции, несмотря на все перемены. Да и завод не отказывается от социальных проектов. Но все же планы на этот проект лучше уточнять в компании.
- Как вы оцениваете такой проект, как «Дебаркадер»?
- Это тоже интересный экспериментальный проект. Сам по себе исторический музей, как и библиотека, требует тишины.
Но ребята проводят такой интересный фестиваль, который растет и каждый год удивляет. Кстати, в дни «Дебаркадера» и некоторое время после на выставки музея приходит заметно больше людей. Афиша там довольно насыщенная, проводится много мероприятий для детей и подростков, и гости фестиваля обращают на это внимание.
И это отличная площадка для молодежи! Призываю всех ее посещать.
– Недавно в публичном пространстве было растиражировано ваше высказывание относительно галереи современного искусства. Эта тема взволновала жителей. Какое развитие она получит? Обращались ли к вам представители творческих профессий с инициативой создания такого музея?
– С инициативой не обращались. Но хочу отметить, что наш Государственный исторический музей Южного Урала имеет несколько залов для сменных экспозиций, готовых принять выставки современного искусства. Например, в большом выставочном зале техническое оснащение позволяет монтировать экспозиции любой сложности и обеспечивать световой и температурно-влажностный режимы, необходимые самым требовательным к микроклимату предметам. За годы работы музея в новом здании Большой зал принял десятки выставок, подготовленных совместно с крупнейшими музеями России: Государственным историческим музеем (Москва), Российским этнографическим музеем (Санкт-Петербург), Государственным музеем истории религии (Санкт-Петербург) и др. С 2018 г. здесь ежегодно проходят выставки предметов из собрания музеев Московского Кремля.
Малый выставочный зал исторического музея обеспечен современной системой климат-контроля и световым оборудованием, которое позволяет гибко менять величину и направление светового потока – от широкого до направленного. Благодаря специальным витринным конструкциям интерьер зала можно трансформировать, создавая различные маршруты и декорации, что делает каждый выставочный проект уникальным.
Более того, выставки современного искусства в музее не редкость. В ноябре на фестивале современного искусства «Дебаркадер-2021» работала выставка «Отпечатки. Рождение. Человек» петербургского живописца Даниила Архипенко. Проект был подготовлен совместно с давним партнером музея — галереей современного искусства Ural Vision Gallery (г. Екатеринбург). В этом году, буквально через неделю, в мае в рамках «Дебаркадера» музей привозит выставку «О дивный новый мир: медиаискусство из коллекции Ural Vision Foundation» от постоянного партнера Urals vision gallery. Экспозиция посвящена новым медиа в искусстве.
Современное искусство в Челябинском музее изобразительных искусств – всегда важный и желанный гость. Безусловно, современное искусство требует особых методов экспонирования, предметы и явления (акции, перфомансы и пр.) диктуют свои «правила игры». Выставочные залы Челябинского музея изобразительных искусств, несмотря на их «классичность», прекрасно с этими требованиями справляются, в том числе благодаря таланту искусствоведов – кураторов выставок современного искусства. Это подтверждают выставки из ведущих музеев современного искусства страны (в разные годы мы показывали выставки из Эрарты, МоМА и др.), в 2021-м году мы показывали выставку известного челябинского художника Александра Данилова. Этим летом в музее будет представлена экспозиция «Из ниоткуда в никуда» Льва Гутовского – известного художника-авангардиста, музыканта, который творит на гранях различных видов и жанров искусств, активно экспериментируя, меняя устоявшиеся представления зрителя.
- Какое значение для Челябинской области имеет Год культурного наследия народов России? Вообще, насколько насыщена жизнь различных народов в нашем многонациональном регионе?
- В регионе проживают представители 152 национальностей. Каждая имеет свою культуру и традиции, у большинства есть свои национальные культурные центры. Более многочисленные центры - татарские и башкирские. Они и более активны: проводят национальные праздники. Немецкие центры не так многочисленны, но их мероприятия проходят очень ярко, организуются с насыщенной программой и привлекают много людей. С этими центрами мы работаем не только в Год народного искусства, но и на постоянной основе.
Представители различных национальных культур объединяются, происходит их общение.
Хотя недавно, например, звучали предложения не проводить фестиваль украинской культуры. Я сказал, что это неправильно и мы не станем похожими на украинских националистов, не будем кого-либо преследовать по национальному признаку. Культура тут ни при чем! И Шевченко, и Гоголь остаются великими русскими писателями.
Когда происходит взаимопроникновение культур, то продолжается и их развитие.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября