Правительство Челябинской области вносит изменения в поданную заявку на создание свободной экономической зоны. Это связано с тем, что в 2021 году в постановлении правительства РФ «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» изменились требования к таким объектам. В нашем регионе, как анонсировал в апреле прошлого года губернатор Алексей Текслер, СЭЗ должна появиться в транспортно-логистическом комплексе «Южноуральский».
«На территории ТЛК с 2020 года в границах контейнерного терминала сформирована зона таможенного контроля (34 тыс. кв. м) и склады временного хранения (500 кв. м) для размещения грузов под таможенным контролем и осуществления таможенных процедур, выезд инспектора осуществляется по запросу. Пункт фитосанитарного контроля будет открыт при увеличении объемов отгрузки сельскохозяйственной продукции», – сообщили в правительстве Челябинской области в ответ на запрос ЕАН о работе комплекса.
По договоренности с РЖД объем перерабатываемых грузов должен вырасти до 3 млн тонн в год. В декабре 2022 года на ТЛК реализовали технологию перегрузки контейнеров. Туда привозят полувагонами продукцию из портов Дальнего Востока, где они накапливаются после выгрузки массовых грузов из крупнотоннажных контейнеров. Всего их скопилось на Восточном полигоне 6,5 тыс.
«Продолжается проработка вопроса по выпуску контейнеров и подвижного состава на территории ТЛК. В настоящее время идут переговоры с производителями», – уточнили в правительстве Челябинской области.
Проектная мощность ТЛК «Южноуральский оценивается в 2,5 млн тонн контейнеризированных грузов в год. Для сухого порта обозначают два перспективных направления: первое – в центральную часть Китая через Достык (Казахстан), второе – это восточный маршрут коридора «Север-Юг», ориентированный на страны Центральной Азии и Ближнего Востока с выходом на иранские порты в Персидском заливе.
«Мы видим, что трафик пошел на восток. Объемы инвестиций, которые уже были вложены и которые есть, дают возможность достаточно быстро переориентировать часть контейнерных перевозок», – говорил на совещании по вопросам развития ТЛК в прошлом году губернатор Алексей Текслер.
Напомним, что ТЛК строили при предыдущем губернаторе Борисе Дубровском. Новый объект долго оставался невостребованным. Когда страны Европы сократили товарооборот с Россией и были закрыты воздушные транспортные коридоры, появился шанс усилить загрузку сухого грузового порта в Челябинской области. В том числе для расширения сотрудничества с дружественными странами. Впрочем, у «Южноуральского» появился конкурент – в ноябре в соседнем регионе, в Екатеринбурге открыли первую очередь ТЛК «Уральский».