РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 25 августа 2023 в 10:54

«Миасс должен радоваться»: как жителей Челябинской области убеждали в пользе мусоропереработки

© Елена Мицих для ЕАН
В Миассе обсудили создание экопромышленного парка. Заседание в администрации города по этой теме провела Общественная палата Челябинской области. Ее председатель Николай Дейнеко отметил, что поддерживает проект. Однако от местных жителей поступает много вопросов, есть сомнения в выборе места размещения объекта – в черте города, в 400 м от жилых домов, на торфянике, к тому же частично в водоохранной зоне. Помня, как активно население выступало против строительства логистического комплекса Wildberries и экотехнопарка рядом с поселком Урал-Дача, городские и региональные власти стараются предотвратить блокировки инвестиционной инициативы.
«Мы сегодня были на этой площадке, прогулялись, посмотрели. Есть непонимание, почему вообще такая площадка в центре города, которая имеет подключение к сетям, остается заброшенным пустырем. В нынешних условиях нужно развивать российскую промышленность», – сказал председатель региональной Общественной палаты Николай Дейнеко.
Экопромпарк – это предприятия по переработке вторичного сырья и выпуску из этих материалов продукции. Заместитель губернатора Александр Козлов напомнил, что всего российское правительство утвердило восемь таких площадок в стране. На проект из федерального бюджета выделяется 1,2 млрд рублей. Резиденты получат льготы.
Александр Козлов отметил, что причиной выбора Миасса стали его логистические преимущества (рядом федеральная трасса М-5) и кадровый потенциал. Уже пройдена государственная экспертиза проекта, ведется подготовка и подвод инфраструктурных коммуникаций к будущим объектам, проектируется дорога, планируется еще одна с выходом на Тургоякское шоссе. За качеством работ следит правительство РФ, курирует вопрос вице-премьер Виктория Абрамченко.
Миассцев заверили, что строить полигон, свалку или мусоросортировку на выделенном участке запрещено. Здесь будет только переработка вторсырья.
А вот как раз сортировки в Карабашском кластере, куда входит Миасс, нет. Ее хотят построить рядом с трассой М5 «Урал», в промежутке от Златоуста до Миасса или даже Чебаркуля, но свободных площадок попросту нет: это либо сельскохозяйственные, либо лесные территории, иные ограничения. Так что жителям пока осталось непонятно, в чем для них будет плюс: каким образом их мусор будет по короткому пути попадать в переработку. Зато для города уже закупили контейнеры для раздельного сбора отходов, скоро эту систему начнут внедрять.
Чиновники меж тем уверяют: за такими объектами будущее. Сейчас отходы из Миасса увозят для захоронения на полигон сотню километров. Часть затрат компенсирует региональный бюджет. А можно будет перерабатывать мусор рядом. Это и экологично, и экономично.
К экологической безопасности объекта у жителей больше всего вопросов. Они требуют гарантии, что как минимум не будет неприятных запахов, опасных производств. Но участок частично попадает в водоохранную зону и санитарно-защитную зону автозавода «Урал».
«Почему бы не исключить эти зоны из территории парка?» – поинтересовались жители.
Спикеры заседания ответили, что эти зоны не предполагают запрета строительства там, а накладывают определенные ограничения и обязательства. Эти требования безопасности в парке готовы соблюдать.
«В этой [водоохранной] зоне предполагается, что частично по этой территории будет проходить автомобильная дорога. Мы получили соответствующие разрешения, дорога будет асфальтированная. Совсем строить в границах водоохраной зоны не запрещается», – рассказала руководитель департамента экономики замкнутого цикла, ППК «Российский экологический оператор» (в режиме ВКС) Екатерина Демичева.
Замгубернатора Александр Козлов на опасения жителей высказался эмоционально. Он отметил, что производства по переработке вторсырья в Челябинске и Магнитогорске уже есть, а претензий к ним нет.
«Там строить экопромышленный парк еще один смысла особого нет. У вас – кластер: Миасс, Златоуст. Это два города, в которых живет более 100 тыс. человек, и это достаточно большое количество пластиковых бутылок, одежды и так далее, которые нужно перерабатывать, а не захоранивать. Мы закрыли свалки у вас. Прокультивируем златоустовскую и до миасской доберемся, будет зеленый холм. Вот мы и строим экономику замкнутого цикла. Мы идем по крупным городам.
Я считаю, что Миасс, наоборот, должен радоваться. Федеральные деньги пришли, под федеральным присмотром это все будет делаться, у вас будет образцово все сделано!» – сказал жителям вице-губернатор.
Делая акцент на развитии экономики замкнутого цикла, который предполагает максимальную переработку отходов и выпуск продукции из вторсырья вместо его складирования, спикерам мероприятия пришлось отвечать и на вопрос общественности об организации замкнутого цикла производства в будущем экопромпарке. Люди поинтересовались, какой водой будут пользоваться предприятием и куда будет сливать свои отходы. Им пояснили, что планируется использовать городские сети водоснабжения и водоотведения. Жители отметили, что канализация и так в плохом состоянии да и вообще на всю систему вырастет нагрузка.
Глава Миасса Егор Ковальчук поддерживает проект. Он отметил, что удачно выбрана промышленная площадка. Ее невозможно использовать иначе: к примеру, там невозможно строительство домов. Однако Ковальчук отметил, что готов рассмотреть иные предложения от горожан. Присутствовавшие на заседании нашли альтернативу: строить экопромпарк в Челябинске. Дело в том, что опасение экологических рисков и увеличения транспортных потоков у некоторых остался. Касательно движения машин будущие резиденты пояснили, что транспорта будет немного: у одного планируется около 40 рейсов в месяц, у другого – с десяток в сутки. Жителям обещают выбирать время поездок не в часы пик.
Замминистра экологии Сергей Лавров отметил, что из более чем 20 желающих стать резидентами парка компаний отказ получали прежде всего те, кто собирался вести химическое производство. Вообще участников будет немного, так как площадь не слишком большая. Пока есть предварительная договоренность с четырьмя инвесторами. Это местное общество «Сансара», основной вид деятельности которого – обработка и утилизация опасных отходов. В будущем технопарке оно будет перерабатывать ПЭТ-бутылки в сырье для производства тары. Вторая компания – «Путь текстиля» из Екатеринбурга, которая специализируется на переработке различных тканей и материалов. Их представители презентовали жителям свои проекты. Также планируется пустить на площадку фирмы «Символ» и «УТС». Планируется создать в целом около 400 рабочих мест.
«Кроме достаточно очевидных эффектов (создание рабочих мест) это налоговые поступления - порядка 8 млн рублей будет иметь муниципальный бюджет. Это такие эффекты, как реальное внедрение раздельного сбора мусора, – прокомментировал глава Миасса Егор Ковальчук. – По сути это создание точек для приема вторичного сырья, которое, с одной стороны, позволит уменьшить объем вывозимого и заравниваемого на других полигонах мусора, с другой стороны, это может быть источником некоего дополнительного дохода для граждан, которые могут сдавать мусор».
В челябинском правительстве отметили, что промышленная зона будет устанавливаться для каждого входящего в экопромпарк предприятия. Учитываться, кстати, влияние на окружающую среду тоже будет касательно отдельного производства. Жители, среди которых была инженер-эколог, высказали пожелание сделать расчеты их комплексного воздействия. Этот вопрос в регионе возьмут в проработку.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября