Журналист ЕАН Юлия Литвиненко - о том, что Челябинску не хватало ресурсов и средств для развития в спокойные времена, но тяжелые испытания преображают город.
Есть города, которые отлично чувствуют себя в отпуске, — все эти приморские Анапы созданы для расслабления, они развиваются летом. Москва делает рывок осенью, когда все приступают к активной работе.
А вот Челябинск просто удивительным образом начинает развиваться в эпоху суровых испытаний для Родины. Так было 80 лет назад, когда здесь стали появляться современные машиностроительные заводы – их эвакуировали подальше от фронта, поближе к ссыльным. Так и сейчас: предприятия строят офисы, ангары, цеха, наращивают производство, экспорт, импорт, даже пытаются что-то импортозамещать без отклеивания шильдика "Made in China". Почти нет увольнений – кадров и так не хватает, эйчары готовы мириться почти со всеми пришедшими, растут зарплаты.
Как итог – увеличивается потребление товаров и услуг. Челябинцы скупают премиальные иномарки, на улицах уже, как в Екатеринбурге, - тесновато от пробок. Растут цены на квартиры, сметаются участки под загородное строительство. Меняется городское пространство, город тратит миллиарды на новый общественный транспорт.
Налицо рост доходов, налогов и прочих денежных показателей. Их источник понятен – «СВОшные» деньги, которые платят предприятиям за оборонные заказы, а те отдают на зарплаты, а также выплаты мобилизованным, добровольцам, военным за участие в СВО.
И такой нынешний расцвет горожан на этих деньгах - хотя очень приятная, но и очень опасная вещь. Приятна она тем, что город чувствует себя нужным, люди получают нормальную жизнь, как они думают, заслуженно. А опасность в том, что кто же захочет - даже если бы от кого-то из нас это зависело - прекратить боевые действия, если они - основной источник поступления денег?
Так что чем суровее испытания, тем легче и приятнее Челябинску - такой вот парадокс. Лет через 10 с ностальгией еще будем вспоминать времена, когда в Челябинске все колосилось и телилось.