РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 13:20

«Боятся взять ответственность на себя»: какие сложности возникают при открытии ресурсных классов в Челябинской области

В Челябинской области открыты и успешно развиваются восемь ресурсных классов, в которых учатся особенные дети. Четыре из них работают в Челябинске, остальные - в Миассе, Магнитогорске, Еманжелинске, Симе. Для того, чтобы организовать один, необходимо приложить колоссальные усилия. Инициатор открытия системы ресурсных классов в Челябинской области и автор курса «Пять шагов к ресурсному классу», председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», мама особенного ребенка Елизавета Кириллова рассказала, какие трудности встречаются на пути к совершенной инклюзии, и поделилась с корреспондентом ЕАН личной историей. Сыну Елизаветы Льву 12 лет. Мальчик с синдромом Дауна учится в обычной общеобразовательной школе по инклюзивной программе, которую и внедрила в регионе его мама.
— Елизавета Эдуардовна, расскажите, пожалуйста, что такое ресурсный класс?
— Ресурсный класс — это специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями, проще говоря, для детей, которых невозможно посадить в обычный класс, не создав для них специальных условий. Это дети, у которых может быть меньше концентрации, внимания, которым сложно сидеть весь школьный день. На уроках для таких детей необходимо гибкое включение в процесс обучения. Ресурсный класс — это отдельное помещение в общеобразовательной школе, которое специально оборудуется для того, чтобы адаптировать особенных детей.
Для ресурсного класса выделяется классный кабинет. В этом кабинете делаются четыре зоны, которые помогают детям адаптироваться. Первая зона — зона индивидуальных занятий. Для каждого ребенка устанавливаются ортопедические парта и стул и шумоизоляционная загородка. Это важно для того, чтобы ребенок не отвлекался на окружающих. Вторая зона — зона групповых занятий. После того, как ребенок адаптировался к школе, привык к своему тьютору (куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении, — прим. ЕАН), ребята садятся в зону групповых занятий, чтобы подготовиться к выходу в обычные классы. В этой зоне есть доска, парты - все так же, как в привычном классе. Здесь ребята отрабатывают социально приемлемое поведение, умение слушать учителя, выходить к доске, выполнять задания. Третья зона — это зона сенсорной разгрузки. Если сравнивать с состоянием обычного человека, бывает так, что мы неудобно сидели, у нас затекла рука или нога, нам нужно ими подвигать, чтобы восстановить ощущение своего тела. Так вот у детей с особенностями развития ощущение собственного тела не такое, как у обычных детей, и поэтому им необходимы динамические паузы в зоне сенсорной разгрузки, где есть батуты, качели, мягкие маты, где можно попрыгать, покувыркаться, отдохнуть. И что очень важно: есть зона учителя ресурсного класса.
Чем отличается ресурсный класс от других форматов обучения? В ресурсном классе ребята зачисляются в обычные классы школы, но в самом классе проходит их подготовка к выходу в обычные классы, и этот ресурсный класс за ними закрепляется на весь период обучения. Именно здесь проходят дополнительные развивающие занятия с логопедом, дефектологом, психологом, потому, как правило, в ресурсный класс идут те, у кого есть инвалидность, - для них дополнительные занятия крайне важны.
Если мы сравниваем с коррекционными школами или семейной формой образования, в ресурсном классе всегда применяются технологии прикладного анализа поведения. Это один из четырех разделов психологии, позволяющий выяснить все особенности поведения ребенка и подготовить специальную программу, которая учит ребенка коммуницировать с окружающим.
Второй момент – каждого ребенка сопровождает индивидуальный тьютор. Тьютор – это не нянька и не родственник, это специалист с сознанием прикладного анализа поведения и высшим образованием дефектолога, логопеда, психолога. Третий момент - мы организуем общение детей с ровесниками. Дети начинают со временем выходить на занятия в обычные классы, каждого ребенка сопровождает тьютор и учитель ресурсного класса, готовя для особенного ребенка задания, которые будут ему понятны и будут совпадать с темой урока в обычном классе. Кроме выходов в регулярный класс, у ребят есть возможность общаться на переменах, вместе отправляться на экскурсии, в походы, участвовать в соревнованиях. Самая главная цель в создании ресурсного класса – выстроить вокруг особенного ребенка возможность дружеских отношений.
— Какова главная задача педагогов ресурсных классов?
— Главная задача в том, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику с особыми образовательными потребностями. Значение ресурсного класса - в использовании технологии прикладного анализа поведения, которая позволяет очень индивидуально подойти к дефицитам каждого ребенка и разработать программу, которая эти дефициты поможет компенсировать. И это касается не только академических знаний в сфере русского языка, математики, окружающего мира, но что самое главное для особенного ребенка — коммуникации с окружающим миром. Она начинается на переменах, уроках с обычными ребятами, строится на совместных выездных мероприятиях.
Важна ежедневная практика с обычными детьми. Ведь для многих особенных ребят именно навык коммуникации (обратиться с просьбой, поддержать игру, вести себя в соответствии с ситуацией, в кафе, походе, магазине, на почте) требует длительного обучения). Если есть возможность закреплять эти навыки ежедневно, то, конечно, ребенок становится более адаптированным. Безусловно, задачи педагогов — выстроить эту коммуникацию не только с точки зрения дефицитов особенного ребенка, но и донести до обычных ребят, что все люди разные и с особыми ребятами можно общаться и дружить.
Для кого-то из педагогов это действительно как миссия. У кого-то есть личная история: родственники имели инвалидность. Это очень важно понять, сколько трудностей проживают люди с инвалидностью, и искренне хотеть быть в этой сфере и помогать таким людям. Если это откликается в сердце педагога, то можно сделать много полезного: дать возможность человеку с инвалидностью просто благодаря качественной педагогической поддержке в раннем возрасте приобрести навыки коммуникации и самостоятельности, что просто бесценно.
— Расскажите, пожалуйста, вашу с сыном историю.
— Наша история с сыном началась в роддоме, он появился на свет с потрясающей солнечной улыбкой. Но мне сказали сразу, что у ребенка странное лицо - так началось мое погружение в историю с диагнозом «синдром Дауна». Конечно, это был шок, и самое, наверное, грустное было в том, что я уже в роддоме прочитала в интернете, что для таких детей очень большие ограничения. Прежде всего в плане общения, потому что сегодня культура теплого и доброжелательного отношения к людям с инвалидностью не везде развита. И, конечно, семью, в которой рождается особый ребенок, ждет испытание, когда могут уйти друзья, когда будет меньше общения с близкими родственниками - нужно быть к этому готовым. С годами я научилась к этому относиться проще, это как момент истины, кто был близкий по-настоящему - он, конечно, с тобой останется.
Лева адаптирован к жизни. С трехлетнего возраста я начала его учить всему, что необходимо делать по дому. Он может постирать белье в машине, его рассортировать, сухое белье разложить по ящикам. Он может приготовить простые блюда, и ему это очень нравится. Он абсолютно адекватно ведет себя в самых разных обстоятельствах. Если мы находимся в аэропорту, он очень сосредоточенный. В каких-то критических ситуациях он становится как будто очень взрослым человеком, который дает уверенность, что неприятная ситуация закончится хорошо. И все действительно хорошо заканчивается.
Большая любовь его - спорт. Мы его достаточно рано начали приобщать к спорту, с пяти лет. Это были горные лыжи, адаптивный конный спорт. Я вижу, что он от этого получает огромное удовольствие. То есть движение - это жизнь. И то, что касается нашего ребенка, это верно на 100%.
— Какие навыки, нетипичные для такого диагноза, приобрел Лев благодаря вашим стараниям и ресурсному классу?
— Нетипичные навыки Левы — это очень высокий уровень эмпатии. Он хорошо считывает людей. Всегда чувствует уровень настроя на общение с ним. Бывает, что люди формально общаются, бывает, что искренне рады его видеть, — это он очень хорошо считывает и по-разному выстраивает коммуникацию. С теми, кто к нему с душой, он невероятно заботлив. Он может и туфли подать, и сумочку, кофе может сварить, погладить и как-то выразить свою симпатию, заботу,
Лева — человек-праздник. Он умеет не концентрироваться на обидах, а даже если обидное произошло, то он как-то может быстро из этого выйти. Это удивительно просто.
Однажды я пришла домой очень уставшая, в прихожей было не прибрано, и я с порога начала делать замечания, а Лева подошел, меня просто погладил - так он выражал сочувствие. Это, конечно, редкое качество для такого ребенка. С ним очень легко.
— Почему не во всех городах (например, в Снежинске) возможно открытие ресурсных классов? Есть непреодолимые трудности, с которыми встречаются власти? Или это больше про нежелание работать над этим?
— Со всеми директорами школ Снежинска были проведены встречи инициативной группой родителей. Было разъяснено, как работает эта модель, как задействованы педагоги, что обязательно для помощи привлекаются внешние эксперты. Проводились встречи на уровне управления образования.
Мы слышали мнение, что ресурсный класс не прописан в законе «Об образовании». Однако по этому закону родители могут выбирать тот формат обучения, который лучше всего подходит их детям. Если у ребенка особые образовательные потребности, семья может выбрать для него коррекционную школу, семейную форму образования или инклюзивный формат. И в данном случае чиновники должны создавать те условия обучения для детей с особыми образовательными потребностями, которые просят жители города.
За три года родители детей-инвалидов написали не одно обращение в управление образования, обозначили необходимый им формат. Но дальше дело не двигается.
Полтора года назад в городе был выбран новый глава, и нам удалось его убедить, что ресурсный класс нужен. Он побывал на площадке первого ресурсного класса в Челябинске, и положительное решение было принято. Чтобы ресурсный класс открылся, нужно подписать "дорожную карту" и начать подготовку. Школа предоставляет один класс, в котором делается ремонт. Однако выяснилось, что школе, в которой решили делать ресурсный класс, давно нужен капитальный ремонт, цена вопроса - несколько миллионов. Уверенности, что после ремонта класс там откроется, к сожалению, нет.
С принятием проекта и возникла самая большая проблема. Многие родители обычных ребят не хотят, чтобы рядом с их детьми учились особые дети. В такой ситуации очень нужен диалог между родителями особых и обычных детей. Он пока не получился.
Поэтому в случае с открытием ресурсного класса в Снежинске я вижу две пока не решенные проблемы. Первая - педагоги и родители школ нуждаются в поддержке. Градус напряжения сейчас в городе высокий, может быть, потому, что люди до конца не знают, как работает ресурсный класс. В этом нет их вины. Вторая — боязнь взять ответственность на себя.
— Елизавета Эдуардовна,что нужно предпринять, чтобы открывались ресурсные классы?
— В Челябинской области в настоящее время очень благоприятная ситуация для открытия ресурсных классов. Она сильно отличается от того, с чего мы начинали в 2019 году. Тогда я, как инициатор запуска этой модели, руководитель общественной организации, вела очень длительные переговоры с нашим министерством образования. Два года ушло на подбор школы. Была выбрана школа № 109 в Челябинске. Я отбирала будущих специалистов, проводила стажировки среди студентов педуниверситета. Нам очень помогла первый заместитель губернатора Ирина Гехт. Прорыв произошел у нас в регионе в 2021 году, когда губернатор Алексей Текслер принял нашу инициативу, и было увеличено финансировании для детей-инвалидов, которые идут учиться в инклюзивном направлении в общеобразовательную школу. Но, безусловно, говорить о том, что у нас инклюзия реализована на 100%, конечно, рано. Нам важно открывать ресурсные классы по запросу.
Сегодня у нас есть "дорожная карта" по открытию ресурсных классов в Челябинской области. По этой "дорожной карте" до 2024 года мы должны открыть еще 12 классов. Если говорить про условия, то любой город может заявиться. И сегодня таких заявок в министерстве образования очень много. Заявились на будущий год Копейск, Трехгорный, Троицк, Челябинск, Миасс, Магнитогорск.
— Как еще мы можем помочь особенным детям и их родителям?
— По-хорошему, конечно, родитель должен пройти обучение и понимать, что такое ресурсный класс и что требуется от семьи. У меня есть курс «Пять шагов к ресурсному классу». Мы подробно разбираем, как участвует семья в инклюзивных мероприятиях, как строить отношения с родителями обычных детей, одноклассниками своего ребенка. Это полезный курс, потому что, когда родитель вооружен знаниями, он более эффективен. Еще можно обратиться с заявлением в управление образования по месту жительства для зачисления в ресурсные классы. Главное, конечно, все делать заблаговременно, то есть не в августе писать это заявление, если ребенок собирается идти в сентябре.
Ранее мы рассказывали, что первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт жестко раскритиковала бездействие управления образования Снежинска. Поводом послужило то, что в закрытом городе родителям отказывают в создании так называемых ресурсных классов для детей с нарушениями интеллекта и расстройствами аутистического спектра. Ирина Гехт считает, что проблема на самом деле не в детях, а в нежелании взрослых приложить усилия к решению вопроса.
В управлении образования Снежинска тогда рассказали, почему не могут открыть в школах ресурсные классы. Все дело в том, что деньги на это не заложены в бюджете, нет преподавателей, которые занимались бы с особенными детьми. Такой замкнутый круг.
Валентина Яковлева
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября