Больше всего жителей России раздражают в мигрантах незнание русского языка и культура поведения. Об этом рассказал руководитель московского Центра международных и региональных проектов Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ Павел Мареев на II всероссийской конференции об этноконфессиональных отношениях в Оренбурге.
Коренным жителям не нравятся высокий уровень преступности среди мигрантов и связь некоторых из них с международным терроризмом. Эксперт привел статистику СК РФ, согласно которой с начала текущего года иностранцами совершено более 26 тыс. преступлений – увеличение почти втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это время рост тяжких преступлений, совершенных «нелегалами», составил 12%. Также стали больше совершать преступные деяния граждане России, которые приобрели гражданство менее 10 лет назад.
«Год назад мы лишь высказывали озабоченность, что эти «раздражители» имели тенденцию к дальнейшему развитию. Сейчас реакция жителей на эти факторы ужесточается, в некоторых регионах проходит даже самоорганизация общества для противодействия мигрантам», - рассказал Павел Мареев.
Как пример он привел движение активистов «Русская община», когда в случае нарушения норм поведения мигрантами применяются «санкции спонтанного социального контроля».
«Рост преступности среди мигрантов за последний год резко возрос и продолжает расти. Тремя основными «поставщиками» мигрантов в нашу страну по-прежнему остаются Таджикистан, Узбекистан и Киргизия.
За этот год существенное влияние оказывает ситуация в Афганистане, граничащем с государствами СНГ, откуда приезжают мигранты. Увеличилась вербовочная активность иностранных спецслужб, а террористическая организация касается не только украинских националистических профашистских сообществ, а и вот этих восточных иммигрантских организаций», - рассказал эксперт.
Он назвал регионы, где произошел резкий всплеск негативного восприятия мигрантов в обществе - это Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Новгородская и Калининградская области. Миграционные потоки в ближайшем будущем особо не изменятся, а при дестабилизации ситуации в республиках Центральной Азии и ухудшения ситуации в Афганистане только возрастут. Он обозначил еще одну проблему, которая может возникнуть после завершения СВО. Тогда домой вернется большое количество участников боевых действиях, что не приведет к росту «толерантности». Мареев подчеркнул, что пока эта проблема обозначена только теоретически.
«У нас два варианта - либо соглашаемся с тем, что начало наконец-то делать государство, это в первую очередь касается руководителей диаспор, причем конкретных стран. Либо вот на снимке - другая тенденция, которая будет, в том числе для тех, которые отказываются исполнять российское законодательство. Это самоорганизация общества, а что такое самоорганизация общества в России, в истории, мы с вами знаем», - уточнил эксперт.
Про решение проблемы с мигрантами в Венгрии – стране, которая действует наперекор Евросоюзу, рассказала кандидат исторических наук Оренбургского государственного педуниверситета Светлана Дерябина. Ответом на миграционную политику ЕС еще в 2022 году в Венгрии стал новый, довольно жесткий миграционный закон. Он запрещает физическим лицам под угрозой уголовного наказания оказывать нелегальную помощь прибывшим мигрантам, организации получают огромные штрафы за его неисполнение, и запрещает организованно расселять беженцев.
«Данный закон позиционируется как ответ «злому гению» Европы Джорджу Соросу, которого премьер-министр Венгрии Орбан обвиняет в желании заместить христианское население Европы, ввозя в год по миллиону мигрантов. Также Орбан утверждает, что все европейские властные структуры подчинены Соросу и оплачиваются им. Со стороны ОБСЕ и некоторых стран ЕС закон вызвал негативную реакцию», - сказала Светлана Дерябина.
Об этнокультурном потенциале интеграции мигрантов рассказала доктор политических наук, профессор Самарского государственного технического университета Наталья Мухаметшина. Обращение к этнокультуре и родному языку среди приезжих выполняет некую адаптационно-защитную функцию, и в новой среде обитания сохраняется актуальность таких атрибутов, как национальная кухня, элементы этнического стиля. Востребовано национальное творчество - песни и танцы.
«Очевидно, что национальный стиль в одежде, интерьере дома, организации жизненного уклада - это возможность не только сохранить этническую идентичность, но и наработать социальный капитал в диапоральных сообществах. И это выполняет амбивалентные функции: с одной стороны, этнокультура сохраняет стремление общаться внутри своей группы, но в то же время это сочетается с открытостью, взаимодействием и сравнительно безболезненным вхождением в новую среду», - рассказала профессор.