Политологи говорят, что сентябрьские губернаторские выборы в Челябинской области будут референдумного типа - когда лидер гонки всем заранее понятен и просто должен будет подтвердить свои полномочия. И главным риском здесь является низкая явка. Скорее всего, администрация президента потребует превзойти цифру по явке, которая была на выборах 2019 года. Но выполнить задачу будет сложно, потому что пять лет назад не было президентских выборов, а значит, не было усталости избирателей. Кроме того, явка на выборах губернатора в Челябинской области нестабильна, в последние годы она едва превышала 50%. О выборных рисках и путях их преодоления, а также о фамилиях в бюллетенях мы поговорили с доктором политических наук Сергеем Зыряновым и руководителем исследовательской группы «Монитор» Алексеем Ширинкиным.
Оба специалиста отмечают, что высокой явки выборы референдумного типа не предполагают.
«Мотивация для участия в выборах будет относительно невысокой, но она вполне может перекрыться тем, что большинство граждан Российской Федерации, где-то 80-85%, ориентированы на подданническую политическую культуру, а она предполагает подчинение тем условиям, которые власть людям предлагает. Поэтому значительная часть избирателей Челябинской области отреагирует на предложение поучаствовать в референдумных выборах положительно. В сравнении с президентскими выборами возможностей повышать явку у команды губернатора Челябинской области меньше. В марте было три дня голосования, и основная часть избирателей, я посмотрел по статистике, проголосовала в первые два дня, а в третий до избирательных участков дошли «хвостики». А здесь придется все укладывать в один день», - сказал ученый.
Алексей Ширинкин вспомнил, что на выборах президента интриги тоже практически не было, но явка была высокой. «На губернаторских выборах, да, будет ниже, чем на президентских, но тоже достаточно высокая ожидается. Текслер – политик довольно популярный. Если бы он был неинтересен, незаметен и непопулярен, то и мотивация у людей пойти и проголосовать была бы крайне низка. Но ведь это не так.
Социология говорит, что рейтинг Текслера действительно высок.
Это фиксируется и другими инструментами, в том числе общением с людьми. Никто не ставит задачи обеспечить запредельно высокую явку. Да и сам Алексей Леонидович, не думаю, что хочет затмить кого бы то ни было», - рассуждает Алексей Ширинкин.
Он считает, что избирателям нужно относиться к выборам как к возможности проявить свою позицию. Это касается и тех, кто ходит на участки просто для развлечения. «Выборы – это же не какая-то тяжелая и болезненная процедура, как, например, пойти к стоматологу. Это же можно воспринимать как некое развлечение, шоу для кого-то, а для кого-то – акт гражданского участия, проявления патриотизма, определенной публичной лояльности к государству. Всем дают возможность проявить то, что они хотят, посетив избирательные участки», - говорит политолог.
Сергей Зырянов напомнил, какой была явка на всех прежних семи губернаторских выборах в Челябинской области. «У нас первые выборы губернатора проходили в 1993 году (тогда они назывались выборами главы администрации области), в два тура, было шесть кандидатов, явка была около 30%. Победил тогда Петр Сумин, но он не приступил к полноценному исполнению обязанностей из-за сентябрьско-октябрьских событий 1993-го. Самая высокая явка была в 1996 году - 53,5%, острые и конкурентные выборы. В 2000 году явка составила 50,25%, тогда три человека по-серьезному боролись за губернаторство: Гришанков, Гартунг и Сумин. В 2019 году явка была 45%. На предстоящих выборах губернатора стоит задача, видимо, поднять явку выше вот этого порога в 45%, чтобы показать подвижку в лучшую сторону в отношении населения к региональной власти, в поддержке губернатора Текслера. Мне кажется, сейчас оптимальной будет задача получить явку в районе 50%. И она выполнима, потому что первый губернаторский срок для Текслера прошел хорошо - он очевидный фаворит предстоящих выборов. Пять лет назад был незнакомцем, а теперь он с населением активно поработал и должен получить более высокую явку. Это моя оценка, она может быть не совсем корректной, но я так считаю. Скорее всего, и администрация президента и по явке, и по количеству голосов поставит задачу превзойти результаты предыдущих выборов 2019 года хотя бы на 1%, а лучше - на 5%. И, конечно, трудно ожидать, что на этих выборах будет побит рекорд, который Дубровский обеспечил себе в 2014 году. У него голосов было 86,37%, но явка составила 42,51%», - привел цифры политолог.
Алексей Ширинкин отметил, что легитимность выборов губернатора по показателю явки в любом случае будет обеспечена. «Мы помним любимые критиками Текслера, в том числе оппозиционными блогерами, рассуждения о том, какая явка говорит о легитимности выборов. Это же вопрос из греческой философии: сколько камней – кучка? По действующему законодательству у нас нет порога явки. Вопрос только в комфортности представления о том, сколько людей участвуют в политической жизни. Я интуитивно оцениваю, что явка на выборах губернатора Челябинской области в этом году будет в диапазоне 30-45%», - сказал он.
Отимальное количество фамилий в бюллетенях на сентябрьских выборах, по мнению Сергея Зырянова, четыре. «В этом случае повторится формат избирательного бюллетеня, который был на выборах президента. Виталий Пашин заявил об участии в выборах, он лидер ЛДПР в Челябинской области. Не уверен, что в этот раз будет выдвигать свою кандидатуру представитель КПРФ Константин Нациевский, хотя результат голосования в прошлые годы у него был повыше, чем у Пашина. Электоральный потенциал у Нациевского есть, но, скорее всего, проблема с финансовыми ресурсами. Если ему помогут решить эту проблему, то он будет участвовать как технический кандидат, который не претендует на победу, но будет ориентироваться на то, чтобы показать солидный для КПРФ результат. Решение по участию кандидата от областного отделения КПРФ будет приниматься ЦК партии, и здесь многое будет зависеть от позиции первого секретаря Челябинского областного отделения, депутата законодательного собрания Игоря Егорова. И появится еще кто-то, также технический кандидат, на случай, если, например, Пашин снимет свою кандидатуру. Но, думаю, снятия не произойдет, потому что, если Пашин или Нациевский идут на выборы, они пойдут до конца. Но все равно страховочный вариант нужен. Возможно, будет и пятый кандидат, как в 2019 году. Тогда был Сергей Смышляев от парии «Родина». Он и сейчас на слуху. Если амбиции у него сохранились политические, то он тоже может принять участие в выборах. Влиятельный политик, депутат Госдумы Валерий Гартунг пообещал не мешать Алексею Текслеру избираться губернатором. Однако все это - совершенно предварительный анализ», - подытожил доктор наук.
По словам Алексея Ширинкина, в бюллетенях мы, вероятно, сможем увидеть фамилии представителей еще двух партий. Но для них может стать сложным прохождение муниципального фильтра. «Текслер в 2022 году говорил, что намерен участвовать в выборах, но пока об окончательном решении он не объявлял. Интрига тут под сомнением. Это любители странных информационных продуктов говорят: «Вот, ему сказали - и пойдет, не сказали - не пойдет, а еще его могут забрать куда-то». Думаю, 99,9%, что он пойдет. А кто еще будет участвовать? Тут все упирается в сложность процедуры. Если бы она была проста, пошло бы человек 50 или больше. Но по факту все ограничится только партиями, имеющими право на выдвижение кандидатов без сбора подписей. Это те партии, которые представлены в областном законодательном собрании. У нас среди таких партий, например, «Зеленая альтернатива», «Партия пенсионеров». Единственное, у них там есть проблема с прохождением муниципального фильтра. Им надо подписи депутатов по области собрать, по-моему, 200. Это тоже непростая задача. И здесь вопрос, конечно, кто из них пойдет в эту историю», - сказал политолог.
Сергей Зырянов ожидает, что будут использованы те же инструменты повышения явки, что и в марте. Только, по его мнению, некоторые из них нужно скорректировать.
"В этот раз следует ожидать, что формат участия в ДЭГ будет расширен. Иначе не проявится сущностный эффект ДЭГ – это повышение явки и получение ожидаемых результатов голосования. Надомное голосование тоже активизируется. Выборное законодательство позволяет сейчас по упрощенной схеме проводить голосование вне избирательных участков.
Не стоит забывать, что роль в повышении явки на выборах президента сыграли викторины.
Их опять будут применять, но единственное, что вызывает у меня лично настороженность, - это относительно небольшое количество призов. Если в Екатеринбурге было порядка 2 тыс. призов, то у нас в Челябинске - только 300 плюс три квартиры и десять машин. Это значит, что совсем небольшой процент участников получил призы. Когда викторина будет повторяться, но количество призов не будет увеличено, то может появиться такая категория избирателей, которая скажет: «А меня в прошлый раз обманули. Я приз не получил, поэтому сейчас на эту удочку не клюну и голосовать не пойду»", - предполагает специалист.
Алексей Ширинкин считает, что действующий челябинский губернатор, который полтора года назад заявил о желании идти на второй срок, во время предвыборной кампании будет проявлять себя прежде всего как технократ. «Думаю, что у Алексея Леонидовича политические вопросы находятся внизу списка приоритетов. Допускаю, что есть такие губернаторы, которые ищут возможности окружить себя замысловатыми ритуалами, для них жизнь пресна. Но очевидно, что Текслер к ним не относится. Его подход – это problem solving, он решатель проблем. Ему это нравится, когда есть задача, и он решил. И второе - ему важно видеть результаты своей деятельности в конкретных проявлениях. Например, видеть, как троллейбусы «Синары» по Челябинску заездили или федеральные деньги удалось вытащить на какой-то региональный проект. А выборы и политическая тематика для него – неинтересная затея. Хотя он, говорят, не любит, когда его технократом называют, но, конечно, он технократ. В России сегодня элита технократическая, для таких людей сама концепция демократии и политической игры довольно чужда. Они не понимают, зачем все это надо», - отметил аналитик.
Галина Лепина