Звонок. Номер – московский. Коллега, ведущий радиостанции. Просит меня прокомментировать решение губернатора Челябинской области Алексея Текслера сократить виды деятельности, где могут трудиться мигранты с патентами. Решение, кстати, довольно жесткое: по нему, как писали, работу могут потерять примерно 60% мигрантов с патентами из тех 12,5 тыс., что сейчас зарегистрированы на Южном Урале.
Вообще разрыв шаблонов, конечно. Если я все правильно понял, теперь мигранты не смогут ни шаурму делать и продавать, ни фруктами торговать. Говорю я в телефон коллеге из Москвы: решение жесткое, но верное. Ибо люди нужны на заводах и на стройке, а торговать фруктами и делать хот-доги с шаурмой могут и не мигранты. Или те из них, кто уже получил гражданство.
Дефицит кадров, говорите? А где его нет? Да в любой отрасли, за исключением самых дохлых. Те, кто хочет действовать, начинают повышать зарплаты. И – о, чудо! Посмотрите, с какими цифрами открываются новые вакансии. Квалифицированные токари, водители большегруза, монолитчики, слесари и так далее – 150-200, а то и больше. Разнорабочий – 80 тыс. Курьер в доставке вообще до 150...
Наконец-то мужики-работяги начали получать столько, сколько и должны получать работящие мужики, чтобы за свой труд спокойно содержать семью, детей. Правда, для этого должны были случиться COVID и СВО... А эти решения так или иначе закрепят этот рост зарплат, потому что демпинговать не будет кому.
«До 150? Курьеры? В Челябинске? – с удивлением переспрашивает меня московский коллега. – А сколько же тогда журналисты зарабатывают?»
А вот тут беда, отвечаю. Ибо отрасль из тех, что в кризисе. В глубоком кризисе. Зарплата рядового корреспондента – тысяч 40-50.
«40-50?» – теперь уже с соболезнованиями в интонации вновь переспрашивает меня московский коллега.
Ну да. Но я не сказал ему, что никто не шевелится, чтобы поднять зарплаты в медиа – видимо, либо нет сил и средств, либо качество низкооплачиваемого труда никого не волнует. Да и медиа-то в регионах по большей части либо государственные, либо квазигосударственные.
А еще, говорю я коллеге, это решение Текслера (впрочем, аналогичные меры начали принимать во многих регионах страны) снизит приток неквалифицированной, малограмотной части мигрантов. Тех, кто в итоге идет в подпольные молельни и в такие же подпольные залы ММА, а в итоге по вечерам иногда уже бывает страшно за женщин и девушек, в одиночку идущих по улице...
Ничего, кстати, против мигрантов не имею. И уж тем более против конкретных стран и национальностей. Их, мигрантов, наличие, в том числе в трудовой сфере, – общемировая практика. Вопрос ведь не в них, а в том, на каких условиях они приезжают в страну. Если это подготовленные, образованные, работящие, хорошо воспитанные, знающие хотя бы основы языка и культуры страны пребывания люди – да кто ж против-то? А самых умных и толковых вообще надо оставлять здесь.
Впрочем, как мне кажется, принимаемые меры – скорее, попытка подкорректировать некий маятник, который слишком уж качнулся в одну из сторон. Теперь он полетит в другую. И опять надо будет корректировать, чтобы вся конструкция не полетела вразнос.
И постепенно сама жизнь, мигранты, экономика и власть найдут какой-то баланс, более-менее устраивающий всех.
Сто пятьдесят тысяч курьерам – это точно не навсегда. COVID и конфликты имеют свойство заканчиваться, а вот поиск бизнесом наибольшей эффективности – нет. Рано или поздно бизнесу надоест платить такие деньги курьерам. И тогда в нашу жизнь придет доставка дронами. Потому что они дешевле людей в эксплуатации и по стоимости. К тому же уже сейчас мощности по их производству (увы, пока что для военных целей) растут такими темпами, что потом с ними надо будет что-то делать. Да и научно-технический прогресс никуда не делся и останавливаться не собирается.
Сейчас, как известно, даже сам факт владения дроном надо оформлять «где следует». А полеты-то без спецразрешения и вовсе, по сути, запрещены. Закрыто для дронов гражданское небо.
Но, повторюсь, конфликты всегда заканчиваются. И вот тогда...
Тогда придется разрабатывать правила воздушного движения для всех этих летающих коптеров. И создавать управляющую всем этим инфраструктуру. И никуда спецслужбы и военные не денутся. Как в случае, например, с частотами под связь 4G и 5G.
Огромный труд. А еще это огромные инвестиции. А значит, новый толчок для экономики.
А все алчность и лень – главные двигатели прогресса человечества...